Первый город округа

В. Андросенко

После организации Остяко-Вогульского национального округа возникла настоятельная потребность в строительстве окружного центра.

Специальная комиссия под руководством председателя Уральского Комитета Севера Пиджакова избрала местом строительства глухое урочище «Большой черемушник», расположенный в пяти километрах к северу от Самарово, за Самаровской горой.

В декабре 1930 года в тайге были прорублены просеки, обозначившие улицы и кварталы. Всего планировалось построить одиннадцать улиц общей длиной 15 километров. Предполагалось, что площадь поселка составит 2006 гектаров.

В мае 1931 года, как только растаял снег, в тайгу вышли 4 первые бригады строителей.

Первым зданием, заложенным в тайге, был Дом Туземца (позднее Дом народов Севера). Сразу же за ним были заложены здание окружного отдела милиции, семь жилых домов.

Перед наступлением зимы стало ясно, что строители должны усилить темпы возведения домов, чтобы дать жилье людям. Обсудив создавшееся положение, сообщалось в окружной газете «Ханты-Манчи Шоп (Шой)», строители единодушно приняли такое решение:

  1. Отменить в сентябре все выходные дни, использовать. их на работе по строительству.
  2. Поднять трудовую дисциплину и производительность труда, не ухудшая качества работы, а, наоборот, улучшая его.
  3. Объявить беспощадную борьбу с прогульщиками, рвачами и летунами.
  4. Всю работу поставить на рельсы социалистического соревнования и ударничества.

Работа закипела с новой силой. 7 ноября 1931 года был сдан в эксплуатацию Дом Туземца. В день его открытия 60 лучших строителей были премированы ценными подарками. В их числе был и ударник строительства ханты Михаил Доровин.

Движение ударничества на строительстве приняло широкий размах. Организуются ударные бригады имени Первого окружного съезда Советов. Это бригады Богомазова, Горностаева, Мошкина.

Зимой 1931-1932 годов был заготовлен лес для строительства Дома Советов, и ранней весной 1932 года было заложено его основание. На митинге, посвященном этому событию, строители обязались сдать это здание в эксплуатацию к зиме.

Свое слово рабочие сдержали. К зиме Доя Советов был построен.

Строительство окружного центра развивалось невиданными тогда темпами. Это объяснялось, в первую очередь, тем, что национальный округ испытывал громадную нужду в кадрах. Для того, чтобы на деле претворить в жизнь ленинскую национальную политику, необходимо было как можно быстрее начать подготовку специалистов самого широкого профиля, и прежде всего, из среды коренного национального населения — ханты, манси, ненцев, селькупов. Именно с этой целью шло здесь ускоренное строительство специальных учебных заведений. В 1932 году было открыто национальное педагогическое училище, национальная школа-семилетка, национальное отделение Тобольского рыбтехникума, в 1933-м — советско-партийная школа второй ступени, в 1934-м — школа советского национального актива и национальный медицинский техникум.

Сразу же после начала строительства окружного центра газета «Ханты-Манчи Шоп (Шой)» вынесла на широкое обсуждение его название. Названия предлагались самые разные — от Нацмена и Таежника до Усть-Иртышска и Остяко-Вогульска. В феврале 1932 года первый окружной съезд Советов принял постановление о присвоении окружному центру названия Остяко-Вогульск и о ходатайстве перед ВЦИК РСФСР об утверждении этого названия.

В 1932—1935 годах в Остяко-Вогульске были построены кинотеатр, поликлиника, больничные корпуса, сберкасса, Госбанк, контора связи, ветлечебница, магазины, Дом Союзов, детский санаторий, окружной музей, библиотека, хлебопекарня, универмаг, школы.

В декабре 1930 года была сдана в эксплуатацию первая очередь крупнейшего на Обском Севере Самаровского рыбоконсервного комбината. В 1931-32 годах идет его расширение. Были заложены столярные и кузнечные мастерские, впоследствии переросшие в столярный и механический цехи горпромкомбината, лесопильный и кирпичный заводы.

К концу 1933 года окружной центр вырос уже настолько, что настала пора присваивать названия новым улицам. 16 октября президиум окрисполкома утвердил их. Первыми, получившими названия, стали улицы имени Коминтерна, Энгельса, К. Маркса, Ленина…

А с 1934 года жители приступили к озеленению поселка. На месте мрачных елей и пихт высаживались березы, черемуха, рябина.

Большим событием для жителей Остяко-Вогульска был пуск в конце 1934 года первой электростанции. Строители дали слово закончить все работы к открытию второго окружного съезда Советов. Им приходилось очень трудно. Стояли сорокаградусные морозы, металл обжигал руки, но комсомольцы из бригады Анатолия Немкова прокладывали по поселку электролинию. не считаясь с холодом. Не щадили ни сил, ни времени, работали по 12—16 часов в сутки. 5 декабря в пять часов вечера состоялся торжественный пуск электростанции.

В 1937-1941 годах вступают в строй новая электростанция в кирпичном исполнении, однорамный лесопильный завод, в южной части — в Самарово — механические мастерские.

Улучшаются средства связи. В 1937 году в окружном центре был установлен телефонный коммутатор на 300 номеров, в 1938 году вступает в действие радиотелефон.

Авиалиния Тюмень—Тобольск—Самарово—Березово—Салехард связывает окружной центр с другими городами Советского Союза. В 1936 году в Остяко-Вогульске насчитывалось пять тысяч жителей (без Самарово). В марте этого года были проведены выборы в поселковый Совет депутатов трудящихся, который начал работать с апреля. В 1940 г. поселок был переименован в Ханты-Мансийск, а с 1950 г. он стал городом.

Эти цифры и факты свидетельствуют о быстром росте окружного центра, о его интенсивном социально-экономическом развитии.

«Ленинская правда», 3 ноября 1977 года

Вид улицы от совпарт школы. 1937

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика