Нерушимая дружба народов

Много выстрадали хантэ и манси под пятой кровавого царизма. Достаточно двух-трех документов из архивов, чтоб обнажить правду о мрачных временах царского владычества и его своры становых, исправников, купцов, попов.

Вот документ из архива Ларьнкской инородной управы: «1901 года, декабря 13 дня, мы нижеподписавшиеся инородцы Ларьякской инородной управы юрт Лабоуеганских взяли у Силина Константина Васильевича денег для уплаты за казенную муку: Василий Николаевич Сигильетов 20 рублей, Тимофей Гаврилович Ляксин 12 руб., Петр Семенович Сигильетов 10 руб. Каковые деньги обязуемся уплатить к 10 или 15-му мая, в случае неуплаты обязуемся поступить в работу. …По незнанию русской грамоты прилагаем своеручные тамги».

Это была система закабаления по последним методам капиталистической эксплоатации. Когда к концу осенней охоты вся пушнина оказывалась в руках купца, а охотникам не оставалось и полушки, приходилось пойти в долговую кабалу.

Вот второй, наиболее яркий пример узаконения рабского и бесправного положения трудящихся хантэ во времена самодержавия.

«1902 года, января 1 дня. Я нижеподписавшийся инородец Ларьякской управы Федор Иванович Кыкин заключил сей договор с Сургутским мещанином Федором Петровичем Проводниковым в нижеследующем:

Нанялся я, Кыкин, к нему, Проводникову, на годовое услужение сроком с 1 января 1902 года по 1 января 1903 года за цену 35 рублей, 2 пары белья, 1 пару рукавиц, 1 пару бродней и по 1 фунту табаку в каждый месяц и содержание пищею свойственной как чернорабочему, более от Проводникова ничего не требовать».

Так отдавал себя в рабство кровососу-кулаку и купцу забитый, гонимый голодом и нищетой, трудящийся хантэ. Только за 6 месяцев 1901 года в Ларьякской инородной управе заведено 18 таких «договоров».

Купцы Силин, Панкин, Кайдалов и Тетюцкий покупали себе рабов за осьмушку табаку.

Прожженый делец Ларьякского «коммерческого» мира — матерый спекулянт Трофимов за счет ограбления хантэ выстроил в г. Томске 2 каменных дома и пышными балами развлекал ожиревшую «знать», в то время как «облагодетельствованные» им хантэ изнывали в непосильном ярме, вымирая от голода.

Не отставало от этих «волков» в грабеже населения и царское правительство, попы и шаманы. Ежегодно, кроме ясака, ларьякская управа взимала от 2500 до 5000 рублей местных налогов с 415 ясачных душ. Брали за все: за земскую гоньбу, на содержание управы, церкви, не говоря уже о поборах, производимых попами, шаманами.

Неузнаваемо изменил свой облик край хантэ и манси за 19 лет советской власти. Особенно резки перемены за 5 лет существования национального округа.

Прогнаны князьки, старшины и исправники, собиравшие ясак, сбежали попы, и вместо церквей и часовен открыты клубы, читальни, кино.

Исчезают землянки и шалаши — символические жилища кочевников, вырастают целые поселки из новых деревянных домов, исчезает последний остаток веры в силу шаманов. Ханте и манси идут за медпомощью в больницы и амбулатории.

Дети хантэ учатся, содержатся в интернатах за счет государства.

Расходы по просвещению Ларьякского рика в 1936 г. выразились в 400 тысяч рублей, а по здравоохранению 74 300 рублей. В районе, ранее неграмотном, выписывается сегодня на 11 000 р. газет и журналов, имеется 9 начальных и 2 неполных средних школы с 434 учащимися, в том числе 122 детей хантэ.

Радиостанции связывают различные уголки тайги, и радостные, волнующие события — утверждение Сталинской Конституции, съезды побед и успехов — трудящиеся Ларьякского района переживали одновременно с народами всего Союза.

Из года в год повышается материальное благосостояние трудящихся хантэ. За один 1936 год доход хантэ от пушнины по сравнению с 1935 годом возрос в 1,5 раза, от рыбы — в 2 раза.

Товарооборот по району за последнее время вырос в 5 раз. Еще в 1932 году кооперативы продавали товаров не больше, чем на сотни тысяч рублей. В 1936 году кооперативы продали товаров на миллионы рублей, в 5 раз больше, чем в 1932 году.

Все это стало возможным благодаря помощи советской власти, помощи великого русского народа — рабочего класса и трудового крестьянства, который, сбросив своих угнетателей, протянул братскую руку помощи хантэ-мансийскому народу.

Мудрая ленинско-сталинская национальная политика победила в нашей стране, она победит и во всем мире.

Безотрадно прошлое хантэ и манси. Нечем вспоминать его, кроме проклятий.

Вот почему так единодушно трудящиеся хантэ Ларьякского района присоединили свой голос к всенародному гневу против гнусных злодеяний озверелых троцкистских бандитов — презренных реставраторов капитализма, посмевших торговать нашей родиной и убивать ваших любимых вождей.

Хантэ и манси в единой семье народов Советского Союза борются за построение коммунизма и не позволят никому покушаться на новую светлую, счастливую жизнь.

Народный судья Спасенников Н.С., с. Ларьяк

«Остяко-Вогульская правда», 25.2.1937

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика