А. Иванов
Голубой экспресс мчится по широким просторам нашего округа. По обеим сторонам широкого железнодорожного полотна мелькают в окнах линии высоковольтных электропередач. То там, то здесь возникают громады заводских и фабричных корпусов. Навстречу то и дело с головокружительной быстротой проносятся составы с нашей ханты-мансийской продукцией.
Чуть замедлив свой стремительный бег, словно желая подольше полюбоваться многокилометровой красавицей-плотиной, пересекшей могучую Обь, Сибирским морем, которому конца-края не видать, экспресс взлетает на правый берег, и пассажиры шумной веселой толпой выходят на красивую привокзальную площадь нового города — центра дерево- и нефтеперерабатывающей, химической и пищевой промышленности «сибирской дальней стороны».
Вы скажете — мечта! Да, пока эта чудесная картина — мечта. Но, верьте, пройдет совсем немного времени, и она станет чудесной явью.
В Большой Советской Энциклопедии, издания 1926 года, между прочим, о ларьякской реке Вах писалось: правый приток Оби, протекает по заболоченной таежной равнине, почти на всем протяжении нет ни одного сколько-нибудь крупного населенного пункта. В общем, глухомань.
А каков сейчас Ларьякский район? Труженики этого района ежегодно дают стране до 20 тысяч центнеров рыбы, десятки тысяч кубометров леса, за последние годы в несколько раз увеличили производство сельскохозяйственной продукции. По живописным берегам Ваха раскинулись благоустроенные поселки со школами, электричеством, радио. Воды реки бороздят катера и пароходы. Добытую рыбаками рыбу перерабатывает плавучий консервный завод. Но и это не все! Не исключена возможность, что этот район станет одним из крупных центров нефтедобывающей промышленности.
А сколько за годы Советской власти выросло здесь замечательных людей!
Пожалуй, вряд ли четверть века назад мог обо всем этом мечтать рыбак-ханты Семен Максимович Камин, за свой самоотверженный труд награжденный ныне высшей правительственной наградой -орденом Ленина.
…Вспоминается 1943 год. Короткие солдатские знакомства,
— Откуда, хлопцы?
— Из Иркутска… Из Вологды… Я из Тагила…
— А я из Самарова, Ханты-Мансийский округ…
Повернулись, удивленно смотрят на меня: что это еще за географические новости! А один даже с укоризной: ведь Самара-то, мол, уже давно Куйбышевым зовется.
И я не был в обиде на них. Что ж, не беда, коли в то время мой родной край еще ничем особым не успел прославиться. Ведь еще совсем недавно и целина, и якутские алмазы, и Братская ГЭС тоже никому не были известны. Известными всему миру сделали их советские люди.
И, конечно, мои ребята-однополчане тоже не знали, что не пройдет каких-нибудь и двадцати лет, как о ранее неизвестном многим Ханты-Мансийском округе будет писать статьи корреспондент «Правды», заговорит московское радио! Что имя знатного бурильщика Семена Никитича Урусова, первооткрывателя ханты-мансийской нефти, академик Трофимук с гордостью будет произносить с трибуны XXI сессии Международного геологического конгресса, который состоялся в истекшем году в столице Дании — Копенгагене.
На территории округа уже разведаны четыре миллиона тонн первых промышленных запасов нефти, к концу 1962 года разведанные запасы газа составят 150 миллиардов кубометров. Заводы Урала через два года примут на энергетический баланс наш, игримский газ. Уже тянутся к неиссякаемым природным богатствам нашего, края линии железных дорог. Строители изыскивают места для возведения мощных Промышленных предприятий и благоустроенных современных городов.
Это — наша действительность!
Еще 10-15 лет тому назад лесозаготовители округа мечтали о том, когда на смену испытанному другу — лучковой пиле и ненадежному транспортному средству в одну лошадиную силу придет современная отечественная техника. А побывайте в лесу в наши дни. Вы не увидите там почти ни одного процесса, который не механизирован. Уже в минувшем году труженики лесной промышленности дали стране два миллиона кубометров отличной древесины.
Еще более захватывающие перспективы у округа. Только один Кондинский лесопромышленный комбинат в третьем году семилетки даст Родине 1200 тысяч кубометров леса. Много это или мало? Сравните: в 1940 году вся лесная промышленность округа давала всего лишь 257 тысяч кубометров.
Члены малой комплексной бригады ударника коммунистического труда Димитрия Москвина, как и его товарищи по Половинкинскому лесопункту, решили в новом году довести комплексную выработку на одного рабочего по 1280 кубометров.
Лес — наше богатство. Это и незаменимый материал для многочисленных коммунистических строек. Это важнейшее химическое сырье. Ведь из одного кубометра леса при химической переработке можно получить 200 килограммов целлюлозы, или 220 килограммов виноградного сахара, или 1500 метров искусственных тканей, или 200 килограммов писчей бумаги, или 70 литров винного спирта, или… Это «или» можно долго продолжать. Вот что такое один кубометр леса! Округ даст его в 1965 году 6,5 миллиона кубометров. Уже в текущем семилетии будут построены у нас крупные лесоперерабатывающие и гидролизные заводы и комбинаты.
А рыба и рыбные консервы! А пушнина, которой только в этом году охотники округа сдали на 30 миллионов рублей!
Такова наша действительность. Волей рядовых тружеников округа под руководством Коммунистической партии и Советского правительства, с братской помощью всего советского народа наши мечты превращаются в реальность.
…Голубой экспресс мчится по широким просторам нашего округа…
Но быстрее его — мечта советского человека. И нет для этой мечты границ. Как нет границ и для ее осуществления. Мы верим — это будет, и этот день близок!
«Ленинская правда», 1 января 1961 года