М.А. Гаврилова
Евра – мансийская деревня на берегу реки Евры Кондинского района, протянувшейся на 140 километров.
В переводе с мансийского слово «Евра» означает «лесная деревня». Места в этих краях живописные, так и просятся на холст художника. Издревле здесь обитали красивые работящие люди – рыбаки и охотники.
«В глухоте кондинских урманов, в краю сотен оперенных лебедями озер затерялось крохотное, из сорока дворов, мансийское селение Евра. Никто не помнит, когда появились и расселились здесь манси-рыбаки и охотники. Из древних преданий дальним громом донеслось, что сюда, в дремучесть Кондинской земли, небольшое гордое племя привел вожак, богатырь Ивыр» — так с любовью и нежностью в книге «И лун медлительных поток…» вспоминала о своей малой родине Анна Митрофановна Конькова (Евра — Ивыр пывыль по-мансийски).
Тоже уроженка деревни Евра, ныне кандидат филологических наук, исследователь фольклора и языка манси Евдокия Александровна Кузакова в своей книге «Евра — мансийский край» писала: «Пожилые люди и старики рассказывали: за рекой Еврой, в 4-5 километрах от деревни Евры еще в 20-годы XX века стоял пень от обгоревшей лиственницы, вокруг которого лежало много самых разных стрел, в т.ч. и железных. Из манси их никто не трогал, был запрет. Как они там оказались — никому не известно — возможно, как дань шайтану или как результат каких-либо побоищ в прошлом. Там же, чуть дальше от обгоревшего пня, были могилы очень больших размеров. Их было много. В деревне шла молва о том, что в могилах захоронены великаны. Очевидцы видели эти могилы, возможно, это были курганы, уже провалившиеся. Никто из манси не знал, чьи это могилы и могилы ли вообще.
Рассказывали также и о том, что в прошлом в берегах реки Евры, вблизи деревни Евры, были вырыты землянки, в которых жили какие-то «земляные» люди. Они были пришлыми. Приходили не с добром, а со злом: отнимали у манси охотничьи и рыболовные угодья. Между ними и манси возникали военные столкновения. Сражались стрелами. А стрелы у «земляных» людей были с железными наконечниками в форме крестов и пик, как на игральных картах, прочно вонзались в тело противника».
В Евре жили преимущественно манси Картины (Анна Митрофановна — из рода Картиных, священным родовым животным которого была Чайка), Молотковы, Чейметовы, Лозвины, Кентины, Конзыновы, Софроновы, Албучевы. Из русских — Кузнецовы, Чернавские, Смернягины и Фирсовы. Многие мужчины манси были женаты на русских женщинах из так называемого «русского» места (Свердловская область). Это способствовало общению евринских манси с русскими и развитию торговли между ними.
В книге «И лун медлительный поток…» Анна Митрофановна Конькова рассказывает, как жили раньше евринцы: «В Евре — мансийской деревне — наряду с традиционной и берестяной утварью бытовали венские стулья и изделия демидовских мастеров, каслинское литье, зеркала венецианского стекла… Евринские мужики участвовали в Ирбитских ярмарках и этим стягивали в прочный узел торговые пути Китая, Средней Азии, Германии, Франции, Урала, Сибири».
В истории и культуре Конды Евра занимает особое место, она уникальна в своем роде, взрастив на своей земле столько талантливых людей.
Пантелеймон Кириллович Чейметов — первый мансийский писатель, его рассказ «Два охотника» впервые был напечатан на кондинском диалекте языка манси и на русском в 1940 году.
Евдокия Александровна Кузакова (Чейметова) — кандидат филологических наук, исследователь фольклора и языка манси, составитель мансийско-русского и русско-мансийского словаря, автор более 150 работ по истории края.
Александра Игнатьевна Картина — кандидат филологических наук, исследователь мансийского языка.
Анна Митрофановна Конькова (Картина) — мансийская сказительница.
В 1926 году в деревне Евра было 31 хозяйство, 110 жителей, из них вогулов — 80, русских — 20 человек.
В годы Великой Отечественной войны из деревни Евра Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области ушли на фронт и в трудовую армию 65 манси и русских мужчин. Из них не вернулись домой 42 человека.
На суше и на море сражались евринцы, вот некоторые из них: Иван Митрофанов Конзынов — инвалид Отечественной войны, воевал на Курской дуге, защищал Ленинград. Кирилл Васильевич Молотков — инвалид войны (1-й Украинский фронт). Афанасий Данилович Чейметов — участник обороны Ленинграда. Михаил Кириллович Чейметов погиб под Сталинградом. Его брат Пантелеймон воевал на Балтийском и Черном морях. Их брат Яков — участник финской и Отечественной войны и многие другие.
Вскоре, после окончания Великой Отечественной войны не стало Евры ни в реальной жизни, ни на географических картах. Деревню сочли неперспективной, семьи выселили, а потом обезлюдевшая Евра по трагической случайности из-за неосторожного обращения с огнем была просто сожжена.
22 сентября 1988 года на территории бывшей Евры установлен памятник «Евринцам от потомков», увековечивший память о евринцах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Активное участие в его создании принимала бывшая жительница деревни Евра Е.А. Кузакова.
Из книги Евдокии Кузаковой «Евра — мансийский край»: «22 сентября 1988 года состоялась встреча земляков. Надо было видеть чрезвычайно трогательную встречу стариков и старушек, молодых и пожилых людей, волею, пожалуй, не судьбы, а по бездумному решению властей, разбросанных в разных местах Тюменской области из «бесперспективной» Евры! Слезы, объятия, встреча через многие десятилетия! Встреча на земле отцов и дедов! Были и цветы, и гирлянды, и корзины с цветами. Минута молчания — гудели автобусы и машины. Мы посетили и почтили память всех усопших и похороненных на евринском кладбище. Оно все заросло молодым лесом, сравнялись могильные холмы.
Открытие памятника «Евринцам от потомков» — это еще одна страница истории народа манси. После его открытия одна из газет тюменского севера писала: «Им никогда не вернуться в свою родную деревню. И потому, что их давно нет в живых. И потому, что многие годы прошли с тех пор, как исчезла с карты Тюменской области деревня, в которой они жили всего-то в 30 километрах от Урая».
Мысль на тему “Деревня Евра в истории и культуре Конды”
да…места на Евре сказочно красивые…кажется что и трава там сочнее и зеленее и деревья могучее..мощнее…чуствуется какая то во всем загадочность. когда проезжаем мимо…..сейчас через речку современный красивый мост….так вот когда проезжаем мимо обязательно останавливаемся и стараемся спустится к реке и постоять….тишина..дремучесть …таинственность … и даже …святость..умиротворение….жили люди….многие из потомков перебрались в и живут в поселке Дальний..есть там и Молотковы..и Чейметовы..и Картины…и Конзыновы….жизнь продолжается