Новомир Борисович Патрикеев
На Севере Западной Сибири в условиях отсталой окраины, разбросанности населения, традиционной занятости детей в труде с родителями и по найму, отсутствия подготовленных работников, средств, литературы образование пионерских отрядов началось позже.
В начале 20-х годов огромные территории нынешних Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов входили в состав Березовского, Сургутского и Тобольского уездов Тюменской губерний.
Первый на Севере “детский очаг” — зачаток пионерского отряда организовал в начале 1923 года Сургутский уездный комитет комсомола. 18 апреля уком РКСМ утвердил план политических занятий с детьми, затем принял программу-минимум по работе с детьми. За месяц в «очаге” было проведено пять политбесед. В конце 1923 г. согласно новому административному районированию в составе Тобольского округа Уральской области (центр Свердловск) было образовано пять северных районов: Обдорский, Березовский, Самаровский, Сургутский и Кондинский (центр с. Нахрачи — ныне с. Кондинское).
В 1924-1925 гг. под руководством Уральского обкома и Тобольского окружкома ВЛКСМ комсомольские организации Севера Западной Сибири предприняли первые шаги по организации пионерских отрядов. Секретариат Уралобкома комсомола принял решение о развитии пионерского движения и направил на места инструктивные материалы. Затем обком разработал и разослал комсомольским организациям письмо о работе пионерской организации предстоящим летом. Совместно с органами народного образования обком комсомола рассмотрел в это время мероприятия по содействию пионерскому движению.
Большую помощь комсомольским организациям в воспитании юных пролетариев оказывала детская пресса Уральской области. С 1923 года в Свердловске печаталась на стеклографе газета “Красный галстук”. В 1925 году начали издаваться журнал для детей под тем же названием и детская массовая газета “Всходы коммуны”.
В октябре-ноябре 1924 года вопросы организации детских коммунистических групп и пионерских отрядов на Ямале рассматривались Хэнской и Обдорской комсомольскими ячейками. В Кондинском районе (с. Нахрачи) первый пионерский отряд был организован в апреле 1925 года из 18 пионеров. К концу года в него вступило еще 10 детей.
Обдорские комсомольцы на вырученные от спектакля деньги купили пионерам костюмы, вожатой назначили комсомолку Никифорову. В августе 1925 года собрание слушало отчет вожатой Никифоровой о работе в отряде и признало ее удовлетворительной — с пионерами проводились беседы, экскурсии и принятие торжественного обещания. Хэнская комсомольская ячейка при подготовке к празднованию Международного юношеского дня (5-6 сентября) наметила программу детской недели — доклады и беседы среди пионеров. Одна из тем: “Великий дедушка Ленин”.
2 сентября 1925 года III Обдорская районная комсомольская конференция слушала доклад члена райкома РЛКСМ Федора Першина о работе среди пионеров. Тогда в районе было четыре отряда: Обдорский, Хэнский, Мужевский и Кушеватский. Конференция поставила задачу — при каждой комсомольской ячейке создать пионерский отряд. В октябре райком комсомола создал районную детскую коммунистическую группу, а в декабре утвердил комсомольца Мурашкина руководителем райбюро юных пионеров.
Под руководством группы усилилась воспитательная работа среди детей. Характерна запись в протоколе собрания Мужевской комсомольской ячейки в декабре 1925 года: главное в работе среди детей — налечь на учебу, но она не должна оставаться мертвой буквой, а все усвоенные знания следует применять в жизни для строительства лучшего будущего.
Тобольский окружком комсомола в 1924-1925 годах также считал расширение пионерской организации в округе одной из главных задач. При райкомах комсомола были созданы районные бюро юных пионеров. Ряды пионеров постоянно росли. На первое июля 1925 г. в пяти северных районах (Обдорском, Березовском, Сургутском, Самаровском и Кондинском) было около 200 пионеров. Только за первую половину 1926 г. появилось пять новых отрядов, количество пионеров увеличилось на 120. В числе вновь принятых 63 пионера из коренных национальностей.
Активно работали с пионерами комсомольцы Березовского района. При райкоме РЛКСМ было создано районное бюро юных пионеров, издавалась стенная газета “Северная пионерия”. Комсомольцы-вожатые проводили беседы, пионерские вечера. Пионеры участвовали в подготовке к массовым праздникам, занимались спортом, общественным трудом. Организация быстро росла. Если в сентябре 1925 года было только два отряда с 36 пионерами, то к 15 сентября 1926 года стало пять отрядов со 145 пионерами. Из них в Березово — 60, в Саранпауле — 20, в Шеркалах — 15, в Малом Атлыме — 20, в Кондинске (теперь поселок Октябрьский) — 30 пионеров.
24 июля 1925 г. ЦК РКП(б) принял специальное постановление “0 пионерском движении” , в котором обратил внимание на расширение организации за счет детей из сельской местности, особенно коренных национальностей и девочек, потребовал от парторганизации усилить помощь комсомолу в работе среди детей национальных меньшинств. Были намечены меры по укреплению материальной базы пионерских отрядов, обеспечению их литературой, по подготовке кадров пионервожатых, определены задачи пионерорганизации в школе как инициатора всех общественных начинаний.
К этому времени на территории Ханты-Мансийского округа было открыто 60 общеобразовательных школ, в т.н. 56 начальных и четыре — второй ступени. Более 20 школ были по составу учащихся национальными. На территории Ямало-Ненецкого округа работало шесть школ, где обучалось 296 человек.
Комсомольцы оказывали большую помощь школе. С их участием проводились конференции пионеров и школьников с вопросом: «Задачи детского коммунистического движения”, “детские недели”, пионерские вечера, читки, беседы, вечера вопросов и ответов, занятия детских кружков. Новой формой работы стали съезды учащихся, на которых рассматривались вопросы: положение республики и комсомола; доклады ученических исполкомов и с мест; пионерское движение, отчеты кружков и уголков и др.
Вопрос об организации пансионов (прообраз нынешних интернатов) для учащихся национальных школ был впервые поставлен в январе 1925 года на второй Тобольской окружной комсомольской конференции.
Летом 1925 г. в райцентрах были организованы первые детские площадки. Программа работы с детьми включала “темы-комплексы” : охрана здоровья детей; лес; вода. Так называемая “внекомплексная” работа охватывала изучение текущего момента, экскурсии, ручной труд, дежурства, игры, эстетическое воспитание.
XIV конференция РКП(б) в апреле 1925 г. отметила, что “в настоящее время под непосредственным руководством комсомола все более развертывается огромная работа по организации пионеров, имеющая для партии огромное значение”.
В резолюции XIV съезда ВКП(б) (18-31 декабря 1925 года) также записано, что “за последний год пионердвижение стало явлением крупнейшего политического значения”. Партия должна заняться систематическим изучением проблем пионерского движения, выделить квалифицированные силы и помочь комсомолу преодолеть некоторые трудности в развитии пионерского движения — недостаток кадров пионерработников, отсутствие связи со школьной работой и т.д.
Большое место вопросы детского комдвижения занимали в работе VII Всесоюзного съезда ВЛКСМ (11-22 марта1926 года). Съезд проявил особую заботу об усилении партийного и комсомольского руководства пионердвижением, о подборе и подготовке пионерработников, об укреплении комсомольского ядра в пионерорганизации, о приспособлении работы к запросам пионеров, о развитии пионерской самодеятельности, о повышении роли пионеров в школе.
Работу пионеров среди национальных меньшинств съезд рекомендовал строить, исходя из социально-бытовых, экономических и культурных условий данной национальности, бороться с влиянием на детей националистических пережитков, готовить вожатых из коренного населения, привлекать к воспитанию детей культурные силы местных национальностей.
Большое внимание съезд уделил оздоровлению пионеров, организации лагерей, летних и зимних площадок, врачебного контроля и физвоспитания, дополнительного питания в школах, отрядах и пионерклубах.
Выполняя эти решения, Тобольский окружком комсомола внес в начале 1926 года вопрос о пионерской работе в повестки дня районных комсомольских конференций. Летом на Север были отправлены освобожденные пионерские работники — Пономарева в Березово и Вахрушева в Сургут.
Ряды пионеров постоянно росли. Только за первую половину 1926 года появилось пять новых отрядов в Обдорском, Березовском, Сургутском и Самаровском районах. Количество пионеров увеличилось на 120. Здесь было 63 пионера из коренных национальностей.
Активизировалась внутриотрядная работа, появлялись ее новые формы, крепла материальная база, усиливалось комсомольское руководство. В мае 1926 года бюро Обдорского райкома РЛКСМ четырежды обсуждало вопросы пионерской работы. В частности, была признана удовлетворительной деятельность районного бюро юных пионеров. Пионеры Обдорского, Мужевского, Кушеватского отрядов, Хэнской группы и двух форпостов при школах “были нагружены общественной работой” — участвовали в подготовке хозяйственных и политических кампаний, писали лозунги. Выписывались газеты “Всходы коммуны”, “Пионер”, журнал “Барабан” — часто на деньги, вырученные от концертов и спектаклей, поставленных детьми. Из всех организаций регулярно поступали отчеты в райбюро, практиковались доклады о работе отрядов на родительских собраниях. Все пионеры Обдорской школы регулярно ходили в ленинский кружок, где прослушали девять бесед учительницы С. Зданевич.
Бюро отметило рост Мужевского отряда, в который входило 15 пионеров, один комсомолец и семь октябрят. Они принимали участие в кампаниях памяти жертв Ленского расстрела, комсомольской пасхи. 1 мая поставили торжественный спектакль и приняли в октябрята пятерых школьников.
Райком комсомола заботился о средствах на пионерскую работу, добивался выделения твердых сумм от всех хозяйственных, кооперативных, профсоюзных организаций. Например, Обдорскому отряду райком выделил на расходы первой необходимости 55 рублей. На 1 июля 1926 года в Обдорском районе в трех отрядах состояло более 60 пионеров, в т. ч. 40 русских, 19 коми, семь — ненцев, ханты и других народностей Севера.
В середине 1926 года в Сургутском, Березовском, Кондинском и Обдорском районах насчитывалось уже 510 пионеров. В это время в Самаровском районе работало четыре пионерских отряда. В двух отрядах райцентра было 60 пионеров, комсомольское ядро — 20 человек. Здесь вся работа проводилась по плану. Регулярно проходили пионерские сборы, была организована конференция пионеров и школьников о задачах детского движения. Не забывали юные ленинцы и общественно-полезную работу — писали плакаты и лозунги в избе-читальне, заклеивали в райисполкоме конверты с письмами для сельсоветов, оповещали жителей о собраниях. В школе пионеры пользовались большим авторитетом, участвовали в самоуправлении, ремонтировали инвентарь, оформили пионерский уголок. Работали естественно-научный и библиотечный кружки, еженедельно проводились клубные дни.
Хорошо наладил работу Саранпаульского отряда вожатый-комсомолец Хатанзеев. Он постоянно проводил физкультурные мероприятия, а в путину 1926 года организовал детскую рыбацкую артель. Многие пионеры изъявили желание, чтобы их отправили в Березово или Тобольск продолжать учебу. Интересно, что весь отряд состоял из детей оленеводов-охотников коренных народностей Севера — 13 коми, 5 ненцев, 2 ханты.
Новый пионерский работник Березовского райкома комсомола Пономарева провела в конце 1926 года обследование пионерских отрядов и звеньев в населенных пунктах Сосьвинского и Обского трактов. Как было отмечено, везде назначены комсомольцы для работы с детьми. В Сартынье пионерам помогает партийная ячейка, выделена специальная комната. В Шеркалах с пионерами проводились собрания, беседы, читки газет. В Кондинском (Октябрьском) ребята охотно участвовали в художественной самодеятельности. В Малом Атлыме, учитывая национальный состав населения, решили начать работу со спортивных игр.
Тобольское окружное бюро юных пионеров признало удовлетворительной работу Сургутской пионерской организации за период с 1 октября 1926 по 1 августа 1927 года. К этому времени организация оформилась и укрепилась, оживились дела в отрядах и руководство ими со стороны райбюро. Увеличилось комсомольское ядро, улучшилась воспитательная работа. Отряды хорошо подготовились к летней оздоровительной кампании. Окружное бюро наметило и задачи сургутской пионерии — по росту рядов, пропаганде задач детского коммунистического движения среди взрослого населения, по подбору вожатых и укреплению связи с комсомольскими организациями, по участию в общественно-полезной работе.
Обдорский райком комсомола в начале 1927 года обсудил работу райбюро юных пионеров на пленуме и, отметив организационное укрепление отрядов, поставил задачу образования на местах новых групп, подбора вожатых и повышения их квалификации.
В это время активизировалась работа Кушеватского отряда. Пионеры изучали биографию В. И. Ленина, слушали беседы на международные темы. Комсомольская ячейка подготовила отчет пионеротряда на бюро, организовала интернациональное воспитание детей. 10 апреля 1927 года на общее собрание пришли 16 комсомольцев, восемь пионеров, 12 школьников, 11 представителей несоюзной молодежи и два коммуниста. Собравшиеся обсудили материалы III конгресса юных спартаковцев Германии, состояние детского движения в Китае, Англии, Соединенных Штатах, Франции, заклеймили позором реакционную политику буржуазных правительств.
На 1 ноября 1927 года в Самаровском районе было четыре пионерских отряда, в Березовском — три отряда, три звена и семь октябрят, в Сургутском — три отряда и десять октябрят, в Обдорском четыре отряда и звено, в Кондинском — один отряд и звено. Среди пионеров 23 ханты, 15 коми, два ненца и пять манси.
Большую заботу о пионерах проявляли самаровские комсомольцы. Из 110 пионеров района 21 состоял в комсомоле. Кроме вожатых для работы в отрядах было прикреплено еще десять комсомольцев. Почти все пионеры участвовали в комсомольских делах. Вопросы о работе пионерских отрядов рассматривались на комсомольских собраниях.
Новые задачи по работе комсомола среди детей поставил VIII Всесоюзный съезд ВЛКСМ (5-16 мая 1928 года). Дело воспитания подрастающего поколения должно было по праву занять несравненно большее место в работе партии, комсомола, советских органов и профсоюзов. Основная задача заключалась в том, чтобы поголовно всех детей, особенно детей рабочих, батраков и бедняков охватить коммунистическим воспитанием, воспитанием в духе пролетарского интернационализма, классовой солидарности, коллективизма и дисциплины; прививать детям необходимые для строительства новой жизни трудовые и организационные навыки, вооружать нужными знаниями, улучшить внешкольную работу среди детей.
Большое значение имело постановление ЦК ВКП(б) (25 июня1928 г.) “О состоянии и ближайших задачах пионердвижения”, где отмечалось, что пионердвижение “имеет ряд достижений, проникло в быт рабочих и крестьян и стало неотъемлемой частью советской общественности в деле коммунистического воспитания детей”. Общие задачи коммунистического воспитания нового поколения, — говорилось в постановлении, — требуют от партии и комсомола решительного усиления внимания к пионерскому движению. ЦК ВКП(б) поставил задачу — выработать “улучшенную систему и педагогически обоснованные методы пионерработы”. В постановлении намечалась широкая программа коммунистического и интернационального воспитания детей, привитие им навыков коллективизма, общественной работы, любви к труду, проявлена партийная забота о здоровье детей.
В свете этих решений главное внимание уделялось внутриотрядным делам — подготовке и торжественному приему в пионеры, сборам и оформлению отрядных уголков, беседам и экскурсиям, знакомству с работой партийных и комсомольских ячеек. Одно из основных мест занимала работа пионеров в школе — участие в самоуправлении, выпуске стенной газеты, в различных комиссиях и кружках, помощь отстающим в учебе.
Комсомольцы Севера уделяли особое внимание росту влияния пионерских организаций в национальных школах, число которых постоянно росло. К концу 1927 г. на Обском Севере было открыто 19 хантыйских школ (с числом учащихся до 200 человек) и одна ненецкая, где училось 16 человек. В 1928 году в национальных школах Севера училось уже 311 детей. К июню 1929 г. здесь работало 30 национальных школ 1 ступени — 22 хантыйских, семь мансийских, одна ненецкая, в которых занималось 280 ханты, 180 манси и 20 ненцев. Было организовано четыре национальных интерната: Березовский, Сургутский (Угут), Кондинский (Карым) и Обдорский (Хальмер-Седе). Однако процент охвата детей школой был невысок: русских — 49, манси — 42, коми — 54, ханты — 10,2, ненцев — 0,01…
VI Всесоюзная конференция ВЛКСМ (17-24 июня 1929 г.) обсуждала содоклад ЦБ ДКО о коммунистическом воспитании детей. Главной задачей было постепенное вовлечение детей в строительство социализма.
Пионеры Севера оказывали помощь общественным организациям: кооперации — в оповещении о ценах и качестве товаров, борьбе против закупок у частных торговцев, вовлечении родителей в члены кооператива; сельским Советам — в проведении собраний и выборов (разносили приглашения), в распространении государственных займов, избам-читальням — в заготовке дров, в организации бесед, читок, оформлении красных уголков, уголков рыболова и охотника, стенных газет, участвовали в работе библиотек и пунктов ликвидации неграмотности, в антирелигиозной пропаганде и борьбе за здоровый быт.
Под руководством комсомольцев дети участвовали в подготовке и проведении массовых кампаний 1 Мая, памяти жертв Ленского расстрела, “комсомольской пасхи”, освобождения Урала от колчаковщины, в сборе утильсырья, которое отправлялось с Севера специальными “красными баржами”.
Пионеры получали трудовые навыки. Большинство детей Севера с раннего возраста помогало родителям в рыбной ловле, изготовлении сетей и ловушек. Юные охотники самостоятельно ловили пушных зверьков — зайцев, горностаев, стреляли белок; особенно много детей занималось заготовкой так называемых “летних видов пушнины”: бурундука, водяных полевок, амбарных крыс. Школьники «южных» районов, Кондинского и Самаровского, участвовали в комсомольском походе за урожай, вели показательное проращивание и посадку сортовых семян, строили парники, проводили беседы по агротехнике, дежурили на огородах, ухаживали за “образцовыми пионерскими” грядками.
Комсомольцы заботились о физической закалке юных ленинцев, вовлекали их в спортивные кружки, проводили соревнования. Уделялось внимание и оборонной работе, шефству над Красной Армией, Военно-Морским и Военно-Воздушным Флотом. В 1929 году пионеры Севера провели сбор средств на строительство самолета “Уральский школьник”.
Были, конечно, и недостатки из-за отсутствия материальной базы, подготовленных вожатых. В отрядах слабо вели учет работы, плохо оформляли дневники и отрядные выставки. Мало было комсомольское ядро. Некоторые отряды не выходили за рамки внутрипионерской работы. В Березовском и Самаровском районах пионеры были перегружены работой в школьных органах самоуправления.
После первого Тобольского окружного слета пионеров (август 1929 года) на Севере произошел значительный рост пионерских отрядов, особенно в райцентрах Сургуте, Самарово и Березово. Березовская районная организация увеличилась за 1929-30 учебный год на 60 человек.
Так вспыхнули пионерские костры, заалели красные галстуки на далеком Севере. Пионерия крепла, набирала силы, богател арсенал форм и методов работы. По оценке Тобольского окружкома ВЛКСМ в конце 30-х годов, влияние пионерии в северных районах было большим. Дети легко поддавались организации, активно участвовали в общественной работе, заметно развивались. Это были настоящие юные ленинцы, принимавшие под руководством комсомольцев активное участие в строительстве социализма на Обском Севере.
Задачи работы пионерских организаций Крайнего Севера впервые были рассмотрены созванным ЦК ВЛКСМ совещанием комсомольцев-северян в ноябре 1930 года в Ленинграде за месяц до образования на Севере РСФСР восьми национальных округов (10 декабря 1930 г.) Совещание выдвинуло вопрос о воспитании юной смены, предложило установить штатные единицы руководящих пионерских работников в районах, организовать курсы пионервожатых, принять меры по закреплению кадров пионерработников.
IX съезд ВЛКСМ (16-26 января 1931 г.) вновь рассмотрел вопрос о работе среди детей. Съезд предложил “нацорганизациям комсомола уделить максимальное внимание детскому коммунистическому движению, обеспечить охват этим движением широчайших детских масс, в особенности девочек, и дать лучшие силы своего актива на работу среди детей”.
В июне 1931 года начали работу организационные бюро Остяко-Вогульского и Ямало-Ненецкого окружкомов комсомола. Организационные бюро в начале свой деятельности ознакомились с состоянием дел в пионерских отрядах, навели порядок в учете, детально обсудили вопросы о состоянии пионерских организаций на своих заседаниях в июле-августе.
На 1 октября 1931 года по статистическому отчету оргбюро в Остяко-Вогульском округе было 1205 пионеров, объединенных в 49 отрядов, и 196 октябрят. За три месяца 68 пионеров вступили в комсомол. В Ямало-Ненецком округе в это время было 107 пионеров.
В ноябре 1931 года оргбюро Остяко-Вогульского окружкома ВЛКСМ более детально рассмотрело состояние детского коммунистического движения. Была поставлена задача классового воспитания детей, вовлечения их в социалистическое строительство, хозяйственные кампании, в частности, в комсомольскую рыбную эстафету. На пионерскую работу были выдвинуты лучшие комсомольцы — ударники производства. Большое внимание уделялось работе среди детей коренного населения, особенно по охвату их школой.
В 1931-1932 гг. в Остяко-Вогульском округе было 148 школ, в т. ч. 39 национальных, из 8278 учащихся 710 — дети коренных национальностей. В Ямало-Ненецком округе в это время количество школ удвоилось, а охват ими детей увеличился на 71 процент. Оргбюро окружкома ВЛКСМ организовало завоз в тундру букварей, карандашей, детской иллюстрированной литературы.
К началу 1932 года число пионеров в Остяко-Вогульском округе возросло на 170, вновь образовалось 20 отрядов, 179 школьников стали октябрятами, а 56 пионеров — комсомольцами. В Ямало-Ненецком округе вступило в пионеры около 200 детей. Таким образом, в начале 1932 г. в двух национальных округах было около 1700 пионеров и более 80 отрядов.
Первые окружные конференции ВЛКСМ в январе-феврале 1932 года нацелили комсомольские организации на дальнейшее совершенствование работы среди детей. Пионерское движение активизировалось в национальных поселках, колхозных центрах, в самых отдаленных селениях громадных по территории округов.
Весной 1932 года бюро окружкомов ВЛКСМ организовали проверку выполнения постановлений обкома и окружкомов партии по вопросам детского движения.
К маю 1932 года в Ямало-Ненецком округе в пионерских отрядах Обдорска (Салехард), Хэ, Нори, Надымского совхоза, Нового Порта, Хальмер-Сале (Тазовского) насчитывалось 318 пионеров. Вскоре в поселке Пуйко образовалась группа из четырех пионеров и 17 октябрят, в Аксарке — звено из десяти пионеров, в его составе три ненца, один ханты и два коми. Тазовский райком комсомола направил пионервожатых на рыболовецкие пески: Яд-Вануй — Никифорову, Хальмер-Седе — Овчинникова, Яры — Зыкова.
В развитие постановления ЦК ВКП(б) от 21 апреля 1932 года VII Всесоюзная конференция ВЛКСМ (1-8 июля 1932 года) потребовала обратить главное внимание на улучшение воспитательной работы в пионерорганизации, отметила, что борьба за знания, борьба за овладение основами наук есть часть общей борьбы рабочего класса и важнейший участок, на котором пионер должен проявить свою готовность в борьбе за дело Ленина. Предлагалось усилить работу среди юных техников, юных натуралистов, опытников сельского хозяйства, организовать живой показ пионерам достижений социалистического строительства. Конференция особо отметила усиление роста пионерии в национальных районах за счет детей трудящихся.
В сентябре 1932 года бюро Ямало-Ненецкого окружкома ВЛКСМ приняло решение об организации экспедиции для изучения возможностей развития детского движения в тундре. Именно в далекой тундре, в селении-зимовке Уренгой, где волею северной стихии — раннего ледостава на реке — оказались члены оргбюро Пуровского райкома комсомола. 24 октября 1932 года на первом собрании созданой ими базовой комсомольской ячейки учительнице Сеюткиной поручили вести работу среди детей по созданию пионерского отряда. На первое марта 1933 года в округе было 399 пионеров, объединенных в 13 отрядов, и 179 октябрят.
Судя по отчету Остяко-Вогульского окружкома ВЛКСМ, в это время из 2105 пионеров округа 1343 входили в 74 колхозных пионерских отряда. Среди пионеров было 299 ханты, 167 манси, 107 коми. Количество октябрят выросло до 718, октябрятских групп — до 17. Через полгода в округе было 2228 пионеров в 85 отрядах. Летом 1933 года в округе работало девять пионерских лагерей, в летней оздоровительной кампании участвовало 484 пионера, в том числе 53 из коренных национальностей.
Интересен первый опыт организации летнего отдыха детей на Ямале. 22 июня 1932 года окружком комсомола обсудил ход подготовки к летней оздоровительной кампании. Важнейшими событиями пионерского лета явились экскурсия в Свердловск под руководством председателя райбюро ДКО (детской коммунистической организации) Белова и работа первого в округе пионерского лагеря.
Лагерь действовал в Салехарде с 13 июля по 1 августа. Задача перед этим экспериментально-показательным лагерем так и ставилась — можно ли в северных условиях вести летнюю оздоровительную работу в целях подготовки детей к лучшему усвоению знаний в следующем учебном году.
Здоровый отдых сочетался с политико-воспитательной, краеведческой, культурно-массовой работой среди населения, помощью ему в труде, знакомством с основами военного дела, санитарно-гигиеническими правилами. Был хорошо продуман режим дня, организованы систематические занятия физкультурой, создано два спортивных кружка, проведена лагерная спартакиада, три катания на лодках. В лагере выпускалась стенная газета, работала пионерская библиотека, проводились политбеседы: “О ленинской национальной политике”, “Биографии вождей партии”, “О жизни пионеров в СССР и за рубежом” .
Характерно распределение детей по интересам в особые “бригады самообразования”. Санитарно-хозяйственная — следила за порядком и чистотой в лагере, заботилась о соблюдении режима дня и питания. Культурно-просветительная — организовывала досуг пионеров, развлечения для неорганизованного населения, например, “костры смычки” с окрестными ребятишками, коллективные игры. Члены краеведческой бригады собрали коллекции минералов, гербарии.
Обсуждая итоги работы лагеря, бюро окружкома комсомола отметило, что лагерь дал ряд положительных результатов и показал, что можно охватить летней оздоровительной кампанией всю пионерскую организацию и главным образом национальную детвору, “лагерь обеспечил выковку крепкого пионерского актива, привил пионерам коллективизм, расширил политический кругозор”. Бюро постановило: закрепить достигнутые успехи в организации пионерских кружков (бригад) по интересам, выбирать места для лагерей с увязкой отдыха и помощи в труде взрослым, практиковать выезды на рыбный промысел, заранее готовить кадры вожатых, инвентарь, литературу.
Если говорить о выборе места для лагеря, то ямальцам принадлежит и поистине уникальный опыт организации “лагеря-чума” непосредственно в стойбищах оленеводов и охотников. Зародился он на Ямальской культурной базе (центр п.Яр-Сале). Но сначала немного истории. Культбазы (их было по две в каждом округе) служили комплексными форпостами советской власти на Севере и включали в себя школы-интернаты, больницы, дома туземцев, специалистов по сельскому хозяйству, краеведению и т.п.
Ямальская культбаза строилась с августа 1932 по 1 января 1934 года, но 1932-1933 учебный год, хотя и с большим опозданием, был начат. Училось всего шесть ненецких мальчиков. Чтобы привлечь в интернат больше детей кочевников, 23 января 1933 года культбазовская газета “Красная тундра” напечатала письмо воспитанников школы:
“Мы, ребята туземной тундры, шлем вам привет. Мы уже три месяца учимся в школе. Мы научились писать… буквы, писать цифры…, прибавлять и отнимать. Мы каждый день моем руки и лицо с мылом. Мы уже получили новые рубахи, штаны, пиджаки, шапки. У нас есть мясо, рыба, булки, крендели, масло, идите к нам учиться, здесь хорошо. Мы вас ждем” .
Все это было, как была и мастерская для трудового обучения столярному делу, шитью. Дети учились играть в шахматы, шашки, биллиард, занимались в струнном оркестре. Под руководством воспитателя Станиславы Ивановны Станкевич играли в пьесах на ненецком языке.
В следующем учебном году в школе было 52 ученика. 10 октября 1933 года появился первый пионерский отряд. Организовала его пионерский работник культбазы Евдокия Георгиевна Воробьева. В ноябре 1934 года в отряде уже 14 пионеров.
Здесь не старались изолировать учащихся от родителей, от тундры, от традиционных занятий. Дети учились плести рыболовные сети, выходили на охоту — ставили петли на куропаток, капканы на песцов. И в этом пошли еще дальше, предвосхитив на многие годы понимание, одно лишь понимание, а не осуществление, воспитания и обучения детей тайги и тундры в гармонии с духом и жизнью своего народа, без отрыва от вековых верований и занятий, языка, культуры.
В начале 1935 года на культбазе был произведен уникальный учебно-воспитательный эксперимент, к сожалению, не нашедший не только продолжения, но даже простого повторения в будущем. С 22 января по 20 февраля восемь учеников вместе с учительницей С. И. Станкевич проходили практику на стойбище бригад простейших производственных объединений “Харп” (“Северное сияние”) и “Пятилетка”.
Дети с удовольствием выходили с пастухами на охрану стада, ловили и запрягали оленей, ездили на них в тундру ловить песцов. Занимались и общественной работой: распространили на 70 рублей облигаций государственного займа, выпустили стенгазету, рассказали о лучших оленеводах, рыбаках и охотниках района, провели десять занятий по ликвидации неграмотности и два собрания женщин. Вечерами из чума в чум переносили привезенные с собой патефон и балалайку, развлекая тундровиков музыкой.
Большое место занимала пропаганда здорового быта. Прошел конкурс на лучший по чистоте чум. Вася Тадибе выкупал в подшефном чуме ребенка и научил этой процедуре мать малыша. Сеня Серасхов показал подшефной женщине, как правильно мыть посуду и стирать белье.
Прощальным вечером у большого пионерского костра состоялось общее собрание жителей стойбища. Юные ленинцы рассказали о своих отрядных делах, символике и атрибутике. Тундровики поблагодарили детей и приглашали приезжать чаще.
На следующий год число воспитанников интерната увеличилось. В школе было 29 пионеров, 11 октябрят и три комсомольца. Летом 1936 года при культбазе организовали пионерский лагерь, где отдыхало 40 детей, в т.ч. 23 из коренных национальностей.
Работа культбазы среди детей тундровиков получила высокую оценку. По постановлению объединенного юбилейного пленума Ямало-Ненецкого окружкома партии и окрисполкома, посвященного пятилетию округа (тогда отчет вели с 1931 года — времени начала работы оргбюро), в числе активных участников и энтузиастов социалистической реконструкции Севера Почетной грамотой и именными часами была награждена преподаватель Ярсалинской школы-интерната С.И.Станкевич — «за исключительное внимание и любовь к делу образования и воспитания детей коренного населения, за образцовые показатели воспитательной работы в интернате».
Ярким свидетельством постоянной партийной заботы о пионерах Ямала являются примеры из деятельности Пуровского райкома партии. В апреле 1935 года пионеры пуровского отряда писали в рапорте первой районной партийной конференции (райпартсобранию):
«…Наш отряд вырос с 10 до 15 человек, из них три ненца. Все школьники участвуют в социалистическом соревновании. Посещаемость школы — 100 процентов, успеваемость — 80. Налажена помощь отстающим. Выходные дни проводим организованно. “Завербованные” пионерами вкладчики внесли в сберкассу 1500 рублей».
Пионеры просили коммунистов помочь в обеспечении школы учебными и наглядными пособиями, литературой, выделить к следующему учебному году пионерского работника, оборудовать помещение для занятий спортом — “физкультурный барак” . Райпартсобрание постановило “оказать помощь райкому комсомола… в налаживании работы пионерской организации” .
Новый пионерработник района Ф. Сычева в своей активной деятельности исходила из указаний II пленума ЦК ВЛКСМ о том, что улучшение работы пионерского отряда и звена зависит от того, как вожатые сумеют организовать пионеров, помочь развить им свою самостоятельность. Вожатый должен работать с каждым пионером в отдельности, воспитывать пионеров в духе правил поведения юных пионеров, заботиться об их политическом развитии, следить за учебой каждого пионера, организовывать соревнование за лучшую учебу и вместе с педагогами оказывать пионерам необходимую помощь, наблюдать за поведением пионеров в отряде, в школе и вне школы, прививать пионерам организованность, дисциплину, аккуратность.
В ноябре 1936 года собрание коммунистов райцентра с участием комсомольского актива обсудило решения X съезда ВЛКСМ по коммунистическому воспитанию молодежи, в т.ч. пионеров. А седьмого декабря 1936 года районное партийное собрание отдельно рассмотрело вопрос о работе пионерской организации. Отмечено, что число пионеров выросло за год с 18 до 27 человек, среди них пять ненцев. Имеется октябрятская группа из семи человек (один ненец). Пионеры занимают ведущую роль в борьбе за успеваемость в школе. Признано необходимым организовать летом пионерский лагерь, а на рыбных промыслах — две детские площадки для детей рыбаков.
За образцовую постановку работы с пионерами и вовлечение в пионерскую организацию детей коренного населения пионервожатая Пуровского района Фаина Васильевна Сычева была награждена юбилейной Почетной грамотой окружкома ВКП(б) и окрисполкома в связи с 5-летием округа. Такую же награду получил и заместитель секретаря Пуровского райкома комсомола Илья Николаевич Абрамов, курировавший работу с детьми.
Результаты такой работы не замедлили сказаться. К 1938-1939 учебному году в районе появились еще две школы-интерната, количество учащихся увеличилось вдвое, а из коренной национальности в пять раз. В двух пионерских отрядах было 56 пионеров, из них десять — дети ненцев и коми.
Общее количество школ на Ямале с 1936 по 1940 год увеличилось с 26 до 46. За 1938 год пионерская организация выросла на 851 человека, появилось 38 новых отрядов, в октябрята принято 350 детей. К апрелю 1938 года в округе было 1778 пионеров в 70 отрядах и 778 октябрят. Стопроцентной успеваемости добились отряды Тазовской неполной средней школы и национального интерната. Отряды нацпедучилища и средней школы окружного центра получили переходящие красные знамена. Был проведен семинар пионервожатых. Летом 1938 года в лагерях отдыхало 1046 детей, а в окружном санатории — 191.
Много примеров очень хорошей работы пионерских отрядов и в Остяко-Вогульском округе. В Белогорском отряде Самаровского района было 44 пионера, половина из них — девочки. На шести пионерских сборах рассматривали такие вопросы: подготовка к весеннему севу; сбор средств на летнюю оздоровительную кампанию; помощь в реализации займа второго года второй пятилетки, шефство над слабыми учениками. Намеченное выполнили — помогли колхозу в бороновании и пахоте, засеяли школьный огород площадью 3000 кв. м.; собрали для пионерлагеря 130 рублей и 70 рублей дали комсомольцы; распространили на 200 рублей облигаций; подготовили два спектакля — антирелигиозный — на пасху и к 1 Мая. А вот дела пионеров через полгода, на 11 января 1935 года. Распространили 54 экземпляра газет и журналов, собрали 60 рублей на оборону страны, мобилизовали средств местному кооперативу (паевые взносы) — 218 рублей. Работали физкультурный коллектив и оркестр народных инструментов, 26 пионеров регулярно занимались в группе “Безбожник”.
Перед нами скупые строчки отчетов других отрядов района. Июнь 1935 года. В Епизаровском отряде 35 пионеров. За четвертую четверть учебного года проведено шесть сборов, субботник на посевной в колхозе, добыто 1204 водяных крысы, мобилизовано средств населения (вклады в сберкассу, займы) 250 рублей при плане 150. Пионеры Троицы сдали 250 шкурок водяной крысы, собрали на летнюю оздоровительную кампанию 19 рублей, 28 рублей выделили им комсомольцы. Пионеры Сухоруковского отряда на летний отдых 1935 года собрали 40 рублей, комсомольцы выделили на эти цели еще 70 рублей.
X съезд ВЛКСМ (11-21 апреля 1936 г.) рассмотрел вопрос о работе комсомола в начальной, неполной средней школе и средней школе и рекомендовал поставить в центре деятельности комсомола в школе систематическую работу по организации учебы, за овладение науками, за высокую успеваемость. Комсомольцы и пионеры не только сами обязаны быть образцом отличной учебы, но и должны стать организаторами социалистического соревнования за отличную учебу, шире развернуть работу предметных кружков, вести работу по укреплению порядка и дисциплины в школе.
IV Остяко-Вогульская окрпартконференция (сентябрь 1936 года) среди других задач также поручила комсомольцам лучше руководить пионерскими отрядами и октябрятами, больше работать в школе, помогать учителям воспитывать детей.
В сентябре 1936 года в школе-интернате Казымской культбазы (Березовский район) стараниями комсомольцев Артеева, Кенич и Подлетина был организован пионерский отряд. Его главная задача— борьба за отличную учебу и внедрение санитарно-культурных правил. На 1 декабря 1936 года в отряде 41 человек, регулярно проводились сборы, работала пионерская комната. К апрелю 1937 года все дети пионерского возраста были в отряде. Проводились беседы о ленинской национальной политике, руководителях партии и правительства, гражданской войне в Испании, выпущено четыре стенгазеты. К 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина поставили “Сказку о рыбаке и рыбке” на хантыйском языке.
Каждое лето при культбазе работали детские оздоровительные площадки. Десять пионеров ездили на экскурсию в Тобольск. В школьном пионерском лагере в течение месяца отдыхало 40 учащихся (30 хантов, пять коми-зырян и пять русских). В следующем учебном году создан пионерский отряд из 16 учащихся в школе отдаленного поселка Юильска.
V Остяко-Вогульская окружная партийная конференция (апрель 1937 г.) отметила, что в округе возникло 30 новых пионерских отрядов, количество пионеров увеличилось до 4180. Летом 1936 года в лагерях и санаториях отдохнуло 5000 детей. VI окружная партконференция (май 1938 года) также подчеркнула значительный рост пионерской организации. Если на 1 января 1937 года в округе было 4288 пионеров, 145 отрядов, комсомольское ядро составляло 127 человек, то на 1 апреля 1938 года стало 4690 пионеров, 180 отрядов, пионеров-комсомольцев 203, в округе работало 177 вожатых, из них девять освобожденных. Было отмечено, что “пионеры в школах являются, как правило, во всех вопросах школьной жизни передовиками. Необходимо помочь комсомолу еще растить пионерские отряды, воспитывать пионеров в коммунистическом духе”.
В школах и отрядах работали пионервожатые-энтузиасты. С 1933 года работала вожатой в Шурышкарском районе Ольга Дмитриевна Вологодская. Об интересных делах ее воспитанников Прони Ундылева, Марфы Ямру и других пионеров-ханты узнала вся страна из корреспонденции в газете “Колхозные ребята”.
В тот же район (до 1937 года он входил в Остяко-Вогульский округ) была направлена вожатой выпускница Остяко-Вогульского педучилища Гура Халтурина. В 1937 году в ее отряде было 32 пионера, интересно проходили беседы, игры, вечера детского национального творчества. Частым гостем пионеров был секретарь райкома партии Глазунов.
Вот что писал комсомолец-учащийся IV курса Остяко-Вогульского педучилища Илья Шабанов: “Работая в пионерском лагере с детьми, я испытал большую гордость и радость. Мне были вверены будущие строители нового коммунистического общества, будущие герои труда, инженеры, техники, мастера искусства, которым я должен был организовать веселый культурный отдых, помочь получить заряд сил на новый учебный год”.
Летом 1939 года произошло большое событие в жизни ученика хантыйской неполной средней школы окружного центра Коли Сотникова. Он отдыхал во Всесоюзной детской здравнице — пионерском лагере “Артек”.
А вот пример участия детей в общественно-полезном труде. Ученик неполной средней школы из Микояновского (ныне Октябрьского) района Ваня Сазыкин за охотничий сезон 1939 года сдал на 900 рублей пушнины. Только в IV квартале юный охотник поймал 5 лисиц и 46 горностаев. Удачный промысел он сочетал с хорошей учебой.
В 1939 году вопросы пионерской работы 12 раз рассматривались на бюро Остяко-Вогульского окружкома ВЛКСМ, что свидетельствует об усилении комсомольского влияния на пионерию.
В 1940 году вся работа пионерских отрядов проходила под знаком выполнения решений X пленума ЦК ВЛКСМ “О работе комсомола в начальной и средней школе”. В январе 1940 года окружные газеты перепечатали передовую статью “Правды” “Комсомол и школа” о задачах по выполнению постановления пленума ЦК комсомола, где говорилось, что перед нашей школой стоит благородная задача — воспитать сознательных строителей коммунистического общества. В первую очередь эту задачу должны решать школьные комсомольские организации и пионервожатые, особенно старшие вожатые — посланцы комсомола в школу.
12 февраля постановление пленума было обсуждено на собрании актива Остяко-Вогульской окружной комсомольской организации. Комсомольцам было где приложить свои силы. Если в 1930-1931 учебном году в округе было 84 школы (из них 24 национальные) и 4249 учащихся, в т.ч. 709 из коренных национальностей, то в 1939-1940 году — уже 186 школ. Национальных стало 58, впервые появились пять национальных неполных средних школ. Количество школьников увеличилось до 16394, в т.ч. 2383 — представители малых народностей Севера. В школах работало 30 первичных комсомольских организаций, 592 комсомольца учащихся и 244 комсомольца-учителя.
На собрании приводились данные о составе пионерской организации округа — 7131 пионер в 233 отрядах. Был отмечен положительный результат совместной работы в отряде № 1 третьего “а” класса Остяко-Вогульской средней школы вожатой Кобелевой и учителя А. И. Пестовой. Все дела в отряде строились на основе социалистического соревнования, всеобщей инициативы, большой дружбы. Учительница всегда бывала на отрядных и звеньевых сборах. В классе все успевали: из 43 пионеров девять отличников и 14 ударников. Собрание актива решило изменить отношение к школе, улучшить руководство пионерскими и комсомольскими организациями, развернуть соревнование между школами, активизировать физкультурную и оборонную работу…
Самой крупной в Остяко-Вогульском округе была Самаровская районная пионерорганизация. Первыми включились в выполнение постановления X пленума ЦК ВЛКСМ комсомольцы и пионеры Цынгалинской и Реполовской школ. В Реполово был лучший отряд района.
Активно работали вожатые Остяко-Вогульской средней школы Поля Индукаева, Тина Карпова, Шура Завьялова. Здесь в начале 1940 года многое делалось по оборонно-спортивному воспитанию учащихся, которые изучали противовоздушную и химическую оборону (ПВХО), санитарную оборону (ГСО), стрелковое дело. В весенние каникулы сдавали нормы нового комплекса ГТО — “Готов к труду и обороне” и БГТО — “Будь готов к труду и обороне”.
В 1940 году развернуло работу среди школьников вновь созданное окружное бюро общества Красного Креста, подготовившее 238 значкистов БГСО — “Будь готов к санитарной обороне”.
Интересно организовали работу вожатых комсомольцы Анеевской школы Березовского района, где регулярно проходили сборы, занятия военных и физкультурных кружков. Почти все пионеры учились на хорошо и отлично.
Вожатый Верхне-Мысовской неполной средней школы Сургутского района комсомолец Ничкасов постоянно проводил в отрядах беседы, политические информации, игры, организовал помощь отстающим в учебе. Успеваемость пионеров за первое полугодие 1940 года составила 95,7 процента.
10 декабря 1940 года, к десятилетию Остяко-Вогульского округа, в 241 отряде было 7616 юных ленинцев.
Начало 1941 года было мирным. Об этом говорили и дела в отрядах Ханты-Мансийского округа (такое название он получил в 1940 году).
Февраль. Из 155 учащихся Нялинской неполной средней школы 70 пионеров. Под руководством учительницы-комсомолки Анастасии Федоровны Петелиной в отряде часто проходили сборы. Их темы: “О новых союзных республиках”; “О писателе-большевике Островском”; отчет звена Поли Долгушиной, где была 100-процентная успеваемость. Отряд поставил пьесу “ Тайна синей горы”. Участники детской самодеятельности Троицкой школы подготовили концерт и пьесу, с которыми выступили в Луговом и Богдашке. В Черномысовской неполной средней школе учащиеся оборудовали уголок безбожника. Учитель Лосев прочитал лекцию “ Наука и религия”, учительница-комсомолка Менщикова рассказала о вреде религиозных предрассудков.
24 мая окрисполком решил открыть в Ханты-Мансийске детскую техническую станцию и ассигновал 14 тысяч рублей. Пионеры готовились к летней оздоровительной кампании. 20 июня открылся Ханты-Мансийский детский санаторий.
Но в мире уже бушевал пожар второй мировой войны. Все больше места занимали в отрядах оборонно-физкультурная работа, военно-патриотическое воспитание.
Показательна в этом отношении тематическая полоса окружной газеты (с 7 января 1941 года “Сталинская трибуна”) за 20 февраля 1941 года “Дети о Красной Армии”. Ученик шестого класса Ханты-Мансийской средней школы Фомин выступил с заметкой “Хочу стать пограничником” и стихами “Оборона Царицына”. Его одноклассник Косинцев написал заметку “Хочу стать хорошим лыжником” и стихотворение “Разгром интервентов”. Четвероклассник Анинов писал о желании стать кавалеристом. Шестиклассник Зуев опубликовал “Частушки о Красной Армии” , пятиклассник Скосырев — стихи “Пограничник”.
Весной в Березове прошли военно-физкультурные соревнования пионеров и школьников. Из 135 участников 94 сдали нормы на значок БГТО. Затем в школах района прошли соревнования по гимнастике.
В Ханты-Мансийской средней школе призывники из 9-10 классов выступили инициаторами создания военных кружков. В школе работали две стрелковые группы, три кружка ПВХО, два — ГСО, подготовлено около 250 значкистов, из них 93 — БГТО и 10 — ЮВС.
21 июня “Сталинская трибуна” напечатала передовую статью “Военно-оборонная работа среди школьников». В ней говорилось об опыте Самаровской средней школы, где учащиеся изучали жизнь полководцев — Ворошилова, Пархоменко, Щорса, Лазо, книги о военных подвигах. В оборонных кружках подготовлено 23 ворошиловских стрелка и 32 — юных ворошиловских стрелка, многие школьники сдали нормы ГТО и БГТО по лыжам.
Это была последняя запись в довоенной летописи пионерских организаций округов.
Из книги «Пламя погасших костров»