В навигацию 1942 года Ханты-Мансийский леспромхоз на катерах с двигателями СТЗ применял вместо керосина в качестве топлива скипидар, частично в виде разбавленной керосином смеси, частично же в чистом виде. Катера работали хорошо, лишь требовалась при работе на чистом скипидаре более частая чистка двигателя.
С осени прошлого года леспромхоз приступил к переводу 5 катеров с машинами СТЗ на твердое топливо, каковым является кедровая и березовая чурка и древесный уголь. Все машины СТЗ, переведенные на газ, в навигация 1943 года работали вполне удовлетворительно. За 5 месяцев работы газогенераторов мотофлот леспромхоза сэкономил 75 тонн керосина.
На работе двух нефтяных двигателей «Червонный прогресс», приводящих в действие погрузочные лебедки, леспромхоз применил в качестве топлива, взамен нефти, — березовый деготь. В течение навигации этим сэкономлено 2 тонны нефти. Моторы работали на дегте исправно, бесперебойно.
Замена других видов материалов на лесозаготовках и сплаве леспромхозом производилась частично. Так, например, вместо дефицитной пеньковой варовины применяются свитые из черемухи завертки к оглоблям, а на сплаве — толстые древесные канаты из крученой вицы (береза, ель), которые используются в качестве поперечных счалов, а иногда в качестве лежней на местном сплаве.
Таким образом, в нашем округе можно найти заменителей для значительного количества материалов, ранее доставляемых издалека.
П. Агеев
«Сталинская трибуна», 8.12.1943