Есть люди, которые сразу располагают своей искренностью, отсутствием фальши и желания пустить пыль в глаза. Мало кто способен честно, без прикрас и уверток рассказать незнакомому журналисту о своей профессии, поделиться сомнениями и даже огорчениями. И тем ценнее каждая такая встреча. Знакомьтесь: Евгения Ивановна Рудько, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6».
— Что подвигло вас к выбору столь непростой профессии?
— Родилась я в Ростовской области, а детство прошло в Кызыле. Мама работала агрономом, папа – водителем и сварщиком. К моменту окончанию школы я точно решила поступать в вуз, только не знала, какую стезю избрать. Все определилось в одиннадцатом классе, когда мне выпало на один день превратиться в учителя – в нашей школе проводили День самоуправления. Тогда на краткий миг я ощутила себя педагогом и таким образом определила свое будущее.
Сначала закончила педагогическое училище, затем сразу поступила в пединститут. В 2003 году пришла на работу в школу и сразу просто влюбилась в эту профессию. Это случилось в Новосибирске, куда я поехала вслед за супругом – с будущим мужем мы познакомились еще будучи студентами.
— А когда в вашей жизни вдруг возник Ханты-Мансийск?
— В 2014 году, когда сюда пригласили мужа – он работает инженером. До этого лишь краем уха слышала такое название.
— И каковы оказались первые впечатления — после Новосибирска?
— Очень удивилась, когда за три дня пешком обошла весь город – неужели это все?
— Убежден, что профессия учителя начальных классов по вредности сопоставима с профессией лесоруба или шахтера. Чтобы каждый день по доброй воле входить в класс, по которому одновременно носятся три десятка озорников, неслухов или плакс – для этого нужно обладать каким-то особым складом характера…
— У Гете есть высказывание: «Учатся у тех, кого любят». Однажды кто-то из родителей обмолвился: мой ребенок заметил, что у вас на пуговице — слоник! После этих слов я крепко задумалась и с тех пор стала гораздо более требовательной по отношению к самой себе. И ведь действительно, к учителю у детей особое внимание, на уроке глаз не спускают, буквально сканируют твое поведение, слова, внешность. Приходится помнить, что мы – представители интеллигенции и ежедневно работаем с детьми, поэтому должны вести себя особым образом. А если тебе это не нравится, то лучше вовремя уйти из профессии.
Доводилось слышать мнение некоторых коллег, которые утверждают, что преподавание — это всего лишь «просто работа», и учителю совершенно не обязательно любить своих учеников. А я считаю, это абсолютно неправильно, любовь должна лежать в основе взаимоотношений педагога и его учеников.
— Но это ведь достаточно непросто?
— Расскажу одну историю. Однажды вечером позвонил мой ученик-четвероклассник и сообщил, что… решил уйти из дома: «Евгения Ивановна, передайте маме, что я ее люблю — и прощайте!» И после этого отключил телефон. Дальше была целая эпопея, в поиски мальчика были вовлечены даже мои муж с детьми. Когда в конце концов все благополучно завершилось и ребенок вернулся домой, мой сын поинтересовался: «Мама, а почему в такой ситуации мальчик позвонил именно тебе? Например, я бы обратился к брату или своим друзьям, но мне в голову не пришло бы звонить учителю!»
Как-то в разговоре знакомая мимоходом поинтересовалась: «Неужели ты каждый день хочешь идти на работу?» Я ее сначала даже не поняла – а разве может быть как-то иначе? Бывает, у тебя возникли какие-то проблемы, физически нет сил, но в тринадцать ноль-ноль запускаешь детей в класс, и они со всех ног бросаются к тебе: «Ах, здравствуйте, дорогая наша Евгения Ивановна!» Как можно в такой ситуации оставаться равнодушным?! Поэтому учитель не может позволить себе приходить к детям в плохом настроении. Но вы не подумайте, на самом деле я строгая, бывает, даже двойки ребятишкам ставлю!
— Скажите, а дети вас чему-то учат?
— Безусловно! В первую очередь – лучшему пониманию людей и логике совершения ими тех или иных поступков. За эти годы передо мной столько человеческих судеб прошло… Важно вовремя поинтересоваться жизнью ребенка, обстановкой в его семье. Если он почему-то агрессирует, значит, ему плохо, счастливый человек не сделает другому плохо.
— Что является самым тяжелым в вашей профессии?
— Времени постоянно не хватает, хотя с введением электронного журнала с педагогов сняли значительную часть груза бумажной работы в виде отчетов. Дистант – это, конечно, тяжело, но зато мы столько новых информационных технологий для себя открыли! И, в общем, справляемся – при поддержке коллег и родителей. Важно никогда не опускать руки.
— Мне кажется, что учителя начальных классов немножечко обделены вниманием по сравнению с коллегами из старшей школы. Все-таки несопоставимы выпускные вечера в четвертом и одиннадцатом классе…
— Да, бывшие ученики чаще всего приходят к тому педагогу, кто их выпускал во взрослую жизнь, хотя помнят и своего первого учителя. Тем не менее, и спустя многие годы я общаюсь со своими выпускниками. Недавно на адрес школы пришло письмо — меня каким-то образом разыскал один из бывших новосибирских учеников, сейчас он учится в институте и захотел пообщаться. Честно говоря, это оказалось так приятно!
— Где вы черпаете силы, чтобы всегда встречать детей приветливо и с улыбкой?
— Прежде всего – в своей семье. У нас два сына, Алеша учится в девятом классе, Саша — в седьмом. Помню, когда-то Алеша с большим недоумением спросил: «Почему про своих учеников ты говоришь «мои дети», ведь это только мы с Сашей – твои?» Надеюсь, я все тогда объяснила правильно.
Вообще, конечно, устаю. Когда ребятишки уходят вечером после занятий, часто остаюсь без сил. Помогает спорт, прежде всего – плавание. Раньше я на лыжах не стояла от слова «совсем», а в прошлом году задумалась – как же так, ведь живу на Севере? Разумеется, заставила себя встать на лыжи, и даже научилась кататься с небольших горок, хотя было безумно страшно, ведь я очень боюсь высоты!
— Каким увлечениям вы еще подвержены?
— Я — фанат своей работы, но она является очень энергозатратной. Поэтому иногда люблю побыть одна, погулять. Нравится побаловать близких чем-нибудь вкусненьким – честно говоря, я неплохо готовлю. Впрочем, из-за недостатка маминого времени мои мальчишки часто сами себе что-нибудь готовят.
— Завершающий вопрос: а чем для вас является Ханты-Мансийск?
— Знаете, мы любим путешествовать в отпуск на машине. И с некоторых пор, когда по возвращению подъезжаем к городу, у нас возникает общее чувство – мы приехали домой. Недавно мужу предложили перспективную работу в Санкт-Петербурге, но я сказала, что не поеду. Прикипела здесь…