Самаровские горы в фольклоре хантов

Лапина Маина Афанасьевна

«Самаровская гора» находится в самой западной оконечности Обь-Иртышского водораздела Средне-Обской низменности Западно-Сибирской равнины. Территория характеризуется возвышенным (с высотами до 120 метров над уровнем моря) и рассеченным глубокими

логами и оврагами рельефом.

Среди хантыйского населения «Самаровские холмы» считаются священными. Поэтому они нашли отражение в фольклоре и верованиях хантов. В космогонических мифах первотворения говорится о том, что «Самаровские холмы» подняла из водных глубин священная птица гагара.

Информация о «Самаровских горах» имеется в трудах X.М. Лопарева, С.К. Патканова, Н.М. Спафария и др.

X.М. Лопарев в книге «Самарово», упоминая о «Самаровских горах», пишет: «На правом берегу Иртыша, в верстах 20 от впадения его в Обь, у подножия довольно высоких гор Самаровских: Паленины, Коммиссарской, Филиновой и Романовой, раскинулось село Самарово. Сначала как остяцкие юрты, потом как русский ям…».

События, связанные с историей этой местности, впервые упоминаются в 1582 г. в Кунгурской летописи. Название Самаровского Городка связано с историей вооруженного противостояния остяцкого князя Самара и отряда казаков, сподвижников Ермака. Еще в середине XVI в. в устье Иртыша находились владения Белогорского княжества, здесь правил остяцкий князь Самар, который пользовался большим влиянием среди местных племен, так как владел известным хантыйским святилищем. Городок Самара состоял из двух частей — небольшого селища у подножья горы и укрепленной площадки на вершине восьмидесятиметровой горы, почти отвесно спускающейся к реке. Крепость была почти неприступной. Центром крепости был Тунк-пох-вош, или Самар-Вош (Самаров-Городок), расположенный на высокой горе в 15 верстах от большого устья Иртыша и бывший главным опорным пунктом Белогорского княжества.

Городок Тунк-пох-вош связан с именем седьмого и наиболее могущественного сына верховного божества обских угров Нум-Торума, более известного под именами Мир-Вантты-Ху, Орт-Ики, Ас-Тый-Ики. В верованиях хантов он является одним из главных божеств, посредником между людьми и высшими божествами. Основная функция Мир-Вантты-Ху (Осматривающего Землю) — борьба за справедливость, наказание зла. Он представлен всадником на белом коне. Если люди его призывали на Землю, то для него ставили четыре серебряные тарелочки. Он имеет зооморфный облик — речного гуся.

Место поклонения божеству Мир-Вантты-Ху находилось недалеко от с. Троицкого. Информация о месте поклонения этому божеству имеется в трудах Платона Ильича Лопарева. В журнале «Наш край» за 1924 г. он пишет: «В Юртах Проточных, в семи верстах от Троицкого, невидимо обитает Ун-Урт, большой бог всех остяков и русских. Ежегодно сюда съезжаются массы поклонников, представителей почти всех туземных народностей Севера, делают «поросты», испрашивают милостей и успехов у Ун-Урта на охоту и промысел, богатыми дарами благодарят за прошлое благополучие и удачи».

О божестве Ун-Урте, он же Мир-Вантты-Ху, имеется множество мифологических сказаний, одно из них записал Платон Ильич Лопарев от жителя Самаровского района Н.А. Курмашина. В сказании говорится, как из колена старой кобылы родился мальчик, которого назвали Тав-Кэт-Сей-Вум-Пох (Лошадиного колена косатый сын). П.И. Лопарев также записал и другую сказку под названием «Ине-хон» («Водяной царь»), о белогорском божестве, хранителе рыбных богатств р. Оби и Иртыша, принимающем образ лебедя.

В главном святилище этого духа хранилось его антропоморфное изображение, сделанное из дерева, рядом с ним находился отлитый из железа гусь. На других культовых предметах Mup-Вантты-Ху изображался в виде всадника на коне. Позднее в этих местах был построен Троицко-Белогорский погост.

Несомненно, эти божества в верованиях и фольклоре хантов занимали одно из главных мест.

Село Самарово имело хантыйское название Самар-Вош (Самаров-Городок), иртышские ханты еще назвали его Танат (Иртышское). Особенностью хантыйской фольклорной традиции является указание географически конкретной местности: как рек, холмов, так и селений. Это подтверждается и фольклорными материалами местного хантыйского населения. Например, в мифологической сказке «Троите-Ики» (о Троицком Богатыре), записанной в 1898 г. финским исследователем К.Ф. Карьялайненом от В.Я. Каскина, говорится: «[Троицкий Богатырь] подошел к берегу р. Согом, в воду нырнул. Превратил себя в щуренка с золотой чешуей, давай плыть по течению. По течению доплыл до обильного Иртыша, его белых вод достиг.

— Базьяновского селения женщина и мужчина не заметили бы меня. [Дальше плывет].

— Усть-Иртышского селения женщина с мужчиной не заметили бы меня».

В оригинале данного сказания говорится о селении «Иртышском», Н.И. Терешкин перевел его как «Усть-Иртышское». Возможно, оно имело и такое название, так как «Самаровские горы» называли еще и «Усть-Иртышскими», поэтому и селение могло называться Усть-Иртышским.

В героическом сказании «Богатыри города Эмдэра», записанном С.К. Паткановым в 1888 г. в Ескинских юртах Верхне-Демьянской волости, говорится о пяти братьях-богатырях города Эмдера, которые отправились за невестой, и, кроме одного из них, остальные погибли в схватке с братьями невесты. В сказании названы несколько вершин Самаровской горы, на которых погибли братья-богатыри:

Когда мы добрались до высокого мыса Самаровской «горы»

И мой брат [Долго-Сушеную-Конскую-Спину-Раздробивший-Богатырь]

Со своими двумя оленьими быками взбирался вверх,

Подобно тому, как карабкаются летние белки,

Они, догнав нас на славных крылоногих животных (мужа) полуденной страны,

Окровавленного мужа две половины тут положили.

Другой брат Эмдерских богатырей погиб «на высоком мысу Сарайской «горы». Третий брат погиб на «высоком мысу «горы» Тюнка». Только одному из братьев удалось выжить в этой схватке.

Названные в героическом сказании «Богатыри города Эмдэра» высокий мыс гор «Сарайской» и «Тюнка» сохранились только в фольклоре, больше они нигде не встречаются, а название «Самар унт вун тый» (Самаровской горы) до сих пор сохранилось. Поэтому можно сказать, что «Самаровские горы» старше, чем данное героическое сказание, и что эти горы называются не именем князя Самара, а князь Самар носит имя той местности, где он жил. В традиционной культуре хантов часто жители получали имена той местности, где они жили, что и подтверждается фольклорными источниками.

В верованиях хантов места, где велись сражения, погибали богатыри, являются священными, поэтому и «Самаровские горы» для хантыйского населения священны. Обнаженные части гор ханты называли «Санхум венш» («Лицо холма»). К таким холмам нельзя было близко приближаться, а тем более подниматься по ним. Считается, что это лик местного божества. Женщинам не принято было смотреть в сторону «Санхум венш», по отношению к обнаженному холму они соблюдали обряд избегания, поэтому лицо и волосы закрывали платками.

Памятник природы «Самаровский останец» — это крупные глыбы палеоценовых пород, получившие название «Самаровский ледниковый отторженец». Эти обнаженные части «горы» всегда привлекали людей. В середине 1990-х гг., во время международной научной конференции, группа ученых пожелала сфотографироваться у подножья «Самаровского останца». Их повезли туда на автобусе. При подъезде к горе автобус забуксовал и не смог сдвинуться с места. Тут ученые-ханты вспомнили о предназначении горы и вернулись назад.

Сейчас появились новые легенды о «Санхум венш». Будто они связаны с женским божеством обско-угорского населения «Золотой бабой». Что отблески смолы деревьев хантами принимались за слезы «Золотой богини», поэтому они здесь поклонялись ей. Пока никакие источники не подтверждают эту версию. Местному населению нельзя было без особой необходимости приближаться к обнаженным склонам гор, а издалека невозможно было разглядеть смолу деревьев. Тем более что смола стекает по стволу дерева, а ствол прикрыт ветками. Требовалось очень много смолы, чтобы увидеть этот блеск издалека.

В фольклорной традиции хантов также нашли отражение события, связанные с приходом Ермака. Например, «Сказка о встрече и дружбе Ермака с хантыйским князем». В содержании сказки имеются отголоски покорения хантыйского населения русскому царю. Н.В. Лукина в 1971 г. в с. Забегаловка Томской области записала другое «Предание о Ермаке», в которой Ермак приходил к хантыйскому богатырю в Колпашево. И они составили грамоту об отклонении от военной службы остяков. В этом предании Ермак олицетворяет русских казаков; в действительности же он не был у Колпашево.

«Самаровские горы» находятся в живописной местности, поэтому они вдохновляли на творчество не только древних хантыйских сказителей, но и современных писателей и поэтов. Например, хантыйский поэт Микуль Шульгин посвятил горам свое стихотворение «Горы у Ханты-Мансийска». Он пишет:

Я люблю Самаровские горы

Всей душой.

Виден с них родной и близкий город

Небольшой…

Итак, «Самаровские горы» нашли отражение в древних фольклорных произведениях, а также в религиозных верованиях хантыйского населения. Сила, энергетика данной местности объединяла хантыйское население, которое расселилось на большой территории Северо-Западной Сибири. Ханты-Мансийск, который расположен на «Самаровских холмах», и в наши дни привлекает многих людей, став многонациональным окружным центром. Так древняя история края связана с современностью.

Материалы 3-х Лопаревских чтений, 2011

фото Анатолия Лахтина

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика