На улицах некоторое оживление. По тротуарам взад и вперед проходят группы скучающих людей. На просохшем пригорке собрались дети, играют в «чику» (денежная игра). Откуда-то сквозь форточку окна доносится хмельной голос. Афиш, объявлений, извещающих граждан о том, что состоится спектакль, концерт или еще какое-нибудь увеселительное представление нигде нет. Вот та действительность, в обстановке которой начался выходной день 24 апреля в поселке Остяко-Вогульск.
Что за оскудение. Почему в центре округа, где есть все возможности хорошо организовать культурный досуг трудящихся, наши рабочие, специалисты и советская интеллигенция так невесело, однообразно проводят свое свободное от работы время? Конечно, подобное явление объяснить тем, что жители нашего поселка не умеют правильно использовать свободное время, никак нельзя. Плохая организация культурного досуга трудящихся есть ничто иное, как результат полной бездеятельности руководителей, отвечающих за организацию интересного и культурного отдыха.
Остяко-Вогульский Дом народов Севера, призванный концентрировать при себе все силы художественной самодеятельности, проводить спектакли, концерты, организовывать показ народного творчества, оказывать помощь всем любительским кружкам художественной самодеятельности — со своими обязанностями не справляется даже, в десятой доле. Вся работа его заключается в той, что он кое-как в течение месяца показывает зрителям одну пьесу. Причем репертуар, подбираемый им для постановок, весьма не удачен. Стоит лишь вспомнить не так давно прошедшие на сцене Дома Народов Севера пьесы: «То, чего не было» и «Дипломаты», как становится ясным, что директор ДНС т. Чижов и режиссер Павлов совершенно не задумываются над качеством своей работы.
Других кружков при Доме Народов Севера нет и создавать их никто не собирается. А если бы кружки и создались, то работать им совершенно негде. Все комнаты Дома Народов Севера директором Чижовым сданы в аренду.
Работающий помимо воли Чижова и Павлова хоровой кружок несколько раз переселялся из комнаты в комнату, а сейчас окончательно выселен в фойе. Директор ДНС Чижов повидимому добивается того, чтобы этот кружок вообще не работал. Не случайно поэтому за всю зиму он ни разу не поинтересовался его существованием.
Любительского актива ДНС не имеет. Лучшие силы из учителей. медицинских работников, ранее принимавшие участие в работе драмкружка сейчас из-за существующей организационной неразберихи в ДНС, участия в работе кружков не принимают.
Чижов и Павлов бездельничают. Решительных мер к улучшению деятельности Дома Народов Севера не принимают.
Окружной совет физкультуры, руководителем которого является тов. Наречин, имеющий возможность дать трудящимся, особенно молодежи ряд замечательных развлечений работает совершенно плохо. Эта общественная организация оторвалась от масс. В подтверждение такого заявления можно привести следующий факт.
23 апреля председатель окружного совета физкультуры Наречин задумал созвать в Доме Народов Севера собрание физкультурного актива. Он хотел отчитаться перед физкультурниками о своих зимних трудах и деяниях, поговорить о наступающей весне. Он был полон благими намерениями — перестроиться, оживить работу. Но актив физкультурников на собрание не пришел.
В школах поселка культурный отдых учащихся также не налажен. Об этом говорит хотя бы такой факт. В средней школе перед мартовскими каникулами был составлен подробный план культурного отдыха. Каникулы прошли, а мероприятия в жизнь претворены не были.
В поселке Остяко-Вогульск большие культурные силы. Очень много молодежи, учащихся, которые имеют огромное желание участвовать в работе ДНС, учиться петь, играть на сцене, принимать активное участие в работе физкультурной организации, но вся эта сила оставлена в стороне.
Виновниками плохой организации культурного досуга являются также Самаровский райком комсомола и окружком ВЛКСМ. Руководители этих организаций налаживанием настоящего культурного досуга не занимались и очевидно заниматься не думают.
Можно ли дальше оставлять в забвении важнейший участок работы — как организация культурного обслуживания трудящихся? Конечно, нет.
С.С.
«Остяко-Вогульская правда», 27.4.1939