К 16-й годовщине Октябрьской Революции Остяко-Вогульский национальный округ имеет большие достижения в культурном строительстве.
Ханты и манси, столетия подвергавшиеся беспощадной эксплоатации царскими чиновниками, купцами и духовенством, шаманами и князьями, обреченные на вымирание, нищету и невежество, Октябрьская революция освободила от ярма царско-колониального угнетения и создала все возможности к их хозяйственному возрождению и созданию собственной национальной культуры социалистической по содержанию.
За эти 16 лет в огромной степени возросла в округе сеть культурно-социальных учреждений.
Если на территории районов, входящих ранее в состав Тобольского округа, в 1914 году было всего 36 школ то в 1932-33 учебном году в одном Остяко-Вогульском округе школ уже было более 100, обучалось 10216, а в 1933-34 году будет работать 170 начальных школ с охватом 12545 детей.
В дореволюционное время учащиеся туземцы в школах 1-й ступени насчитывались единицами, в 1932-33 учебном году в начальных школах округа обучалось уже 1076 детей ханты и манси.
О повышенном образовании в царское время отсталые национальности Севера не могли и мечтать, а в 1935 году было в округе организованно 33 группы повышенной школы с контингентом 1033 ч., из которых детей ханты и манси 150. Организованы и работают специальные учебные заведения для подготовки национальных кадров: тузпедтехникум, подготовительное отделение рыбтехникума, дозауч ЛПХ, совпартшкола 2 ступени и Березовская школа туземного актива. Подготовлено через курсовую сеть за 1932 год 253 ханты и манси на низовую руководящую работу.
Царское правительство, заинтересованное в наибольшем физическом и духовном порабощении туземцев, открывало вместо школ церкви, молитвенные дома. Советская власть в противовес этим учреждениям развернула массовую сеть политпросветительных учреждений. На 1/1 1933 г. в округе работало 63 избы-читальни и 4 дома туземца, 4 красных чума, 21 киноточка.
В 1932 году вступил в эксплоатацию культурный комбинат для ханты Приказымья — Казымская культурная база. Строится новая мансийская культурная база на Сосьве.
Сделано много, но предстоят еще большие задачи. Органы народного образования при активной помощи всей советской общественности должны обеспечить в предстоящем году 100 проц. выполнение планов начального обучение, планов ликвидации безграмотности среди туземного населения, высокое качество учебы, подлинную политехнизацию школ и укрепление национальных школ.
Вокруг вопросов национального просвещения надо мобилизовать активность трудящихся и разбить сопротивление классовых врагов, — кулаков, шаманов, всеми мерами старающихся удержать свое влияние на туземную массу.
Н. Трусов
«Ханты-Манчи Шоп (Шой)», 7.11.1933