Г.Н. Тимофеев
Шел второй год Великой Отечественной войны. Даже в далеком от фронта таежном краю на реке Северная Сосьва в Березовском районе, где люди никогда не умирали с голоду, началось обнищание и недоедание. Учителя школы Сосьвинской культбазы вынуждены были заботиться не только о воспитании и обучении, но и о быте своих учащихся, большинство которых жило в школьном интернате, без родителей, а некоторые были круглыми сиротами.
Педколлектив пытался как можно плотнее согласовать обучение и воспитание с местными национальными условиями. В летние каникулы бригады учащихся под руководством специалистов работали на рыбном промысле. Получаемые ими паи в определенной мере дополняли скуднеющее меню столовой интерната; заготовленные бригадами учащихся под руководством учителей грибы, ягоды были большим подспорьем. Давал прибавку к рациону воспитанников и откорм свиней на пищевых отходах больницы. Но хлеб — всему голова! Его-то и не хватало. Зимой 1942 года в школьной столовой установили уменьшенные нормы, и чем тоньше становились эти кусочки, тем они были вкуснее, каждая крошка приобрела цену дороже золота.
Директор школы, он же заведующий интернатом, Голошубин Алексей Васильевич был потомственным педагогом. Его брат и сестра тоже работали учителями в национальных школах Приобья. Был автором пьесы на мансийском языке «Ась», консультантом по составлению учебных пособий для нерусских школ, ему принадлежит заслуга в организации художественных смотров и олимпиад национального творчества на культбазе.
Алексей Васильевич пользовался большим уважением местного населения. Он открыл в начале 1920 годов первую национальную школу в Щекурье, в самой гуще малограмотного бесписьменного народа. Как Аркадий Николаевич Лоскутов, работавший в те годы на далеком Казыме, как Николай Иванович Николаев в Мулигорте на Оби, Иван Дмитриевич Непомнящих, Николай Степанович Трусов, в таких же условиях он создавал первые очаги народного образования. Эти имена заслуженно заняли почетные места на страницах истории становления народного образования на Обском Севере.
Одним из любимцев учеников был Михаил Борисович Боровиков. До работы на культбазе он был собственным корреспондентом «Комсомольской правды», участником войны в Испании. Он был прост, общителен и очень любил детей. Жил Михаил Борисович по-холостяцки, но в приличной квартире, в большом доме, построенном для работников культбазы. В субботние дни группа воспитанников собиралась в его квартире, и Михаил Борисович рассказывал нам о творчестве любимых поэтов Эдуарда Багрицкого, Иосифа Уткина, Сергея Есенина. Он настолько увлекательно рассказывал, что некоторые подробности помнятся до сих пор, хотя прошло уже более полувека. Посещения по субботним дням стали регулярными. Образовался новый кружок любителей книги наряду с тем, который вел Михаил Борисович по школьному расписанию. Его бывшие ученики спустя многие годы при встречах вспоминают о нем и благодарят судьбу за то, что послала им человека, сумевшего пробудить безграничную любовь к литературе.
Закончилась отсрочка по брони, и М.Б. Боровиков ушел на фронт. Через полгода в школу пришла похоронка. Все, кто знал его, от этого сообщения ощущали в себе потерю самого близкого человека. Особенно был потрясен этим известием его друг, учитель математики Петр Иванович Власов. Степенный, всегда спокойный и ровный в обращении со всеми, это был замечательный труженик. Одаренный музыкант и художник, он руководил школьным оркестром и кружком изобразительного искусства и целыми днями находился в школе среди учеников и воспитанников. А дома после проверки тетрадей и подготовки к урокам Петр Иванович садился за диссертацию, которую готовился защитить в одном из московских вузов.
До сих пор я храню фотографию тех лет, на которой запечатлен этот великий труженик и прекрасный воспитатель на репетиции школьного оркестра.
Нас постоянно восхищали уроки географии, которые вел Даниил Кириллович Гилев, обладающий огромным запасом знаний. Но строг был Даниил Кириллович чрезвычайно. Наверное, поэтому каждый из его учеников до сих пор помнит в подробностях ландшафты Австралии и Африки. Он очень не любил ленивых людей. Ему было 22 года, когда он в далекой таежной глуши начал, как и П.И. Власов, работать над диссертацией. Последнее время он преподавал в Ишимском педагогическом институте.
Во время войны на культбазу приехала семья ученых-биологов Мостовских. Анастасия Семеновна вела уроки биологии, от которых ученики приходили в восторг. Ее муж был организатором сельскохозяйственной станции, цель которой состояла в проведении опытов по внедрению огородничества и посевов зерновых в зоне вечной мерзлоты. Несмотря на тяжесть военных будней, во всех колхозах шла раскорчевка земли и подготовка ее к посевам.
О каждом из учителей, кто работал в суровые годы войны в школе-интернате Сосьвинской культбазы, можно писать так же много, как много они сделали. Всех их объединяло умение возбуждать любовь к знаниям, родной природе и труду. Они умело пользовались единственно верной методикой воспитания и образования через самостоятельный труд как главное средство формирования высокой духовности и нравственности.