Ладонь чувствует его приятную тяжесть. На сером фоне маленький серебристый барельеф Владимира Ильича Ленина, великого вождя. Это орден Ленина, самая высшая награда. Я смотрела на него с восхищением. А Петр Григорьевич спокоен: привык за много лет.
Конюх Ханты-Мансийского леспромхоза Петр Григорьевич Устюжанин, в прошлом лесоруб, награжден орденом Ленина, хотя на фронте и не был. Не потому что не хотел… Сколько раз приезжал с Назымского лесоучастка в военкомат, но там неизменно говорили:
— У вас бронь.
Тогда он обратился к директору леспромхоза:
— Иван Иванович, я здоровый, молодой. Почему я должен сидеть в тылу, когда другие воюют?
Директор вздохнул, он тоже рвался на фронт, но бронь…
— Петр, пойми, ты умелый лесоруб и здесь очень нужен.
Разговор был по-мужски короткий: надо не только воевать там, на фронте, но и здесь, в тылу. Фронту нужно оружие: карабины, винтовки, автоматы. И лучшие лесорубы леспромхоза должны остаться дома, чтобы делать это оружие, его деревянную часть — ложа.
До войны лесорубы валили лес, разделывали его, готовили тарный кряж. Сейчас они перешли на военные заказы. Норма — сделать за день 9 заготовок, и все перевыполняли ее, а лучшие лесорубы, как Устюжанин, делали по тридцать и больше. Сделать болванку не так уж просто. Надо суметь выбрать березу стройную, крепкую, спилить ее, разделать на кряжи, потом каждому придать форму ложа винтовки, ручного пулемета. Единственный инструмент — топор, да для определения размеров пользовались шаблоном. Топором надо было владеть виртуозно, как живописцу кистью, как музыканту скрипкой. Петр Григорьевич умел и дерево выбрать, и топор подобрать, чтобы был и не легкий, а то руки отобьешь, но и не тяжелый. Петр Григорьевич все военные годы работал одним топором. О, это был не топор, а песня!
Не всем давалось искусство тесать ложа. И умелому мастеру в ученики давали всех новичков, подростков и пожилых. Школа была короткой, но полной. Неразговорчивый мастер ставил новичка рядом и показывал, как надо накладывать шаблон, как надежнее закрепить болванку.
Пришло извещение: погиб на передовой Александр, младший и единственный брат Петра Григорьевича. Снова Устюжанин стал проситься на фронт, надо было мстить за смерть Саши. И снова ему сказали, что его руки нужнее здесь, в лесу. И снова бесконечные болванки изо дня в день.
Около 55 тысяч лож сделал Петр Григорьевич. Работал с хорошими лесорубами Григорием Зайцевым, Иваном Солдатовым, да и жена, Христина, выучилась по-мужски держать топор в руке.
После войны опять пилили лес, но заказы это были мирные: заготовляли дрова, тарный кряж… Однажды вызывают Устюжанина в контору лесоучастка на собрание. Собрались все, перекинулись ничего не значащими фразами о погоде, о новостях. И вдруг начальник участка объявляет, что Устюжанину, лесорубу Назымского лесоучастка, вручается орден Ленина за трудовые успехи в годы войны. Петр Григорьевич растерялся: за что ему? Работал как все, да и иначе нельзя было, ведь война! От волнения он не мог подняться со скамьи… Начальник снова пригласил его к столу. Устюжанин сделал шаг, другой под одобряющие хлопки и возгласы друзей.
С тех пор носит он орден, где на сером фоне барельеф дорогого вождя, носит с гордостью, ведь это самая высшая награда за помощь фронту, почти за тридцатилетнюю работу в лесу.
А. Сергеева
«Ленинская правда», 22 апреля 1965
2 комментария “Кавалер ордена Ленина”
«На сером фоне маленький серебристый барельеф Владимира Ильича Левина»!!!
Упс… Спасибо!