Югра: вехи жизни. Трудовой вклад северян

Новомир Борисович Патрикеев

Оставшиеся в тылу хантымансийцы самоотверженно трудились под всенародным лозунгом: «Все для фронта, все для победы!»

Главной продукцией, которая шла из округа на военные нужды, была рыба. Дополнительно к существующим до войны семи предприятиям рыбной промышленности было создано семь рыбозаводов и две моторно-рыболовные станции. Валовая продукция отрасли за годы войны удвоилась, всего было добыто около миллиона центнеров рыбы. Изготавливались новые виды консервов, рыбная крупа, больше готовилось вяленой и соленой рыбы.

В первые дни войны развернулось движение двухсотников, трехсотников и тысячников. 26 июля окружная газета сообщила, что И.А.Проскуряков из Микояновского района перевыполнил полугодовой план рыбодобычи почти втрое, Б.И.Карпов, Е.Новьюхов, М.Ендырев за неделю дали квартальное задание.

Юноши и девушки, старики и женщины заменили ушедших на фронт наиболее квалифицированных рабочих рыбной промышленности. В Амнинском колхозе Микояновского района отличилась бригада 76-летнего Ксенофонта Максимовича Тарлина, в которую входили 75-летний Иван Афанасьевич и 77-летний Егор Афанасьевич Каксины и другие старые рыбаки.

Уже в 1942 году на рыбацкую путину вышло 3000 женщин. Они возглавили 318 рыболовецких бригад и звеньев. Среди отмеченных в годы войны государственными наградами работницы рыбной промышленности — А.П.Губкина из Березовского района, М.А.Смирнягина из Микояновского района, М.П.Бронникова (Самаровский рыбокомбинат), А.В.Емельянова (Кондинский район).

На лове и обработке рыбы трудилось более половины состава окружной комсомольской организации. Первой пересмотрела довоенные нормы рыбодобычи комсомолка Сарантеевского колхоза Сургутского района Супина, перевыполнявшая дневные нормы в два-три раза. Члены комсомольской бригады из колхоза имени Ворошилова за сутки вылавливали по два центнера рыбы, перевыполняя задания в два с половиной — три раза.

Комсомольский экипаж катера «Восток» Сургутской моторно-рыболовной станции июльский план выполнил на 654 процента. Комсомолка этой же МРС Абакумова первой подхватила призыв об экономии горючего и в июле израсходовала только половину выделенного ей топлива. Комсомолец-моторист катера «Красный партизан» Попов выполнял нормы выработки на 150-200 процентов.

По инициативе комсомольской организации села Сытомино Сургутского района в числе первых была создана бригада из подростков для лова рыбы переметами.

Одно из первых мест во Всесоюзном социалистическом соревновании 1942 г. заняли рыбаки колхоза «Ударник второй пятилетки» Ларьякского района (секретарь комсомольской организации Вера Хохлянкина). Не отставали на промысле и самые юные. Пятнадцатилетние рыбаки колхоза «Путь Ленина» Березовского района (юрты Теги) Устин и Василий Неттины ежедневно добывали на соровом лове по 40-50 кг пеляди и чира, перевыполняя задание вдвое. Сначала они имели по четыре ставные сети, а затем взяли полную рыбацкую нагрузку — по 20 сетей.

За вторую военную путину, к Международному Юношескому Дню (сентябрь 1942 г.), молодые рыбаки выловили и сдали бесплатно для снабжения Красной Армии тысячу центнеров рыбы.

Комсомольцы Самаровского (Ханты-Мансийского) рыбокомбината выступили с почином — каждому выловить по центнеру рыбы в продовольственный фонд Красной Армии. Обязательство было поддержано и выполнено в целом по округу. В Самаровском районе многие организации значительно превзошли этот рубеж. Восемь комсомольцев села Елизарово (секретарь Кайгородов) добыли более тонны рыбы, семь комсомольцев Ханты-Мансийского леспромхоза — 1813 кг, три комсомольца с. Троица (секретарь Иванов) — около 500 кг.

Молодежь стала инициатором сбора и изготовления строительных материалов, орудий лова, тары, инвентаря. В Ханты-Мансийском районе в 1942 году было собрано 73 тонны железа, 1400 кг гвоздей, 2,5 тонны пакли.

В апреле 1943 года комсомольцы Самаровской моторно-рыболовной станции обратились ко всей молодежи округа с призывом — каждому добыть в свободное от работы время по три центнера рыбы в особый фонд Главного командования. Обращение подписали секретарь комсомольской организации Ершова, комсомольцы Сумкина, Викулова, Саламатина, Корепанов, Маклаков. В округе было создано 105 комсомольских звеньев, которые уже к 5 июля сдали в этот фонд 212 центнеров рыбы.

В 1943 году 54 комсомольско-молодежных бригады получили звание фронтовых и гвардейских, 286 комсомольцев стали стахановцами, 50 — ударниками военного времени, четверо были награждены грамотами обкома комсомола, 15 — грамотами Наркомата рыбной промышленности. Гвардейское звено Лидии Казбеевой из Ларьякского района вдвое перевыполнило план 1943 г., а сама звеньевая, работавшая на лову с первых дней войны, сдала за год 70 центнеров рыбы.

Рыбачка Анастасия Апчина из Сургутского района в полтора раза перевыполнила план 1944 года. Планы двух последних лет войны перевыполнили бригады государственного лова Мало-Атлымского рыбозавода под руководством Дауровой и Дорониной. Звено Варвары Савиной из юрт Комудваны к 23 февраля 1945 г. завершило квартальное задание.

Среди передовых рыбаков Ханты-Мансийского округа были Игнатий и Елена Соромины, Захар Камин, Геннадий Черемных, 3. и А. Кузнецовы, Василий Плесовских, Иосиф Прасин, Федор Бычков. В свободное от работы время молодежь округа выловила в специальный фонд сибиряков-фронтовиков 8423 центнера рыбы.

На охотничьи тропы Севера взамен отцов и старших братьев вышли юные следопыты, чтобы дать Родине так необходимый в те годы валютный товар — ценную сибирскую пушнину. Особенно отличились промысловики Казыма и Ларьяка. В первом военном охотничьем сезоне (IV квартал 1941 года) секретарь Толькинской комсомольской организации Кайгородов добился перевыполнения плана всеми комсомольцами. Молодые охотники Тайгу Айваседо и Арсений Кунин получили почетные звания гвардейцев тыла, Прасин и Каксин были награждены Почетными грамотами Омского обкома ВЛКСМ.

К концу войны на охотничьем промысле работало 457 комсомольцев, семь комсомольско-молодежных бригад. Самые добычливые следопыты Максим Тарлин и Татьяна Камина перевыполнили сезонное задание в шесть-семь раз.

Ветераны охотпромысла не только обучали молодежь, но и сами перевыполняли планы.Шестидесятилетний охотник из Варь-Егана Федор Васильевич Казымкин выполнил план IV квартала 1941 года на 400 процентов. Семидесятилетняя ханты Анна Екимовна Молданова из юрт Юильских сдала за IV квартал 1944 года 800 белок и 100 боровых птиц. Ее ровесница манси Зиновья Алексеевна Ишматова из д. Чеснок Кондинского района сдала за квартал пушнины на 400 рублей. Всего в 1941-1945 годах в округе добыто пушнины на 20,8 миллиона рублей.

За годы войны почти втрое вырос объем вывозки древесины. До 80 процентов лесо- и пиломатериалов поставлялось для нужд фронта и оборонной промышленности: авиационная и корабельная сосна, березовый кряж для авиафанеры, лыжный брус, ружейная болванка. Только шахтам и рудникам Караганды было отправлено 1,2 млн кубометра леса. Увеличились добыча живицы, скипидара, дегтя, изготовление ягодных экстрактов, противоцинготной хвойной настойки, сбор лекарственных растений.

Под лозунгом «Не уходи из леса, не выполнив нормы!» работали наши лесозаготовители. Бригады Григория Казанцева и Алексея Данильченко из Цингалинского лесопункта Ханты-Мансийского леспромхоза выполнили план четвертого квартала 1944 года по военному заказу на 160-164 процента. В Назымском лесопункте отличились звено Христины Воронцовой и стахановец-трехсотник на обработке древесины для оборонной промышленности Семен Богданов.

Ни одной отстающей не было в женской лесозаготовительной  бригаде Валентины Сухаревой из Лорбинского лесопункта, которая ежедневно перевыполняла нормы почти в полтора раза. В последний год войны на лесозаготовках в Ханты-Мансийском округе работало 35 комсомольско-молодежных бригад. Семь из них были представлены к награждению Почетными грамотами ЦК ВЛКСМ, десять — удостоены почетных званий фронтовых и гвардейских.

Первое место во Всесоюзном соревновании лесозаготовителей не раз занимал Ханты-Мансийский леспромхоз. В апреле 1945 года за образцовое выполнение военных заказов коллективу вручено на вечное хранение Красное знамя Государственного Комитета Обороны.

В условиях войны особое значение имело развитие местной продовольственной базы. Посевные площади увеличились на 17 процентов, заготовки зерна с 570 тонн в 1941 году до 1780 в 1944-м, когда план хлебозаготовок был выполнен на 106 процентов. Заметно возросло поголовье скота. Только в 1943-1944 годах организовано 66 новых ферм. Доходы от животноводства в колхозном хозяйстве составляли 40 процентов, продукция оленеводства возросла на одну треть.

На поля и фермы пришла молодежь, девушки сели за руль тракторов. В числе передовиков трактористки Лидия Селютина, Наталья Кузнецова, Мария Задворных из Сургутского района, А.К.Шиляева, 3.И.Чернова, Тоня Кукарских и Тамара Расчектаева из Кондинской МТС, доярки Груня Федулова и Маруся Огорелкова, телятница Тырикова.

Не менее напряженно трудилась молодежь в сфере обслуживания. По-гвардейски работали звеньевая сапожного цеха райпромкомбината с. Кондинское комсомолка Груздева, комсомольско-молодежные бригады Самаровского промкомбината, возглавляемые Зориной и Павловой, аппаратчица окружной конторы связи секретарь комсомольской организации Слепцова, комсомолка фельдшер Октябрьского района Евдокия Канева.

Вместе с самоотверженным трудом на производстве хантымансийцы отдавали фронту личные сбережения, ценные и теплые вещи, деньги и продукцию, заработанные в свободное от основной работы время. За годы войны они сдали в фонд обороны семь миллионов рублей, на 20 миллионов рублей облигаций Государственных займов, много изделий из золота и серебра. Уже к середине октября 1941 года жители Березовского и Самаровского районов собрали 156 тысяч рублей и 4,1 килограмма золота и серебра. Мать бойца старая колхозница Мария Александровна Котельникова из Березовского района сдала золотой браслет, два кольца, две броши и три пары сережек.

Из округа поступило около 10 млн рублей на строительство боевых машин, более 60 тысяч теплых вещей для бойцов, отправлено на фронт более двух тысяч посылок с подарками. Сумма подписки на военные займы составила 48,5 млн. рублей, на денежно-вещевые лотереи — 10 млн.

Комсомольцы и молодежь перечислили в фонд обороны Родины более двух миллионов рублей и свыше 1,5 миллиона рублей на строительство авиаэскадрилий, танковых колонн, боевых кораблей.

Патриотизм березовских комсомольцев был отмечен благодарностью Верховного Главнокомандующего:

«Березово, Омской области Секретарю Березовского РК ВЛКСМ т. Корепанову

Прошу передать комсомольцам и молодежи Березовского  района, собравшим 50 тысяч рублей на строительствоавиаэскадрильи «Омский комсомолец» — мой горячий привет и благодарность Красной Армии».

Коллективы шефствовали над госпиталями, семьями фронтовиков и эвакуированных советских людей, инвалидами войны. Проявлялась особая забота о детях. Весной 1942 года округ принял и окружил теплом 1150 детей блокадного Ленинграда.

В конце войны в округе был организован сбор продовольствия, одежды, обуви, посуды, книг, учебных пособий для отправки в освобожденную от фашистских захватчиков подшефную Запорожскую область. В шефский фонд было выделено 1 млн 400 тысяч рублей, на 590 тысяч рублей облигаций, 992 головы крупного рогатого скота, 256 лошадей, 756 овец и свиней, 300 тонн семенного зерна, 180 тысяч кубометров строевого леса, 30 библиотек, десять комплектов оборудования для сельских больниц, на 43,5 тысячи рублей средств связи.

Тысячи хантымансийцев были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

  1. Дети Югры — фронту

Забота о юных

Начало 1941 года было мирным, но на планете уже бушевал пожар второй империалистической войны. Все больше места занимали в школах оборонно-физкультурная работа и военно-патриотическое воспитание.

Показательна в этом отношении тематическая полоса окружной газеты за 20 февраля 1941 года «Дети о Красной Армии». Ученик шестого класса Ханты-Мансийской средней школы Фомин выступил с заметкой «Хочу стать пограничником» и стихами «Оборона Царицына». Его одноклассник Косинцев написал заметку «Хочу стать хорошим лыжником» и стихотворение «Разгром интервентов». Четвероклассник Анинов писал о желании стать кавалеристом. Шестиклассник Зуев сочинил частушки о Красной Армии, пятиклассник Скосырев — стихи «Пограничник».

Весной в Березове прошли военно-физкультурные соревнования пионеров и школьников. Из 135 участников 94 сдали нормы на значок Б ГТО. Затем в школах района прошли соревнования по гимнастике.

В Ханты-Мансийской средней школе допризывники из 910 классов выступили инициаторами создания военных кружков. В школе работали две стрелковые группы, три кружка ПВХО, два — ГСО, подготовлено около 250 значкистов, из них 93 — БГСО и 10 — ЮВС.

21 июня окружная газета напечатала передовую статью «Военно-оборонная работа среди школьников». В ней говорилось об опыте Самаровской средней школы, где учащиеся изучали жизнь полководцев гражданской войны, читали книги о военных подвигах. В оборонных кружках подготовлено 23 ворошиловских стрелка и 32 — юных ворошиловских стрелка, многие школьники сдали нормы ГТО и БГТО по лыжам.

Своим чередом шла подготовка к организации досуга и летнего отдыха детей. 24 мая окрисполком решил открыть в Ханты-Мансийске детскую техническую станцию и ассигновал 14 тысяч рублей. 13 июня хантымансийцы встретили десятерых отличников школ Казыма и Сосьвы, направляющихся на экскурсию в Москву. 10 июня открылся Ханты-Мансийский детский санаторий.

Забота о детях не ослабевала и в условиях военного времени. Газета «Правда» писала в передовой статье: «Как бы, однако, мы ни были поглощены войной, забота о детях и их воспитании остается одной из главных задач». И на первом плане — их здоровье. Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о летнем отдыхе детей.

В июне 1941 года открылся месячный пионерлагерь в Тром-Агане на 40 человек. 23 пионера Вершинской школы отдыхали в лагере при интернате. Они часто бывали в лесу, занимались в хоровом и музыкальном кружках, слушали беседы о положении на фронте. В Ханты-Мансийском лагере отдохнуло 40 детей фронтовиков. Только Самаровский райпотребсоюз выделил им на путевки 750 рублей. В пяти лагерях Кондинского района, четырех — Сургутского и шести — Березовского отдохнули первым военным летом более 1000 школьников.

Отдых в лагерях сочетался с общественно полезным трудом, военными играми и спортом, художественной самодеятельностью и чтением. В 1943 году ребята, отдыхавшие в пионерском лагере и на детской площадке Ларьяка, поймали 1500 килограммов рыбы и собрали десять килограммов лекарственных трав.

Местные власти уделяли особое внимание питанию детей. По решению окрисполкома в Ханты-Мансийске летом 1942 года была открыта детская столовая. Многие дети фронтовиков ежедневно снабжались молоком. Проводились обследования красноармейских семей. Более 500 детей из окружного центра только в 1943 году были обеспечены одеждой, обувью, материей.

Большую материальную помощь оказывало государство многодетным семьям. Летом 1941 года многодетная мать К.Е.Сумкина из Нялино через окружную газету благодарила правительство за единовременное пособие — 2000 рублей. В ответ на заботу она сама вносила посильный вклад в колхозное производство, муж се работал бригадиром рыбаков, старший сын Сергей рыбачил, четырнэдцатилетний Степан был на разных работах, младший Леонтий — на прополке полей. Об этом же с благодарностью писала в конце войны жительница Самарово Маклакова, получавшая такое пособие с 1939 года.

В 1942 году рабочие Самаровского рыбоконсервного комбината взяли шефство над двенадцатилетним Ноилом Халитовым, обеспечили его жильем, одеждой, обувью, а мастер В.К.Чукреев обучил мальчика специальности слесаря.

Многое делалось по созданию нормальных условий для учебы детей. Учащиеся коренных национальностей находились в школах-интернатах на полном государственном обеспечении. На 1941-1942 учебный год государство ассигновало только одной Казымской национальной школе при культбазе 300 тысяч рублей.

В августе 1942 года было опубликовано письмо «О работе по подготовке школ к новому 1942-1943 учебному году», где ставились задачи развития всеобщего обучения, помощи школам в ремонте, подвозе топлива, оборудовании буфетов, столовых, военных уголков или комнат. К этому учебному году в округе открылось одиннадцать новых школ. Для лучшей школы округа учреждено переходящее Красное знамя.

Периодически проводились дни школьника. Например, 13 августа 1944 года по округу было собрано 17680 рублей на нужды школ. Молодежь Нахрачей собрала 8189 рублей, 84 килограмма продуктов питания и 100 предметов одежды. В селе Кондинском (ныне рабочий поселок Октябрьское) внесли 4362 рубля, 70 разных учебных принадлежностей, десять килограммов крупы, напилили 14 кубометров дров.

Школьники отвечали на заботу хорошей учебой, активной общественной работой и участием в общественно полезном труде. В первом военном учебном году передовым в Ханты-Мансийской средней школе был второй класс учительницы М.Н.Бугровой, лучшие ученики — В.Кочнева, И.Смольникова, ЖУстинов. В день Красной Армии ему присуждено переходящее Красное знамя. Класс не только хорошо учился, на фронт он послал более 50 теплых вещей и другие подарки.

Учащиеся Вампугольской начальной школы в честь двадцать четвертой годовщины Красной Армии брали обязательство повысить успеваемость, собрать по пять ведер золы, сдать нормы на значок ПВХО. Каждый школьник приобрел лотерейные билеты оборонного общества. Миша и Коля Скорняковы сдали в фонд обороны на 90 рублей облигаций. По воскресеньям ребята готовили дрова для семей фронтовиков, помогали ухаживать за малышами.

Большой интерес у младшеклассников Ханты-Мансийской средней школы вызвали рассказы об Александре Невском, о битве на Куликовом поле. Пионеры третьего «а» класса Неля Овсянкина, Вова Рубенчик, Эдик Чикирдин, Неля Пакина, прочитав рассказ писательницы Елены Кононенко «Красный галстук» о повешенном фашистами пионере, писали в окружной газете: «Будем такими, как Владис. Мы будем расти смелыми и отомстим захватчикам».

В 1942 году школьники округа приняли участие в областной выставке рисунков «Творчество детей на тему об Отечественной войне», которая состоялась в Омском Доме пионеров.

Только в третьей четверти первого военного учебного года школьники из Цингалов устроили три самодеятельных концерта, а вырученные деньги — 153 рубля — сдали в фонд обороны. Они совершили тридцатикилометровый переход в поселок Филинский, где провели три вечера с рапортами о делах и концертами, выручка от которых также пошла в фонд обороны. Ханты-мансийские школьники поставили концерт на военную тему, а деньги — 400 рублей — передали на строительство бронепоезда имени МОПР (Международной организации помощи борцам революции).

Летом 1943 года тюлинские ребята выступили с концертом на пристани перед ранеными бойцами, ехавшими домой. В конце войны учащиеся Горно-Филинской школы взяли культурное шефство над местным подучастком Цингалинского лесопункта, выступали с концертами.

Продолжение следует…

Лорба, лесозаготовители, март, 1941 год

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика