Кому теперь метать икру?

В. Сенькин

Аганские икроловы

Поднялась пелядиха из Обской губы, скажем, до Сургута, выметала икру и спокойна. Ее не волнует, сколько выживет из сорока тысяч икринок. Она выполнила свой пеляжий долг и готова украсить собой стол северянина. В малосольном виде или там в пироге — на любителя.

Правда, гурманы в обиде пока на рыбаков за скромные уловы. Но добытчикам деликатесного серебра активно помогают рыбоводы. Сургутские, например, вызвались нынче заполучить пятьсот миллионов икринок.

Представляете, какой грандиозный пирог затевался. Ведь килограммовыми красавцами становятся только две-три икринки из сорока тысяч. А рыбоводы гарантируют из того же количества восемь тысяч кандидатов на потребу гурманам.

Но не торопитесь, любители деликатесов, воздать хвалу сургутским селекционерам голубых нив.

Из названной выше цифры триста двадцать миллиона икринок приходилось на питомники Аганской базы сбора икры. Рыбаки круглые сутки поставляли сюда драгоценных рыбин. Те понять не могли, за что им такая почесть. Из невода в лодку попасть — обычное дело. А вот когда тебя на носилках несут: бережно, словно драгоценность какую…

По пять пелядей — ни больше ни меньше — плюхалось потом из носилок в… озеро Аган. Отдыхай себе, набирайся сил, товарищ пелядь. Было ли, не было того напутствия, но почти все из 34 510 пленников вновь обрели свободу. Оказывается, навсегда.

Операцию по своему спасению от селекционеров пелядь провела организованно. Рыба ищет, где глубже, а потому пеляжий табун разослал гонцов по сей резервации, отгороженной делью. Выход из гигантского садка был найден при чутком руководстве Виктора Николаевича Ламбина. Инженер отдела рыбоводства, кому препоручил комбинат аганские водные прерии, рассуждал так:

— Проверять подчиненных — значит не доверять им…

Правда, сейчас он клянет ненадежность сетки, кивая одновременно на егерей:

— Прошляпили, окаянные!

Но невозмутим хранитель водных гладей Николай Иванович Китов:

— Не нас — ондатров винить надо. Их рати не то что нитяные, даже проволочные заборы прожрут ради деликатесов.

Кинулись рыбоводы ловить разбредшийся табун. Да где там искать беглецов. Те дислоцировались теперь на тридцати шести гектарах вольницы, сплошь поросшей травой. Начальник аганского рыбцеха Александр Петрович Русановский, к которому обратились рыбоводы за помощью, только руками разводил:

— Как упустили, так и ловите свою пелядь. Не дам я вам ни невода, ни рации, ни лошади. У меня свой план…

За одиннадцать дней, пока шел к горе-рыбоводам невод из Сытомино, беглецы уже думать забыли о неволе. Да здравствует свобода! Правда, шесть тысяч их все же вернулось к селекционерам — надо ведь как-то платить за свободу большинства собратьев.

Так закончилась битва при озере Аган. Пелядь отделалась легким испугом, лишив гурманов гигантской порции малосолов.

А может, правы аганские икроловы: хорошего помаленьку — хватит и тридцати девяти миллионов икринок. Обещанного, 320 миллионов, ведь три года ждут…

Ароматы «Черемушки»

Двадцатиградусный мороз пощипывал щеки у Виталия Петровича Бокова. Но он, но замечая холода, все ходил и ходил вокруг вездехода «ГАЗ-71». Это был подарок шефов — ихтиологов дрейфующей станции «Северный полюс-27» (по научным рекомендациям собранную икру необходимо было перевозить именно на вездеходе):

— Вот что значит институтские однокашники — не дали разойтись науке с практикой!

Благодарные мысли о старых друзьях прервало прибытие самолета, который замер подле главного рыбовода Сургутского рыбоконсервного комбината.

Из кабины полетели закидные невода, надувные лодки, резиновые сапоги, накомарники…

— Привезли все, что надо по проекту для отлова нерестующих рыб, — молвили в один голос начальник инкубационного цеха Александр Иванович Сырпин и мастер-рыбовод Олег Витальевич Кулаков, после того, как выкидали на снег гору всякого летнего снаряжения.

— Как это все! — заволновался Боков. — А где соль! Или забыли про страницу двадцать четвертую!

Главный рыбовод кинулся к вездеходу, совершившему пробный рейс в курью «Черемушка». Он нервно начал листать папку с надписью: «Томкатская база сбора икры сиговых рыб Сургутского района. Техно-рабочий проект, гор. Тюмень, 1976 год».

Все трое склонились над фолиантом, вчитываясь в написанное: «…Химический состав воды курьи не исследовался. Но так как курья соединяется через протоку с рекой Обью, можно предположить, что по основным гидрохимическим показателям вода реки и курьи одинакова…»

— Нет у глупости начала, нет у глупости конца, — начал мурлыкать им самим сочиненную песенку Кулаков, занимая ситуацию. — Может, и не нужна она, соль! Сдается, что подохли наши муксуны. Когда выходил прошлый раз на связь, забыл вам доложить: из прорубей пошел аромат дюже неприятный.

— Стоит ли сомневаться! — уже увереннее шел в атаку Сырпин, предчувствуя нагоняй главного рыбовода. — Ученые разве станут гадать на кофейной гуще! Проект подписан его главным инженером Давыдовским, утвержден главным инженером института Дорофеевым.

А в соседней проруби, растопырив жабры, жадно ловила воздух рыбина. На селекционеров таращила глаза 1732-я по счету погибшая пелядь.

— Нет, соль была нужна. При таких обстоятельствах оставалось пойти лишь на засол рыбы прямо в «Черемушке». Уровень воды в курье упал на целый метр еще летом. Кислорода было меньше, чем в Оби, наполовину. Хоть муксуны и все равно не жильцы, поймать на товарную продукцию их не успели, так что смело делай тузлук. А по весне забрасывай снасти, рекомендованные наукой, и лови икряного муксуна в соленом виде.

И то прибыль!

г. Сургут

«Ленинская правда», 25 ноября 1976 года

После наших выступлений

В фельетоне В. Сенькина «Кому теперь метать икру?» («Ленинская правда», 25 ноября 1976 г.) рассказывалось о серьезных упущениях в работе сургутских рыбоводов.

Секретарь парткома Сургутского рыбоконсервного комбината Ю. Гусев сообщил редакции, что фельетон обсужден на общем собрании рыбоводов. Критика признала правильной. В административном порядке наказаны ответственные за сбор икры.

Документы по Аганской базе сбора икры представлены в следственные органы. Намечены меры максимального использования маточных стад пеляди в пыжьяна на озерах Чагорово, Пику-то. На места сбора икры выехали рыбоводные группы, которые обеспечены необходимым инвентарем, орудиями лова и транспортом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика