Сергей Стефанов является, пожалуй, одним из самых медийных медицинских работников города. Достаточно часто в СМИ появляются сообщения о том, что врачи под руководством заведующего кардиохирургическим отделением Окружной клинической больницы провели очередную уникальную операцию, спасли безнадежного больного, и даже пересадили сердце пациенту. Впечатлившись подобными материалами, мы отправились в гости к Сергею Андреевичу. И прямо с порога принялись его допрашивать…
— Вам не кажется, что вся ваша судьба больше всего похожа на сценарий какого-то современного сериала? Вы с седьмого класса решили посвятить себя медицине, прочитав три книги о хирургах да вдобавок попав под влияние бабушки — главврача одной из больниц. Долгое время успешно лечили людей в престижной московской больнице и преподавали в уважаемом вузе. По любви женились на красивой студентке. А потом вдруг оставили «белокаменную» и переехали в какой-то там Ханты-Мансийск, быстро подняв здесь кардиохирургию едва не до столичного уровня…
— Да нет, это обычная жизнь, несколько приукрашенная стараниями ваших коллег. На самом деле не все так позитивно, ведь у нас ответственная и напряженная работа, накладывающая свой отпечаток на психологию.
— В одном из интервью вы говорили, что «…эмоции в работе хирурга – это, скорее, минус. Ум хирурга обязан быть взвешенным и холодным». Получается?
— Порой во время операции возникают сильные эмоции, особенно когда идет не плановая, а экстренная операция, и требуется максимальная концентрация. В штатном режиме совершаешь отработанные действия, переживаешь, когда на столе оказывается человек с букетом сопутствующих заболеваний. Но хирург — не наседка, операции идут каждый день, завтра предстоит новая — другому человеку, которому предстоит помочь.
— Уместно ли будет сравнить операционную с СТО, где механики чинят автомобиль?
— У всех машин одной марки все детали однотипны, всегда можно выбросить одну запчасть и заменить на другую. У живого организма каждый элемент уникальный и особенный.
— Сколько сердец вы «отремонтировали» за свою жизнь?
— Здесь, в Ханты-Мансийске, делаю примерно двести операций в год. За одиннадцать лет получается что-то около двух с половиной тысяч.
— Что является самым тяжелым в вашей работе?
— Смерть пациента. За последние тридцать лет кардиохирургия изменилась кардинально, на операционном столе смертей практически не бывает, но процент летальности есть, от этого никуда не деться. Хирургу важно относиться к этому профессионально: анализировать ситуацию и делать правильные выводы.
— А что является самым радостным?
— Конечно, когда возвращаешь человека к жизни, особенно после экстренной операции. Представьте, до твоего вмешательства он почти умирает – а в конце концов уходит из больницы на своих двоих. Значит, и ты не зря топчешь землю! Кстати, к нам все чаще стали привозить больных из других регионов, например, недавно доставили вертолетом с Ямала трех пациентов с расслоением аорты.
— Возникают ли в отделении трудности в кадровых вопросах?
— С врачами, пожалуй, нет, а вот со средним медицинским персоналом порой случаются, ведь постоянно принимать участие в долгих и сложных операциях тяжело физически. Поэтому операционные медсестры у нас — на вес золота, большинство из них работает уже давно. От них во многом зависит успех лечения.
— Признайтесь, есть ли у вас профессиональная мечта?
— Была — и реализовалась здесь, в Ханты-Мансийске. Звучит она просто: хотелось возглавить успешное, развивающееся подразделение, организовать его работу так, как я вижу, при этом обладать определенной свободой для принятия самостоятельных решений, поддерживаемых руководством.
Это удалось. За минувшее десятилетие мы внедрили множество технологий, зашагали в ногу с современной кардиохирургической наукой и практикой. Надеюсь, эта тенденция сохранится и в дальнейшем.
— Не страшно держать в руках чье-то сердце?
— Нет. Нередко присутствует волнение, ведь всегда что-то может пойти не так. В этом году мы осуществили две успешные пересадки сердца. Технически эта операция не так сложна, но требует огромной подготовительной работы, в которую вовлечено огромное количество специалистов. Вообще в кардиохирургии всегда наличествует большая команда, а в трансплантологии еще больше. Пересадка сердца — это своеобразная веха в работе кардиохирурга, не каждому удается ее достичь. Можно сказать, что она в определенной степени является сакральной.
— Кстати, на ваш взгляд, есть ли в работе хирурга место мистике?
— Пожалуй. Это когда безнадежный пациент вдруг выздоравливает вопреки даже здравому смыслу.
— И почему?
— Наверное, не все на свете мы еще знаем. Чудеса в медицине пусть редко, но все-таки случаются.
— Из всего вышесказанного, говоря словами героя «Москва слезам не верит», вы «какой-то идеальный получились». А недостатки-то у вас есть?
— Есть. Но заведующему отделением и хирургу, на котором лежит слишком большая ответственность за чужие жизни, приходится «держать марку». Надо поддерживать позитивный образ, это важно для душевного спокойствия пациентов.
— В последние годы на экраны вышло огромное количество «медицинских» сериалов. Как вы к ним относитесь?
— Первые из них были достаточно качественными – «Доктор Хаус», «Скорая помощь». У большинства современных оказались непрофессиональными консультанты, поэтому они выглядят смешно.
— Остается познакомить читателей с членами вашей семьи.
— Жена Екатерина трудится в ОКБ, старшая дочь Катя получила экономическое образование и работает в туристической сфере, сыну Грише девять лет, а Лиде только пять. Недавно состав семьи увеличился за счет Урала — белой швейцарской овчарки, которая требует регулярных прогулок.
— Мы плавно перешли к вопросу обсуждения ваших увлечений…
— Это прежде всего активный отдых. Летом — велоспорт, бег, кайтсерфинг, зимой – горные лыжи, круглогодично — теннис. Еще я люблю читать. Необходимость доставки детей по вечерам на многочисленные секции и кружки все больше превращается в своеобразный квест. Признаюсь честно: недавно перепутал и отвез ребенка на рисование вместо танцев, чему руководитель студии сильно удивился. Кстати, вот еще одно преимущество Ханты-Мансийска – здесь очень много возможностей для самореализации и обучения детей, занятия бесплатные или недорогие, их места располагаются близко.
Есть у нас и дача с грядками клубники, смородины, крыжовника.
— Где обычно проводите отпуск?
— Зимой едем туда, где можно покататься на горных лыжах, летом предпочитаем какие-то походы. Недавно оценили преимущества поездок на собственном автомобиле – ездили до Сочи и обратно, потом по Уралу и Сибири, в следующем году хотим посетить Карелию.
— А насовсем уезжать от нас, надеюсь, не планируете?
— В Ханты-Мансийске меня все устраивает и в профессиональном, и в житейском плане, вообще по характеру больше нравятся небольшие города. Моим детям здесь хорошо. Но в то же время я помню, что «никогда не говори никогда».
Послесловие
О результатах работы врача лучше всего скажут его бывшие больные, ставшие здоровыми. Чтобы не быть голословным, приведу лишь несколько наиболее эмоциональных отзывов граждан, которым посчастливилось оказаться пациентами кандидата медицинских наук, «Заслуженного работника здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и просто хорошего человека Сергея Стефанова:
«26 августа супругу была выполнена операция по протезированию аортального клапана и аорты. Огромное спасибо за проделанную кропотливую работу, за понимание, терпение и доброту! Вы — гордость нашего округа! Низкий Вам поклон!»
«От всей души благодарим за операцию нашей маме, проведенную 21 апреля! Сергей Андреевич — не просто профессионал в своем нелегком деле, но и внимательный, чуткий и сильный человек, способный принять ответственное решение во имя жизни и здоровья пациента. Мы благодарны и за высокое качество проведенной им сложнейшей операции, и за его доброе человеческое отношение»
«Попал в больницу в «плачевном» состоянии, операция длилась 6 часов, но врачи просто молодцы, они реально знают свою работу и возвращают людей с того света! Выражаем огромную благодарность Сергею Андреевичу за его кропотливый труд и заботу о своих пациентах. Вы творите благое дело!»
«Хотим всей семьей выразить огромную благодарность Сергею Андреевичу и всей команде врачей-кардиохирургов, которые приложили максимум усилий в операции нашего папы. Была угроза жизни. Но Господь через ваши руки продлил ему жизнь»
«Сергей Андреевич оперировал меня еще в Москве в 2007 году, работа была проведена большая и сложная, бегаю до сих пор на своих ногах. Расстроилась немного, когда узнала, что уехал наш врач из Москвы, дай Бог ему здоровья, золотые руки у доктора»
«Огромное спасибо Сергею Андреевичу за спасение моей грешной жизни! Внимательный, отзывчивый, хирург от Бога!»