Каждый ханты-мансиец знает о существовании в городе промартели «Пищевик», принадлежащей окружному Многопромсоюзу. На следы ее «бурной» деятельности он, правда, наталкивается не очень часто, но все же иногда, заглянув в будочку ларечек, стоящую на базаре, он может увидеть плоды ее усиленных трудов в виде тощей копченой щуки, сиротливо лежащей на прилавке. Но это еще не все! Пусть знают жители Ханты-Мансийска, что булочки, которые они иногда покупают в магазинах горрыбкоопа, изготовлены также в артели «Пищевик».
Больше ничего не изготовляет эта артель — только булочки, а сотня килограммов щуки закопчена уже давно и почему-то плохо поддается распродаже.
Напрасно будут ждать жители Ханты-Мансийска жирного копченого язя к праздничному столу, колбасных и кондитерских изделий. Артель не собирается порадовать их широким ассортиментом. В эти дни вся подготовка к предпраздничной торговле заключается в выпечке пряников, далеко не первого сорта.
Но удивительно не это, а сам факт существования артели. С момента ее создания и по 1948 год ее убытки составили 100 000 рублей, а за 9 месяцев 1949 г. 36 796 руб. 48 коп. Только одно помещение под ничегонеделание обходится артели в 7 200 рублей за год.
— Нет оборотных средств! — говорит председатель артели т. Зайков, — не можем поэтому провести сельхоззакуп. Рыбу коптить? Мало наловили, всего сто килограммов щуки. Почему? Начали лов только в сентябре. Какие могут быть кондитерские, когда масла нет, яиц нет, сметаны и молока нет, ягод нет и вообще ничего нет.
Так расписался в своем бессилии тов. Зайков, а председатель Многопромсоюза тов. Загваздин занял в отношении артели позицию наблюдателя.
Оборотных средств действительно нет; их попросту расхитили. Смекалки нет, расторопности нет, инициативы нет, доброго хозяина тоже нет.
У. Фролова
«Сталинская трибуна», 23.10.1949