Книга жизни Галины Колесниковой. О людях, строивших Ханты-Мансийск

Анатолий Корнеев

Не ручаюсь за точность цитаты, но кажется, Ги де Мопассан как-то написал: «Люди – как книга. Буквы все одинаковые, а содержание разное». Волей судьбы встречаюсь со многими и многими земляками и каждый раз убеждаюсь в правоте классика.

Перековка

Судьба Галины Колесниковой схожа с судьбой многих её сверстников, родившихся в суровые дни репрессий, что прокатились по стране в тридцатых годах прошлого столетия.

По анонимному навету в 1930 году Ивана и Анну Ярославцевых – совсем ещё молодых жителей деревни Мыркай, что была когда-то в Челябинской области, сослали в посёлок Островной Сургутского района. Там их определили работать на лесозаготовках. А через пять лет направили в посёлок Остяко-Вогульск.

– Поначалу жили мы в землянке в логу, – вспоминает Галина Ивановна. – Теперь это улица Большая Логовая. А потом построили дом на два хозяина на Перековке. Он и сейчас стоит, наш дом на улице Безноскова. 86 лет стоит.

Родители работали в колхозе имени Чкалова. Ферма, на которой трудилась мама, была за рекой. Вставала она очень рано, а возвращалась далеко за полночь. Автобусов раньше не было, и ей приходилось с Перековки на ферму добираться пешком. И попробуй опоздать – сразу следовало наказание. А ещё надо было не забыть отметиться в комендатуре, как ссыльным переселенцам…

Трудно, конечно, жилось. Особенно, когда началась война, и в 42-м отца призвали на фронт. Мама осталась одна «на хозяйстве» с тремя малыми детьми. Выкручивались как-то. Мы – совсем ещё ребятишки – ухаживали за курицами, за нашей коровой, собирали ягоды, грибы, щурагая ловили летом. Мама нажарит большую сковороду щурагая, и такие они вкусные нам казались! Я помню, яйца от наших куриц продавала на рынке. А за водой приходилось ходить далеко – на запруду у бани или в Долину ручьёв. Возьмёшь коромысло с вёдрами и идёшь. А что делать – еду готовить, умыться-постирать, грядки полить надо…

Нашли своё место в жизни

В феврале 43-го года отец был тяжело ранен и через полгода вернулся из госпиталя домой. Устроился работать в обувную мастерскую. Зарплата была мизерная, и папа подрабатывал сапожником на дому – по вечерам допоздна ремонтировал обувь. А ещё они с мамой работали на заготовке дров. На берегу речки Грязнуха в штабелях лежал сплавленный лес, и надо было накатать лесину на козлы, распилить, расколоть и уложить колотые дрова в поленницу. Работа тяжёлая – пилили вручную… за 7 руб. кубометр. Отец к своей раненой ноге пристёгивал ещё «деревянную ногу», чтобы хоть как-то облегчить нагрузки. Мы помогали, как могли, родителям – в свободное от учёбы время укладывали дрова в поленницу.

Всё было хорошо. Вот только хлеба не хватало. За обедом и ужином мама нарезала нам – ребятишкам – по два тонких кусочка, а папе два потолще, чем нам. Я, помню, съедала один кусочек, а второй отдавала папе.

Сейчас это трудно представить, но в то тяжёлое время папа и мама сумели вырастить и поставить на ноги нас – семерых своих детей. И моя благодарность родителям бесконечна. Несмотря на все тяготы, унижения, мы все были счастливы. Жили дружно, много работали и поэтому выжили. Все мы нашли своё место в жизни…

В 54-м году после девяти классов школы очень хотела поступить на курсы радистов, подала документы, но когда в комиссии прочитали, что я – дочь ссыльных переселенцев, мне отказали в поступлении. Тогда и пошла учеником кассира в Горрыбкооп. Вот Горрыбкооп и стал для меня, как говорится, жизненной стезёй. Здесь прошла путь от ученика кассира до главного бухгалтера.

40 лет с Горрыбкоопом

С благодарностью вспоминаю своих наставников – тех, без кого я бы не состоялась как специалист, да и как человек: Вера Александровна Саблина, Екатерина Ефимовна Попкова, Семён Денисович Купрейко, Константин Иосифович Пачганов, Николай Черняков (вот отчество подзабыла)… Душевные, искренние люди, специалисты своего дела. У них научилась всему. Помню, будучи учеником кассира, однажды растерялась при подсчётах, а Семён Денисович улыбнулся и просто сказал: «Иди и считай!» Посидела, подумала, успокоилась, всё заново пересчитала и нашла свою ошибку.

Вообще хочу сказать, коллектив у нас был дружный. И работа, как говорится, кипела. Горрыбкооп постоянно награждали вымпелами «Победитель соцсоревнования», Почётными грамотами, премиями то Роспотребкооперации, то Облпотребкооперации. А праздники мы отмечали всегда вместе, вскладчину – кто жаркое приготовит, кто кисель сварит…

А какая у нас была художественная самодеятельность! В клубе Горрыбкоопа, что находился на улице Ленина, по вечерам звучали песни под баян – это наш вокальный ансамбль репетировал. Наш коллектив всегда принимал самое активное участие в смотрах художественной самодеятельности и часто становился лауреатом. Вместе выходили и на демонстрации по случаю 1 мая и годовщины Октябрьской революции. С гармошками, баянами, песнями и плясками…

А ещё мы постоянно помогали нашему предприятию – ОМК. Весной на выходных – на посадке картофеля и овощей, летом на прополке и окучивании, ну а осенью всем коллективом были на уборке: копали картошку, потом перебирали её на нашей овощной базе, рубили капусту. И все работали дружно, без нытья. А в обед разжигали костёр, пекли картошку, с ОМК нам всегда привозили флягу молока или сливок, свежего хлеба… Было вкусно и весело!

40 лет моей жизни связано с Горрыбкоопом. А потом я десять лет отработала с индивидуальным предпринимателем Екатериной Митрохиной в ТЦ «На Затонской» и ещё пять в окружном Обществе охотников и рыболовов.

Жизнь продолжается

Ханты-Мансийск для меня – родной и любимый город. Идёшь по его улицам и вспоминаешь: вот эти берёзы мы когда-то посадили. И радует то, что берёзовые аллеи берегут и не дают вырубать. В те времена очень многое полезное и нужное городу делали на субботниках, причём безвозмездно. Мне, как и многим горожанам, пришлось поработать на строительстве зданий педагогического и медицинского училищ, на озеленении улиц, на расчистке наших лесов, на уборке улиц.

Сегодня наш город и вовсе преобразился. Меня восхищает обилие цветов и ухоженность на улицах. В своё время мы тоже высаживали цветы на клумбах, но часто их просто вырывали с корнем и бросали здесь же, рядом с клумбами. А как мы боролись с коровами, пасущимися там, где им хочется…

Изменилось время, изменился город, изменились и люди. Мы в своё время почти все знали друг друга, ходили в гости на праздники – пока всех соседей не обойдёшь, праздник не заканчивался. Мы и сейчас часто собираемся. Беспокойная Вера Ивановна Медведева – наш председатель Совета ветеранов – не даёт чахнуть дома. Мы собираемся то в ресторане, то в кафе, то она организует поездки в Тобольск или походы на концерт. В общем, не даёт скучать. Такое уж мы поколение – легки на подъём и всегда готовы помочь и поддержать друг друга.

Сейчас люди стали другими и порой даже не знают, кто живёт с ними на одной лестничной площадке. Посмотрите, сколько у меня книг, целая библиотека самых известных классиков и выдающихся писателей, но они мало кого интересуют. Сегодняшних детей уже не оторвать от смартфонов, они буквально привязаны к этим аппаратам, и окружающая жизнь им, в принципе, неинтересна. Печально это. Но, уверена, это временно, и люди снова потянутся к книгам.

Как бы там ни было, мне нравится моя жизнь. Давно уже повзрослели дети и внуки, подрастают уже и шесть правнуков. Жизнь продолжается, несмотря ни на что!

Послесловие

…Галине Ивановне Колесниковой уже далеко за 80, но она активна, подвижна и просто оптимист по жизни. За 55 лет трудового стажа её много раз отмечали Почётными грамотами и Благодарственными письмами, наградили медалью «За доблестный труд. К столетию со дня рождения В.И. Ленина», памятными медалями «180 лет Потребкооперации РФ» и «430 лет городу Ханты-Мансийску». Также она имеет знаки «Отличник советской потребкооперации» и «Ударник коммунистического труда».

Именно такие люди – с беспокойными сердцами – строили наш город, они из поколения созидателей и творцов будущего. Не сломать их трудностями и невзгодами. Они пережили в своей жизни, как говорится, чёрные полосы, но всегда верили и верят, что белые полосы гораздо шире. Книгу жизни Галины Ивановны можно листать, листать, листать и каждый раз находить в ней непрочитанные страницы.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика