…По улице с тревожным воем сирены и мельканием проблесковых маячков мчится «скорая». Она летит, чтобы спасти чью-то жизнь, а потому все встречные и поперечные машины почтительно притормаживают – во всяком случае, в нашем городе. А задумывались ли вы о том, кто сейчас сидит за «баранкой» этого автомобиля? Что чувствует человек, от правильных действий которого во многом зависит чужая – может быть, и наша собственная — жизнь и здоровье?
Главное – помогать людям
Знакомьтесь: Андрей Конахин, водитель выездной бригады БУ ХМАО «Городская клиническая станция скорой медицинской помощи». Гренадерская стать, подтянутая фигура, открытый взгляд – всем своим обликом собеседник просто излучает надежность и силу. Посмотришь на него и поймешь: да-а-а, этот водитель – довезет, поможет, выручит…
Биография его проста и подкупает своей прямотой. Родился в Ханты-Мансийске, отец рано ушел из жизни, поэтому воспитывала мальчишку мама, она долгое время трудилась педагогом в детском садике, потом – на административной работе. В 2001 году наш герой закончил 3-ю школу, до призыва в армию успел отучиться в ГПТУ-10, получив специальность электрика. Службу проходил в пограничных войсках, где быстро оценили технические способности молодого солдата.
— В 2008-м году демобилизовался, собирался пойти в пожарную часть, но там не оказалось вакансий, — перечисляет основные вехи своей трудовой биографии Андрей. — Четыре года вкалывал в геофизике, по полгода находился в поле. А остальные полгода проводил на второй работе.
Лишь в 2012 году он устроился на станцию «скорой помощи», позже получил высшее образование — закончил СибАДИ, открыл все водительские категории. Сейчас его основное место — в выездной бригаде, а на время отпуска приходится еще и замещать механика.
– Но эти обязанности для меня — каторга, не люблю возиться с бумагами, — признается наш герой. – А вот когда надо что-нибудь в технике поковырять – не отказываюсь. Вообще мне за рулем очень нравится, приятно осознавать, что ты действительно помогаешь людям.
Ночью дежурить тяжелее
Пандемия, естественно, до предела взвинтила уровень напряженности в работе всей системы здравоохранения, заставив перестроить ее едва ли не по нормам «военного времени». Сегодня на станции чутко следят за общей ситуацией в городе и моментально реагируют на любые ее изменения. Скажем, накануне снизилось количество вызовов, и с сегодняшнего дня у нас дежурят восемь бригад «скорой» вместо девяти, в том числе четыре специализированные — по коронавирусу.
— Работа у нас, конечно, не простая, смена водителя длится двенадцать часов. Ребенок мой вырос – а я почти и не заметил. Вроде только что в коляске лежала, приехал на обед – она сидит, в следующий раз – стоит, а вот уже и в школу пошла…, — с ноткой грусти шутит Андрей.
По его словам, ночью дежурить тяжелее, так как в это время суток горожане начинают пристальнее следить за состоянием своего здоровья. Причем, иногда такое внимание оказывается совершенно излишним:
— Бывает, порезал человек палец, причем, ранку можно легко лейкопластырем заклеить. Но он тут же звонит на «112», мол, спасите-помогите, истекаю кровью! Ну, а мы что? Мы на все вызова выезжаем…
И швец, и жнец
Следует понимать, что водитель на «скорой» — это не просто человек, который перевозит фельдшеров и больного из точки А в точку Б, а чаще всего полноценный и полноправный член медицинской бригады. Об этой стороне своей работы Андрей рассказывает просто, без рисовки и самолюбования:
— Свободных рук часто не хватает, поэтому порой приходится помогать медикам — раствор подать, кислород принеси на такой-то этаж, иногда даже кардиограмму снимать. Поэтому желательно хорошо знать раскладку в медицинском чемодане, понимать разницу в шинах – транспортных и обычных, носилках – жестких, мягких, ну, и так далее.
Нередко возникают в пути разного рода экстремальные ситуации. Однажды, например, прямо на дороге у женщины-пациентки случилась остановка сердца. Пришлось Конахину тормозить на обочине и с ходу включаться в процесс реанимационных мероприятий, благо, за столько лет он прекрасно понимает, чем может помочь. И в чем отличается атропин от адреналина…
Но самое тяжелое для него воспоминание – это та самая автокатастрофа, в которую попали маленькие нефтеюганские спортсмены:
— Мы находились на станции, когда поступил вызов. Метель была сильная, дороги совсем не видно. Я четвертым выехал, а на место приехал вторым. Страшно там было. Кровь, тела погибших и стоны тех, кого можно было попытаться спасти. По инструкции мы обязаны одного пациента везти, но брали двух – лишь бы побыстрее довезти. В больницу — и скорее обратно…
Уступите дорогу «скорой»!
Слава Богу, что подобные ужасные ситуации возникают крайне редко. Гораздо чаще случаются трагикомические казусы, весь юмор которых может оценить, пожалуй, только человек понимающий. Тем более, что обычно все это происходит с весьма специфической публикой, специализирующейся, скажем так, на «безрецептурном употреблении некоторых химических препаратов».
— Наркоманы обкурятся и начинают чудить, – осуждающе качает головой наш герой. — То у одного ноги к полу приклеятся, то другой вдруг внезапно осознает себя Иисусом…
Но вернемся к проблемам водительским. Как известно, в ряде больших городов огромной проблемой являются автолюбители, не желающие уступать дорогу «скорым», пожарным и машинам полиции. Хантымансийцы в этом вопросе выгодно отличаются и, по словам Конахина, на улицах чаще всего уступают дорогу спецтранспорту – в полном соответствии с правилами ПДД и нормами морали.
А вот во дворах жилых микрорайонов творится настоящий бедлам – каждый второй автовладелец стремиться поставить своего «коня» как можно ближе к родному подъезду, ведь пройти лишни сто метров тяжело и неохота.
— Настоящая беда творится в кварталах на улице Ямской. Выделена стоянка для спецтехники, но она всегда занята, проезды забиты техникой. Бывает, стоишь «на маяках», а сзади подъезжают, начинают сигналить, требуют пропустить. Объясняю – сейчас вот отъеду, а в это время, не дай Бог, потребуется выносить больного. Увы, не всегда и не все понимают ситуацию, — сокрушается Андрей.
Сложна и трудоемка работа водителя «скорой», на котором лежит колоссальная ответственность по своевременной доставке медработников к пациенту, а тяжелобольного – в больницу. А ведь еще ему приходится выполнять и другие «шоферские» обязанности, например – мыть салон машины. В пути случается всякое, и больные попадают в разной степени загрязненности. После наркоманов и бомжей автомобиль надо не только тщательно мыть, но еще и дезинфицировать.
Но не смотря на все эти сложности и проблемы, наш герой нисколько не разочаровался в своей профессии:
— Доведись начать жизнь заново, ни за что не стал бы ее менять. Разве что постарался бы пораньше прийти работать на «скорую».
На «скорой» — до ЗАГСа
Между прочим, работа подарила Андрею и знакомство со своей «второй половинкой» — тогда Анастасия работала фельдшером на выездной бригаде, правда, сейчас перешла в провизоры. Вот так «скорая» довезла их до ЗАГСа, сейчас их дочка Полина уже учится в первом классе.
На увлечения у Андрея остается не слишком много времени, тем не менее, бездельничать он не привык:
— Появился интерес к реставрации техники. Купил старенький мотоцикл, до болтика разобрал и воссоздал заново, теперь осталось покрасить. На очереди стоит дедов «Урал». Вообще мне от деда перешла страсть ковырять моторы, в детстве вместе с ним мы ездили и на покос, и на рыбалку.
А еще много сил отнимает хозяйство, ведь Конахины живут в своем доме.
— Стройка бесконечная, — вздыхает собеседник.
На вопрос о том, не собирается ли он менять «ПМЖ», наш герой легко отмахивается:
— Зачем? Здесь меня все устраивает. К тому же — где родился, там и пригодился!