Н.И. Богданова
Краеведческие издания — редкость в нашем районе, тем более такие, что касаются истории одного села. Нина Степановна Цехнова, известный краевед, в свое время публиковала свои архивные изыскания только в районной газете, так как раньше напечатать что-то отдельной книжкой было проблематично. Ее тетради (в количестве 700 стр.) с выписками из архивов Тобольска, Тюмени, Ханты-Мансийска и сегодня являются неоценимым источником по истории Конды, и если бы они были напечатаны, то для многих краеведов района они явились бы лакмусовой бумажкой истины, помогли бы “очистить зерна от плевел”, избежать ненужных ошибок и исторических неточностей. Каждый краевед должен опираться в первую очередь на документы, затем на свидетельства очевидцев, потому как любое краеведческое издание независимо от объема требует тщательного кропотливого изучения, исследовательского интереса, затем, что книга, особенно краеведческого плана, будет являться в дальнейшем источником для всех интересующихся и любящих свой край, свою малую Родину и просто свой дом, где ты родился и вырос, поэтому на любого пишущего и издающего должно ложиться бремя ответственности.
В нашем музее хранятся уникальные архивные материалы, собранные Ниной Степановной Цехновой. В одной из тетрадей на полях записано, что выписки из архивного дела, с которыми она работала, сделаны из церковной книги, датируемой 1803 г. Самые ранние ее записи по Болчарам — это выписки из церковных метрических книг Меньше-Кондинской волости Тобольского уезда с 1847 г., благодаря которым можно проследить в хронологии, кто был священником, а также появление таких известных в Болчарах русских фамилий, как Бардаковы, Поповы, Коробейниковы, Савельевы, Палицыны.
Например, в январе 1847 г. священником в Болчарах был Михаил Протопопов, в апреле-мае — Ефимий Серебренников, в марте — Василий Карпов, а с июня 1847 по ноябрь уже 1862 г. — иерей Павел Кремлев. С XII/1862 по ХИ/1864 включительно — священник Григорий Дергачев. С января 1865 по февраль 1868 г. — священник Иоанн Шабанов. С мая по ноябрь 1868 – священник села Нахрачинского Дмитрий Скосырев. С декабря 1868 по февраль 1871 — священник Дмитрий Лепехин. С марта 1871 г. — опять Дмитрий Скосырев. С января 1872 г. — священник с.Самаровского Нестор Вергунов. С 1875-1878 г. — книг не сохранилось. С января 1879 г. — записи в церковных книгах начал подписывать священник Каллист Попов.
За период 1880-1886 гг. книги опять отсутствуют. Возможно, в этот период священник Каллист Попов и был убит, а убили его за то, что хотел помешать языческому обряду — жертвоприношению. Жена его была просвирней в церкви. Параскева Иоанновна Попова, умерла в 1901 году. Их дети: Николай, Александр, Мария.
Есть также записи в поздних церковных книгах, где сын Каллиста Попова — Николай — уже именуется так: “Села Болчарского Потомственный почетный гражданин Николай Каллистов Попов”, а февральская запись 1902 г. гласит “Жених: Романовского прихода д.Черноярской запасной артиллерийский ветеринарный фельдшер Иов Александров Овсянкин, православный, первым браком 30 лет. Невеста: Болчарского прихода села Болчаровского потомственного почетного гражданина дочь девица Елена Николаевна Попова — православная — 20 лет. (Внучка Каллиста Попова, дочь его сына Николая). Поручители. По жениху: Романовского прихода д.Черноярской крестьянин Александр Симеонов Овсянкин и крестьянин Герман Александров Овсянкин. По невесте: Села Болчарского инородец Алексей Дмитриев Нялин и потомственный гражданин Александр Каллистов Попов”. (Последний — второй сын убиенного священника Попова).
В январе 1847 г. в церковных записях встречается и фамилия Бардаков — “священническая дочь девица Анна Емельяновна Бардакова”, а ее брат, Лев Емельянович Бардаков, был псаломщиком, работал в церкви с января 1850 г. пономарем, с ноября 1860 г. — дьячком, затем — вновь псаломщиком, вероятно, до смерти в 1887 г. В записях же за 1916 г. записано: “Жительствуют в приходе с.Болчаровского мещане г.Тобольска: Емилиян Львов Бардаков – 66 лет, жена его Марфа Емилиановна — 57 лет, сестра жены Варвара Емилиановна Спасенникова, сын их Петр 17 лет”.
Трагическая участь постигнет эту семью в кровавом для нашего края 1921 году: родители будут расстреляны в Болчарах как сочувствующие большевикам, а сын убит в бою под Демьянском.
“В мае 1919 г. с.Болчаровского сын заштатного псаломщика Петр Емельянов Бардаков (1900 год р.) женится первым браком с девицей из д. Малысакинской Новосельского прихода Феклой Аркадьевной Самоловой 19 лет”. (Она — сестра первого председателя РИКа Николая Аркадьевича Самолова). Петр учился в Тобольской семинарии, бросил, уехал в с.Демьянское, работал телеграфистом.
В записях о браке за 1919 г. есть и такие сведения. “В IV — 1919 г. с.Демьянского крестьянин Моисей Яковлевич Палицын вступает в первый брак 46 лет с крестьянской девицей с Парасковьей Александровой Кугаевской 49 лет, первым браком”, и эта пара будет расстреляна в 1921 году как сочувствующие большевикам в Болчарах.
Время было смутное, брат шел на брата, сын против отца…
По данным Нины Степановны, в восстании 1921 г. погибло 50 человек, 37 человек находилось в Тобольской тюрьме в феврале — марте 1921 г., из которых кому-то удалось вернуться живым, а кому-то — быть замученным и расстрелянным.
Вернемся от 1921 г. назад, к 1900 году, и продолжим хронологию с 1900 года по 1912 г. 1900 г. Священник Богоявленской церкви – Асклипиодот Александрович Хлынов. В январе 1901 г. появилась такая запись: “города Тобольска мещанский сын Феодор Семенович Савельев”. В этом же году в Меньше-Кондинской волости из д.Атамановой Кугаевской волости появляется в Болчарах отставной подшкипер 2ой статьи Архип Афанасьевич Коробейников 53 лет. Его жена — Хиония Ивановна — 40 лет, их дети: Петр – 16 лет, Александр — 12 лет, Пантелеймон — 3 года, Евдокия — 14 лет, Анна – 17 лет, Варвара — 6 лет. Дети Коробейникова сыграли большую просветительную роль в Болчарах, особенно двое из них: Петр, который был фельдшером, и Пантелеймон — учителем с 1919 по 1923 г.
В “Ведомости о церкви” (церковный отчет за 1905 г.) читаем: “В приходе есть министерское сельское училище государственных имуществ в с.Болчаровском, открыто в 1896 г. 1 октября, законоучитель в нем местный священник (А.А.Хлынов), учитель — сын крестьянина Тобольского уезда Кугаевской волости д.Овсянниковой Дмитрий Косьмин Шумилов 18 лет, кончивший курсы в Тобольском городском 4-х классном училище и педагогические курсы, основанные при этой же школе (училище). Учащихся в школе: 8 мальчиков и 4 девочки”.
В 1998 г. Болчаровская средняя школа праздновала 100-летие. Как я прочитала в воспоминаниях В.П.Слободскова, которые хранятся в Кондинском музее, при определении даты исходили от времени работы 1-ой учительницы, Ладыниной Ларисы Антоновны (1898-1900 гг.). Но ведь есть архивные данные, что школа грамоты в Болчарах была открыта в 1891 г., а в 1894 г. она становится церковно-приходской. Думается, что именно 1891 год надо считать годом основания школы; так считала и Нина Степановна Цехнова, основываясь на документах. С 1902 г. по 1905 г. в Болчаровской школе работала Екатерина Степановна Суханова 20 лет — “девица, Туринская мещанская дочь”, как указано в записи…
Есть также сведения, что “дом для священника общественный на общественной земле. Деревянный, крестовой, перестроен из старого министерского училища в 1905 г., а для школы выстроено новое здание в 1907 г. с общежитием для учащихся и квартирой для учителя. В 1907 г. законоучитель в школе — местный священник Асклипиодот Александрович Хлынов. Учитель — сын местного священника, Константин Асклипиодотов Хлынов 22-х лет. Закончил курс в Семипалатинской учительской семинарии. Учатся в школе 12 мальчиков и 6 девочек”.
Нина Степановна Цехнова сделала и интересную выписку из Ведомости за 1904 г. о приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов Болчаровской церкви (Церковь в Болчарах сгорела в 1857 году, новая церковь “Во имя Богоявления Господня” была построена в 1863 г. “тщанием прихожан и частию благотворителей, по тану и фасаду, составленному 12 марта 1859 г. и утвержденному того же года 30 апреля”. Как следует из справочной книги Тобольской Епархии за 1913 г., в приходе Болчаровской церкви празднуются особо чтимые дни: День святого ангела Петра и Павла, День святого Николая Мирликийского Чудотворца, День святого Филиппа Митрополита Московского Чудотворца. К Болчаровскому приходу относилась и часовня в юртах Красноярских — во имя святителя Филиппа Митрополита Московского (1889 г.) — что построена “тщанием жителей оных юрт”. Итого, сколько поступило и куда расходовались деньги в приходе, которых всего было 70 копеек, из них “на улучшение быта православных паломников в Пакистане — 13 копеек, на восстановление православия на Кавказе — 11 копеек, на сооружение и содержание беднейших церквей в империи — 15 копеек, на распространение православия между язычниками в империи — 9 копеек, в помощь православной миссии в Японии — 7 копеек, в пользу Российского общества Красного креста — 15 копеек”. Жалование священнику положено было 600 рублей в год, псаломщику — 200, просвирне — 60 рублей.
В апреле 1912 г. священник в Благоявленской церкви с.Болчары – Александр Кузовников, с июня 1912 г. и по ноябрь 1916 г. — Евтафий Григорьев Валинский. В 1912-1913 г. — учитель в школе Тимофеев Александр Митрофанович — 22 лет, в 1913-1914 гг. — Корепанова Феоктиста Васильевна. В 1914-1916 гг. учительницей в школе была Велинская Василиса Евтафьевна, дочь священника Евтафия Григорьева Велинского.
В архивных тетрадях Н.С.Цехновой есть выписка из Указа Временного Правительства Тобольскому губернскому комиссару от 23 сентября 1917 г. — о создании комиссий (по городу и уезду) по передаче церковных школ в ведомство Министерства Народного Просвещения. С 1919 г. по 1923 г. в школе работает уже вышеупомянутый Коробейников Пантилимон Архипович. В 1919-1920 учебном году в Болчаровской школе учились из деревень: Алексеевка (5 верст до Болчар) — 3 человека, Богданы (8 верст) — 1 человек, Чеснок (18 верст) — 3 человека, Пуголь — 1, Сиглинская — 1. Всего: русских — 11, остяков — 11, из них всего 1 девочка. В этом же учебном году в 1922 г. в передвижной Зимне-Пуштинской школе I ступени (которая была открыта в 1913 г.) остяков училось — 9 человек, русских — 1. В 1919 г. Тобольский уездный комитет образования направил в Зимнюю Пушту учителем в школу отца Нины Степановны — Цехнова Степана Емельяновича. Год семья Цехновых жила в Зимней Пуште, потом переехали в Бол чары, где Степан Емельянович стал работать счетоводом в кооперации. Как вспоминает Нина Степановна, “жили в Болчарах до 1923 г. 3-4 года отцу не было работы, т.к. он был учителем царского образца, семья переехала в Сатыгу, где отца брали учителем, но население настояло вести и Закон божий, а это 1923 г. Зимой явился уполномоченный из Нахрачей, узнав, что в школе преподается Закон божий, отца уволили, но так как он был человек грамотный, стал работать в сельском совете секретарем”.
В 1923-1924 гг. в школе работала Фомина (в замужестве Васильева) Нина Александровна, после окончания Епархиального училища. В 1924-1925 гг. — Кремлев Александр Степанович, в 1925-1928 гг. — Тоболкина Анна Ивановна, в 1929-1930 гг. — Быкова Анна Ивановна, она же и заведующая школой, и учитель Орлова Зоя Сергеевна. Вот мы и подошли вплотную к 20-м годам, и уже нельзя рассматривать отдельно развитие народного образования от тех общих исторических процессов, которые проходили в молодой Советской Республике и в отдельно взятой местности — Меньше-Кондинской волости. 31 марта 1917 г. в центре Меньше-Кондинской волости Тобольского уезда, в с.Болчары, состоялся сход. На тот момент в волости во всех 16 селениях был 51 двор и насчитывалось 233 отдельных домохозяев, I имеющих право голоса. Сход собрался по поводу экстренного выпуска Тобольских губернских ведомостей от 15 марта № 1 “Об отречении императора Николая II от престола государства Российского и о переходе всей власти Временному Правительству”. Сход постановил: “1. Новый строй приветствовать. 2. Учредить комитет общественной безопасности для восстановления мирного порядка среди населения и о преследовании тайного винокурения”. Председателем избрали — инородца с.Болчаровского Алексея Димитрева Нялина — 42 лет, и из каждых юрт было выбрано в члены комитета по 1 человеку (далее перечисляются все селения Меньше-Кондинской волости и фамилии). Также на этом сходе было переизбрание (по личному заявлению) волостного старшины Ивана Гаврилова Чемлякова, и выбрали — “инородца Алексея Николаева Кумышева — 40 лет, неграмотного, но поведения хорошего, до 1 января 1919 г”.
4 декабря 1919 г. состоялось общее собрание граждан Меньше-Кондинской волости. Присутствовали 176 человек. Вопрос стоял о выборе Волисполкома. Председателем избрали Пагилева Ивана Платоновича. Стоял вопрос и о земской гоньбе. Советская власть пришла на Обский Север в конце 1919 года. Распорядительной властью в Кондинском крае стали волостные Революционные комитеты. В Меньше-Кондинской волости ревком был создан в центре волости, с.Болчары, в 1919 г. Председателем был выбран Свечников Еким Ефимович (Во время событий 1921 г. был заключен в Тобольскую тюрьму, был освобожден красными войсками. После возвращения снова работал председателем Волревкома, затем был выбран председателем Меньше-Кондинского Волисполкома до XII — 1923 г., умер от тифа в 1923 г.).
В первые месяцы 1920 года волревкомы заменены исполнительными комитетами волостных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (волисполкомы) которые избирались волостными съездами Советов. В 1923 г. в Кондинском крае было 3 волостных комитета и 7 сельских советов. В Меньше-Кондинской волости было 2 сельсовета: Болчаровский и Красноярский. После районирования (1923- 1924 гг.) был образован Районный исполнительный комитет и все те же 7 сельсоветов. После 1923 г. губернии стали именоваться областями, а уезды — районами. С введением районного деления в 1924 г. функции волисполкомов переданы райисполкомам.
В апреле 1921 г. вышел указ от Тобольского уездного военно-революционного комитета об организации снова волревкомов (в связи с крестьянским восстанием). Председателем волревкома Меньше-Кондинской волости Тобольским ревкомом назначен 13 мая 1921 г. Свечников Еким Ефимович. В Протоколе № 1 заседания Президиума Меньше-Кондинского волревкома Тобольского уезда июня 8 дня 1921 г. зафиксирована организация 2-х сельских революционных комитетов: Болчаровского, который возглавил Николай Прокопьевич Чемляков, и Красноярского. Стоял вопрос на этом заседании и об организации сельского комитета, но единогласно постановили, что “население хлебопашеством не занимается и в будущем заниматься не будет”, т.к. нет ни пахотных земель, ни орудий производства, главный промысел здесь: рыболовство, охота и сбор ягод, “поэтому селькома не организовывать”.
После окончания событий 1921 г. (крестьянское восстание) Тобольский РКП(б) 20 XI — 1921 г. прислал распоряжение “об организации сельсоветов и сельских исполкомов после 9 месяцев перерыва”. В 1921 г. население с.Болчары составляло 145 человек (35 дворов). На 1 августа 1922 г. в Меньше-Кондинской волости было 16 селений, 2 сельских совета, причем самыми крупными селами Меньше-Кондинской волости, после Болчар, были юрты Шумиловские — 118 жителей, Красноярские — 99 человек, Нюркой и Согом (87 и 85 жителей соответственно), меньше всего было жителей в юртах Алтайских — 50 человек. По сведениям 1923 г., жителей в селе Болчары — 122 человека, дворов — 30. К началу 1924 г. в Болчаровском сельсовете жителей было 520 человек, из них вогул и остяков (сейчас манси и ханты) — 363 человека, русских — 157 человек, причем грамотных, как среди инородцев, так и русских — одинаковое количество (44): мужчин — 33, женщин —11. Все население Кондинского края составляло 4.165 человек, грамотных из всех 7 сельсоветов — 616 человек.
О том, каково было состояние Кондинского района в 20-х годах, красноречиво говорит выписка из протокола 1-го расширенного Пленума Тобольского РКП (б) от 1 июля 1924 года. “От Нахрачинского райкома докладчик Самолов: экономические условия бедны: 4 кооперации, 2 работают удовлетворительно, население бедно: 60% чистые пролетарии, которые, кроме лыж да ружья, ничего не имеют. 30% среднего крестьянства, 10% — так называемые князьки, 40% русских и 60% инородцев, грамотных — 10% и неграмотных — 90%. Населению отдано на закрытие 4 церкви, и в одной из них уже ставили спектакль, имеется 3 школы, 3 учителя, 2 фельдпункта. Осенью планируется открыть 12 школ. Антирелигиозная пропаганда ведется, почва для этого благоприятная, но нет работника”. На весь Кондинский край был один фельдшер. Первый медицинский пункт был открыт в Нахрачах в 1898 г. Главные лекари того времени — знахари и шаманы, народная медицина, как мы бы сейчас определили. Большая смертность, никакой санитарной и профилактической работы, основные заболевания: сыпняк, туляремия, трахома, туберкулез, дизентерия, сифилис, гонорея. В архивных записях Нины Степановны есть “Требовательная ведомость на выдачу жалования” служащим фельдшерского пункта и Болчаровской школы 1 ступени Меньше-Кондинской волости Тобольского уезда за XII—1923 г., где значится: Коробейников Петр Архипович — фельдшер — 15 руб. золотом, Васильева Анна Александровна — учитель — 15 золотых. (1 золотой равнялся — 63 руб. 50 копеек). В 1924 г. — 2 медпункта, в Нахрачах и Болчарах. В ежемесячном отчете РИК за март 1924 г. отмечено: в Болчаровском и Красноярском сельских советах свирепствуют эпидемии малярии, тифа, болеет более 30% населения. Вот такая ситуация была в только что образовавшемся Кондинском районе, а еще нужно учесть, что в 1922-1925 гг. в районе были сильнейшие наводнения, которые лишь усугубляли сложнейшую экономическую обстановку в районе: население голодало, не хватало хлеба, соли, керосина, мыла, отсутствовали промышленные товары; эпидемии малярии, тифа дополняют эту безрадостную картину.
В Кондинском районе в 1924 г. было 99 населенных пунктов, проживало 4566 человек, из которых русских — 1653, вогул (манси) — 2094, остяков (ханты) — 819; кроме того, было 5 церквей, 8 часовен, 5 одноклассных церковно-приходских школ, 2 фельдшерских пункта — в Нахрачах и Болчарах. Болчаровская школа в первой половине февраля 1924 г. была закрыта “по болезни зав. школой тов. Васильевой”. В Болчаровском сельсовете — 10 селений, число дворов — 131, всего жителей — 582, русских — 141, остяков (ханты) — 441, в с.Болчаровском — 130 человек. В Красноярском сельсовете — 7 селений: 106 дворов, 490 жителей, русских — 112, остяков — 378. В 1925 году было создано районное общество “Долой неграмотность”, а также ККОВ (комитеты крестьянского общества взаимопомощи). В Болчарах также был создан ликпункт при школе, который работал с 17 февраля 1925 г., и “за два месяца только было обучено 9 человек, из них 4 женщины, все остяки”. И если в 1923-1924 гг. работало всего 3 школы (в Нахрачах, Болчарах, Сатыге), то в 1924-1925 гг. — уже 7 школ (добавились школы в Леушах, Красном Яре, Шаимс, Карыме). Из отчета за период с IX 1924 — по IX 1925 г. об образовании в районе: “волна образования, хоть медленно, но широко захватывает народные массы, в 7 школах учится 154 человека, пунктов — 7, 1 — роддом, 1 — райбиблиотека, изба-читальня — одна”. В 1925 г. в Болчарах председателем сельсовета был Молоков, зав. медпунктом — Коробейников, зав. школой — Тоболкина (в школе училось 13 мальчиков, 7 девочек), зав. избой-читальней — Пикушин. На 1927-1928 учебный год в школах района было всего 17 учителей.
Небезынтересен и тот факт, что на 1928 г. в семи сельских советах было служащих — всего 15 человек. Сравните нынешние разросшиеся аппараты власти, начиная от сельских и районных, а ведь работы для Советской власти в 20-ых годах было гораздо больше: достаточно перечислить те задачи, которые стояли тогда: ликвидация неграмотности, борьба с эпидемиями, развитие промышленности (рыбной, лесной), организация торговли, т.е. развитие кооперации на селе. Даже связи тогда еще не было, не только телеграфной, но и почтовой, не говоря уже о транспорте (главным “транспортным средством” была лошадь). Первая грузовая машина в районе появилась в Нахрачах, на пищекомбинате и в райсоюзе (в 1957 году). Только в 50-е годы появляется авиация. Судоходства на Конде не было до 1896 г.; первый пароход — “Доброжелатель” Обрубова, зафрахтованный купцом Сыромятниковым для доставки казенной муки — пришел на Конду в 1896 г. До этого муку доставляли в Кондинский край на барже, которая приводилась в движение рабочей тягой (в 2 смены) — 80 человек. До революции население снабжали товаром (охотничьими припасами, мукой) купцы. После революции начала организовываться кооперация. Все 4 кооперации (Нахрачинская, Болчаровская, Леушинская, Шаимская) организованы в 1924 г. Это все данные из архивных записей Нины Степановны Цехновой.
Таким образом, весь период с самого момента образования Кондинского района, т.е. с 1924 г. (а если исходить от других постановлений, то и с ноября 1923 г.), и вплоть до 40-ых, когда война прервала мирную жизнь, был периодом напряженного и трудного становления местной промышленности, народного образования, здравоохранения, культуры.
2008