Большой Атлым: светом солнечным озаренный, властью Советской возрожденный

Г. Лазарев, секретарь парторганизации колхоза имени Кирова

Коммунистическая партия и Советское правительство, последовательно осуществляя ленинскую национальную политику, творчески подошли к решению сложной проблемы перехода малых народов от первобытных форм хозяйствования к строительству нового социалистического общества.

За годы существования нашего округа неузнаваемо изменилось его лицо, выросли промышленность, сельское хозяйство, развилась культура народов ханты и манси национальная по форме, социалистическая по содержанию.

История экономического и культурного развития села Большой Атлым — прекрасный показатель великой творческой, преобразующей силы ленинской национальной политики.

Больше-Атлымский рыболовецкий колхоз имени Кирова организован 15 января 1930 года. В него вошло 108 мелких крестьянских хозяйств, в том числе — 64 бедняцких национальных.

За несколько десятилетий колхоз значительно вырос и окреп. Для сравнения возьмем два последних года. План добычи рыбы в 1970 году — 1 400 центнеров, выловлено 2 662, в 1971 году план 1 800 центнеров, выловлено 2 284.

В 1970 году доходы от рыбодобычи и прочих отраслей составили 211,2 тысячи рублей, чистая прибыль — 25,3 тысячи. В 1971 году общие доходы — 286,3 тысячи, чистая прибыль — 496 тысячи.

Звероферма черно-серебристых лисиц. В конце 1969 года закуплено в Эстонии 100 голов основного стада. В 1970 году от зверофермы получено 15,6 тысячи рублей дохода. В 1971 году основное стадо насчитывало 156 голов, доход — 51 тысяча рублей.

В колхозе 335 голов крупного рогатого скота, в том числе — 112 коров, от которых к девятому сентября 1972 года надоено 10 центнеров молока, имеются 86 лошадей, шесть тракторов, пилорама, электростанция, две автомашины, 150-сильный катер, более 10 мотобударок и мотолодок. Рыбаки оснащены современными капроновыми сетеснастными материалами и орудиями лова, в их распоряжении два рыбонасоса, два льдобура.

В первые воды Советской власти продало обследование условий жизни коренного национального населения. В документе, определяющем материальное поженив семьи Андрея Шогрова (д. Ягла Кондинского района) записано: «Семья Андрея Шогрова живет в избушке, едва крытой гнилыми досками, без сеней и прочих предварительных построек. В избе температура не менее одного градуса холода, в стенах ясно видны 12-15 щелей, а без двойных рам, стекла в имеющихся рамах наполовину разбиты, и дыры заткнуты соломой. В избе, кроме одного стола, маленького пристроя в виде кровати… двадцати-тридцати полен дров, ничего нет. На пристрое-кровати, обернувшись в кучу грязных лохмотьев, на сене сидит женщина с годовалым ребенком на руках. Женщина оказалась Парасковьей Шогровой, 40 лет — женой Андрея Шогрова. Женщина полуопухшая и больная, ноги и голова раздеты. Ребенок раздет совершенно и болен насморком от простуды. Он постоянно плачет, так как не удовлетворен грудью матери, в которой, как видно, не было молока.

Из-за холодной печки выглядывали две детских головки — дети Андрея и Парасковьи Шогровых. Затем дети вышли из-за печи. Они были совершенно раздеты, тело отдавало розово-синим цветом, видна опухлость обоих детей от плеч, до ног их тела. За печкой есть еще двое — дочь их Анисья 13 лет и сам хозяин избы Андрей Шогров, кои не показываются, так как совершенно наги…

…Вся семья была ужасно грязна… Двое маленьких детей голодали и сосали какие-то кости. Семья одним голосом заявила, что вот уже несколько дней они совершенно не ели и уже померли бы с голоду, если бы им не давали кое-что соседи. Но последние тоже ничего не имеют ввиду отсутствия промыслов да последствия наводнения осенью 1924 года, унесшего из садовых котцов загнанную на зиму рыбу и затопившего сено и древа. Белка, лисица и прочие пушные звери нынешний год ушли «на полдень» (на юг—В.П.). Поэтому и голодное состояние, особенно обострившееся в последние недели и дни.

…Семья живет в ужасном положении, валяется и спит на холодном полу или за печью, одеваясь исключительно сеном. Одежды… абсолютно нет. Ребята и отец с матерью   выходят на улицу босиком и раздетыми, в результате чего все кашляют…»

Вот с какого наследия начинало молодое Советское государство -возрождение народностей Обского Севера.

А вот пример, относящийся к началу 60-х годов. 1962 год. Как выглядит доходная часть семейного бюджета животновода бывшего колхоза «Путь-Ленина» (ныне совхоз «Перегребинский» Октябрьского района) Владимира Курикова? Заработан в колхозе 1 151 рубль, или 41,5 процента от общей суммы доходов. Получено от продажи сельскохозяйственной продукции и сдачи пушнины 60 рублей, то есть 2,2 процента к общему доходу. Выдано из колхозных и государственных фондов по больничным листам, израсходовано на бесплатное обеспечение в детских яслях, садах и школах-интернатах детей Куриковых 1 561 рубль. Таким образом, общий доход семьи составил 2 772 рубля.

1971 год. Село Большой Атлым. Семья колхозника-рыбака Семена Тимофеевича Волдина состоит из пяти человек: отец, мать, трое детей школьников. У С.Т. Волдина добротный дом, крытый шифером, баня и другие хозяйственные постройки. Комнаты обставлены хорошей современной мебелью, в квартире электричество, радио, газеты, журналы. Семья широко пользуется электрическими бытовыми приборами. Среднемесячный заработок главы семьи в 1971 году составил 316 рублей, плюс заработок жены — 109 рублей; всего среднемесячный семейный бюджет — 424 рубля, или 5 091 рубль в год, то есть на каждого члена семьи в месяц приходится 84 рубля.

Так из года в год жизнь трудящихся становится все лучше и краше. Такова наша советская действительность.

В результате осуществления ленинской национальной политики расцвела и культура нашего поселка. Вот Дом культуры, теплое уютное здание, построенное четыре года назад, со зрительным залом на 120 мест, фойе, удобной сценой, комнатами для кружковой работы. Есть здесь музыкальные инструменты, настольные дары, бильярд. В Доме культуры, проводятся беседы, читаются лекции на различные темы, проводятся встречи с передовиками производства, устные журналы, вечера и концерты художественной самодеятельности.

В Батлыме есть восьмилетняя школа, в которой учится 140 человек, национальный интернат на 75 мест, где дети коренной национальности находятся на полном государственном обеспечении. Учат и воспитывают их 17 педагогов, имеющих высшее и среднее специальное образование.

Большую идеологическую работу проводит сельская библиотека, книжный фонд которой — около пяти тысяч томов. Среди читателей 340 жителей национального населения, в том числе 140 учащихся восьмилетней школы. Летом 13 передвижек библиотеки обслуживали 58 читателей, занятых на заготовке кормов.

В поселке действуют фельдшерско-акушерский пункт, два магазина, детский сад, стационарная широкопленочная киноустановка, радиоузел, отделение связи. Огромную услугу при срочной медицинской помощи оказывает санитарная авиация. Об этом народы Севера в прошлом не могли и мечтать.

Большое значение имеют радио и газеты. Трудящиеся поселка слушают передачи из Москвы, Тюмени, Ханты-Мансийска, передачи на родном хантыйском языке. У нас нет семьи, которая бы не выписывала периодическую печать, число выписываемых газет и журналов ежегодно увеличивается. Построена вертолетная площадка, в весеннюю и осеннюю распутицу периодическая печать, киноленты доставляются регулярно.

Быстрыми темпами идет жилищное и капитальное строительство. Выросла улица новых домов, названная Школьной. В этом году пустим в эксплуатацию новый магазин промышленных товаров, в стадии завершения — здание правления колхоза, четырехквартирный дом для работников животноводства и одноквартирный дом. Возведено под крышу и здание детского сада.

Но самое главное богатство — люди. Преобразился поселок, неизмеримо возрос и культурный уровень бывших кочевников и их детей. Многие ханты и манси прошли путь от дымного чума до светлых аудиторий училищ, техникумов, институтов и университетов. Они учатся, возвращаются в родной край и успешно трудятся.

Из 17 педагогов, работающих в школе и интернате, половина — ханты, имеющие высшее и среднее специальное образование, два медицинским работника — уроженцы сета Батлым.

Успешно трудятся представители народов ханты учителя А.И. Волдина, Н.В. Баринова, А.А. Аликов, медицинские работники Д.А. Трусова и Н.П. Жданова, ветработник Н.И. Немысова, библиотекарь А.И. Онина и другие.

30 декабря 1972 года советский народ будет отмечать 50-летие образования Союза Советских Социалистических Республик. Подготовка к юбилею проходит под огромным влиянием идей и решений XXIV съезда КПСС. Небывалый трудовой и политический подъем, с которым трудящиеся поселка выполняют начертанные съездом, планы, с новой силой демонстрирует морально-политическое единство нашего общества, монолитную сплоченность партии и народа, нерушимую дружбу и братское сотрудничество всех народов великого Советского Союза.

Наш колхоз имени Кирова годовой план 1972 года по вылову рыбы к 15 сентября выполнил на 129 процентов, вместо тысячи тонн кормов заготовлено 1 300.

Дружба, соревнование, бескорыстная помощь в труде — вот что помогает нам день от дня подниматься на новую ступень.

Вместе с родной партией, под ее водительством народы СССР прошли героический путь борьбы и созидания. С каждым шагом вперед они все теснее сплачиваются в единой семье социалистических наций. Руководство партии — источник несокрушимой прочности их братского союза, залог грядущих побед в строительство Коммунизма.

Октябрьский район

«Ленинская правда», 1 ноября 1972 года

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика