Это вам не «Кубанские казаки» и не «Свадьба с приданым»…

Раньше в райисполкомах каждый год составлялся так называемый «конъюнктурный обзор района и его хозяйственная деятельность», служившие райплану как бы пояснительной запиской к годовым статданным. В середине 60-х эту практику забросили, а годовые папки-отчеты еще долгое время пылились в шкафах и сверху. Потом их очередной сменой мебели повыкинули и пропали невосполнимо тьмы-тьмущие фактологического материала. Одна папочка за 1935 год все-таки досталась автору этой публикации…

В этом «обзоре», помимо общерайонной статистики, дается пример на злобу дня — жизнь одного колхоза Кондинского района. Звался он «Молодой активист», а располагался под боком у будущего г. Урая, на реке Евра. Чудное, благословенное место:      корабельные сосновые бора, луговинки, березовые копни, речка, кипящая от рыбы… Господи, да все, что нужно человеку для полного счастья. И вот соорудили здесь колхоз, и просуществовал он уже целых пять пет. И что из этого вышло..

Состав колхоза. Хозяйств — 72, батраков — 6, бедняков — 55, середняков — 10, служащих — 1; всего членов колхоза — 136, едоков 236.

Лошадей рабочих — 41, коров — 20, быков — 2; удойность от 200 гр. до 2 литров в сутки.

Конных плугов — 9, борон — 10, сепаратор — 1.

Неводов — 2, сетей — 43, лодок осиновок — 6.

Урожайность (на 1934 г.) ржи — 4 цн./га, ярицы — 4, овса — 6, ячмень — погиб, пшеница — 6, горох — 0,5, картофель — 24.

СВОЕОБРАЗНЫЕ ФОРМЫ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ (Глава дается в небольшом сокращении Стиль написания максимально сохранен).

«В составе колхоза имеется 72 хозяйства, из них местной национальности (манси) — 47 хозяйств и 25 хозяйств русских. В числе последних большинство приезжих из других районов и в том числе: 1. Счетовод колхоза некто Осинцев Иван Дмитриевич, проживающий в Евре, по его словам, уже 5-й год, б/урядник, лишенец, бежавший от раскулачивания. 2. Давыдов М. Ф. бывший учитель, а в данное время продавец ларька, он же Председатель Ревизионной Комиссии колхоза.

Эти люди, считая себя более развитыми, стараются создать особую группу людей из малосознательной части колхозников и через них распространить свое влияние на всю колхозную массу. Ими на свою сторону привлечены Боровухин В.И., бывший высланный в Шемлино кулак Кайдаулов Михаил Лазаревич (в данный момент член колхоза), Исаева Ульяна, Конзунов Александр Осипович и ряд других лиц. В результате дело дошло до того что счетовод Осинцев подменил руководство, председателя колхоза. Вопреки Сталинского примерного устава, трудодни в трудкнижки записывались не бригадирами, а им непосредственно, и всего лишь один раз в месяц, и, как следствие, у многих колхозников трудодни терялись бесследно и находились у того, кто ближе связан со счетоводом Осинцевым. Пример. У Боровухина Василия Ивановича за 1935 год нашлось уже в I квартале 1936 г. 100 трудодней. Осинцев как счетовод, знающий колхозное строительство, не должен был допустить переавансирования колхозников, но последний совместно с бывшим продавцом Евринского ларька Чехомовым (теперь проживающий в Вар-Павле) допустили кредитование через ларек спиртом на 4500 рублей, каковая сумма Осинцевым от Чехомова была принята по списку: а председателем колхоза Кентиным выдано обязательство Интегральному кооперативу. Счетоводом Осинцевым эта задолженность была разнесена по счетам отдельных колхозников как выдача аванса на трудодни. В результате чего на 1 апреля переавансирование достигает 6500 рублей и, кроме того, колхоз должен кооперативу до 7000 рублей. И в данный момент колхоз переживает критический финансовый момент — денег в кассе ни копейки. Приобрести корма, семена, сетематериалы не на что, что срывает такие политические задачи, как весенне-посевная кампания и весенне-летняя путина.

Подобные действия можно рассматривать не иначе, как подрыв колхозного хозяйства изнутри.

Осинцевская группа старалась настолько распространить свое влияние в колхозе, что на собраниях отдельным колхозникам не давали говорить, критика не допускалась (что может подтвердить Молотков Иван Иванович).

Эта группа стала на определенный путь национальной розни, стараясь смазать роль местной национальности (манси) и подорвать авторитет туземцев.

Пример. 9 или 10 апреля был такой случай. Продавец ларька Давыдов зашел в склад и с ним двое колхозников, один из них туземец Лозьвин Яков Федотович — старик на 8-ом десятке, и второй — Шкляев Степан Андреевич. И в тот момент, когда стали выходить из склада, Давыдов «якобы» потерял ключи и поднял целую бузу, обвиняя этих людей в том, что они с целью украли ключи и осрамил этих людей чуть ли не на весь свет, а назавтра ключи нашел у себя же в складе и все-таки хватило наглости сказать, что «наверное подбросили».

Сын Осинцева Виктор прямо-таки терроризирует население, как только выпьет, схватывает стяг, нож и кричит на всю улицу «всех перережу и перебью». 1 мая выбил окно у пред. колхоза.

Ныне весной еще по дороге колхоз послал в г. Кабаковск Осинцева Виктора с Кайдауловым Михаилом для продажи рыбы. Последние вперед и обратно везли пассажиров, вероятно беря с них плату за проезд, но колхозу ничего не сдали, по-видимому присвоив колхозные средства (около 300 руб.). Общее собрание колхозников постановило взыскать с них эти суммы.

В общем все эти действия можно рассматривать как действия классового врага, направленные к разложению колхоза.

После проведения работы по обследованию колхоза в Сатыгинский н/совет получена с места прежнего жительства характеристика на Осинцева И.Д. — последний оказался бывший урядник, лишенец и бежавший от раскулачивания.

Классовая борьба проявляется и в открытой форме под видом пьяного состояния — пример — бывшим бригадиром с/хоз-ва Конзуновым Александром Осиповичем были сгноены овощи (морковь и др.). Комсорг учитель Александров, услышав про это, поехал проверил и составил акт о привлечении к ответственности Конзунова как за порчу социалистической собственности. После этого, сидя однажды в правлении колхоза, Александров увидел, что в помещение заходят трое колхозников выпившие, а том числе Конзунов А.О., Кайдаулов М.Л. и еще один. Увидев Александрова, Конзунов А.О. подошел к нему и с вскриками: «Ты будешь под меня подкапываться», — стал бить Александрова, но благодаря тому, что присутствовавшие тут лица Конзунова удержали, Александров скрылся, причем вынужден был в эту ночь выехать из д. Евра».

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ КОЛХОЗА

Имеется первичная комсомольская организации с охватом 3-х человек.

Имеется редколлегия из пяти человек. Стенгазеты «Молодой активист» и комсомольская «Ударник»» выпускаются нерегулярно — в год 3-4 раза.

Производятся постановки спектаклей. Имеется колхозный клуб, весьма мал по своему объему (бывшая церковь).

В 1933 году организована первичная организация МОПР с охватом 60 чел. В данный момент работы не ведется.

В 1934 году организована первичная организация Осоавиахима с охватом 15 чел. Работа не ведется.

В быту колхозников в силу еще недостаточной сознательности и некультурности существует пьянство и хулиганство. Считается в порядке вещей если муж избивает свою жену и даже больше например:    бывший учитель (теперь зав ларьком), некто Давыдов, напившись пьяным, без всякой на то причины избил зав. детплощадкой Путилову. Предколхоза Кентин И.С. также не прочь от подобных действий — часто избивает свою жену и пьяный организует драки. Все эти хулиганские действия считаются вполне нормальными и остаются безнаказанными. Милиционер здесь бывает в течение года не более одного раза.

Экономист плановик Кондинского райисполкома И. Буланов»

К публикации подготовил А. Аксенов

«Новости Югры», 3 апреля 1993 года

Выезд работников СЭС на сенокос, 1956

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика