Так начинались традиции

Юрий Громов

…По стране шагала первая пятилетка. И хотя главными орудиями труда были кайло да тачка, собственные руки да лошадь, люди работали с небывалым энтузиазмом, показывая чудеса в достижении поставленной цели. Тяжелая физическая работа не могла погасить радость свободного труда, труда для себя, своей страны, во имя будущего.

В эти годы в стране, в том числе и Сибири, развернулись грандиозные стройки. 6 ноября 1930 года в Самарово (ныне Ханты-Мансийск) был сдан в эксплуатацию крупнейший по тем временам рыбоконсервный комбинат. В быстро строящийся окружной центр со всех концов России съезжались люди. Среди них была и молодая девушка Евлампия Трифонова.

— Вот здесь и будешь работать, — сказал ей мастер консервного цеха Василий Карпович Куклеев, — работа не хитрая. Заливай баночки с рыбой томатом, но как можно аккуратнее.

Евлампия добросовестно следовала совету. Привыкнув к стойкому рыбному запаху, к новой обстановке, к людям, работающим рядом, она вошла во вкус дела. Пожалуй, никто в цехе так аккуратно не выполнял работу, как Евлампия. Одновременно осваивала «специальности» грузчика, дровосека…

— А ну-ка, девоньки, айда на разгрузку рыбки, — говорил мастер, — плашкоут не ждет.

И женщины шли без возражений, понимали: каждый час простоя дорого обходится предприятию, а рабочих рук не хватает. Осенью, надев на спину «козу» (так называли приспособление для переноски грузов), разгружали баржи с солью. Зимой ездили на заготовку дров для комбината.

…Евлампия бегала иногда посмотреть на работу укладчиц. Ей это дело нравилось.

— Василий Карпович, поставьте меня рыбу укладывать, — робко попросила она как-то мастера. — Я справлюсь.

А через месяц мастер удивленно крутил головой:

— Ловкая ты, девонька, молодец!

Евлампия не только успешно справлялась с нормой, но и перевыполняла ее. Требовалось в каждую баночку уложить по 250 граммов язя. Все это делалось, конечно, вручную. Дневная норма — две с половиной тысячи, а она наравне с опытными укладывала до трех-четырех тысяч банок.

Шли годы. 1941-й лег на женские плечи тяжким бременем. Более ста мужчин с комбината ушли на защиту Родины. Оставшиеся трудились за двоих, сутками не уходили с рабочих мест. Трудно было с питанием. Хлеб, продукты выдавали строго по карточкам. По инициативе администрации, партийной и профсоюзной организации на комбинате открыли лавку «Ударник», в которой передовикам в виде награды выдавалось дополнительно к пайку немного хлеба, мяса, рыбы, растительного масла…

Выдержала Евлампия Сазоновна и это тяжелое время. Труд был ее жизнью, спасением от всех бед.

Тридцать три года проработала она на комбинате, и неизменно в числе первых. О таких, как она, говорят: «Будешь в работе, будешь и в почете».

Много раз за добросовестный труд Евлампия Сазоновна награждалась Почетными грамотами. ценными подарками, ее имя заносилось в Книгу почета. Имеет и правительственные награды.

…Не узнать сейчас Ханты-Мансийский рыбоконсервный комбинат. На смену ручному труду пришли механизация и автоматика. Стал другим и консервный цех. Но остались неизменными трудовые традиции, начало которым положили участники первых пятилеток, ныне ветераны труда и среди них — Евлампия Сазоновна Трифонова.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика