Лидия Михайловна Завьялова
Населенный пункт Добрино с названием, вызывающим ассоциацию доброты, рождался трижды. Сегодня на этом месте в уникальной природной зоне, сочетающей множество экологически чистых озер и живописных лесных массивов, находится трехзвездочный отель с 24 комфортабельными номерами под названием «Cronwell Park Добрино».
А когда-то сюда в трагические страницы нашей страны весной 1931 года на лодках привезли спецпереселенцев из Тюменского, Ишимского, Троицкого, Шадринского, Челябинского, Свердловского округов Уральской области.
Из воспоминаний Кашигиой Марии Ивановны, 1926 г.р., была выслана вместе с родителями в п. Добрино: «Я часто задаю себе вопрос, почему наш поселок назвали Добрино. Может там была добрая, ласковая земля, природа? Поселок действительно был размещен на красивом месте. Леса были богаты грибами, ягодами, орехами, но как я считаю и работящими, отзывчивыми, в основном добрыми людьми».
Добрино считался населенным пунктом в числе других трудпоселков, учитываемым в особом порядке – он не должен был включаться в списки населенных пунктов и наноситься на картографический материал.
Место для строительства п. Добрино было отведено в глухой тайге в 12 км от с. Базьяны на берегу речки Горной. По воспоминаниям Кашигиной М.И., написанных на основе рассказов своих родителей – Ивана Дмитриевича и Клавдии Петровны – 21 ноября 1931 года в Добрино была создана первая артель по совместной обработке земли. В нее вошло 8 семей (24 чел.).
В хозяйстве имелась 1 рабочая лошадь для коллективной обработки полей. В январе 1934 года была проведена полная коллективизация. Создана сельхозартель «Серп и Молот». К январю 1931 года в Добрино уже жили 53 семьи, или 304 человека, имелось 30 домов, были построены ларек, кузница склад, баня, мастерская, столярка.
В 1932 году была построена колонизаторская школа, и знания ученикам первых лет давали учителя Овечкина Клавдия, Кольцова Ирина Ивановна, Сидоров Виктор Иннокентьевич. В 1934 году был построен комплекс, где размещались школа, детские ясли и контора сельхозартели. В бывшей школе разместили комендатуру.
Согласно отчету Самаровского райздравотдела, в 1933 году в Добринском был открыт акушерско-фельдшерский пункт.
Положение спецпереселенцев было тяжелым, о чём свидетельствуют документы Государственного архива Югры. «Акт от 20 декабря 1932 года об обследовании бараков в Добринском спецпоселке.
- Барак № 1 расположен у конторы, в каковом находятся вахщики (так в док.) местного населения и также и спецпереселенцы.
а) Сушилки нет, рабочие в ночное время валенки сушат на русской печи, каковая своему назначению не соответствует, поэтому рабочие обувь, портянки и варежки не просушивают, поутру выходят на работу в сырой обуви и одежде.
б) Помещение и котловое питание в бараке находится сырое и грязное. Побелки стен и потолков не производится с летнего времени, пароотводов нет. Баков для кипячения воды не имеется, в силу чего наблюдается желудочное расстройство у рабочих.
- Барак № 2 от конторы находится на расстоянии 3,5 км. В каковом обнаружено, что сделана сушилка для сушки валенок, портянок и варежек. Своему назначению не соответствует. Во время топки камина получается со стен и потолка течение воды, поэтому рабочие сушат портянки, валенки и варежки в бараке, где помещаются сами. Помещение для котлового питания не соответствует. Пароотвода над котлом нет, а поэтому получается на стенах и потолке мокро, что и постановили записать в настоящий акт».
Репрессии, вновь набиравшие силу в стране, не обошли стороной и добринцев. Как пишет Кашигина М.И. в своих воспоминаниях, в 1937-1938 гг. из поселка забрали 21 человека, «в основном людей с богатым, жизненным опытом, не только мужчин, но и женщин. Например, супругов Сусаниных, молодых, красивых, трудолюбивых весельчаков».
Поредели семьи добринцев и в годы Великой Отечественной войны. На фронтах войны в числе других защитников страны сражалось 52 человека из п. Добрино (количество жителей в предвоенный период в поселке было 396 чел.), вернулись живыми 18 человек. Среди 34 погибших 4 брата Рыбальченко – Николай, Павел, Петр, Кузьма, братья Клыковы А.Д. и Н.Д., Балдин М.Ф., Локотаев Л. А. и многие другие (по воспоминаниям Кашигиной М.И.). Библиотекарем д. Ярки Ханты-Мансийского района Ониной Л.М. выявлены сведения о 38 погибших добринцах и 29 вернувшихся домой.
Как и вся страна в этот период, жители Добрино вносили свой вклад в Победу над врагом. Из письма Пономаревой (в девичестве Коптеевой) Галины Федоровны Кашигиной М.И. от 23 августа 1993 г.:
«…4 класса закончила и не училась, ни одеть, ни обуть, вот и работала во время войны, а мама только что построила дом и война началась, вот у нас ничего и не было. А работа, а налоги какие были – ужас, денежные. Мясо, молоко шерсть – все отдай, обид не было, все для фронта, все для Победы».
Сегодня, благодаря небольшому демографическому исследованию, проведенному в свое время на основе похозяйственных книг, находящихся тогда еще в Базьяновском сельском Совете, все той же М.И. Кашигиной, читатель имеет возможность узнать, какого возраста были жители, проживающие в Добрино в 1946 г.: до 1900 г.р. – 85 чел., 1901-1910 – 45 чел., 1911-1920 – 58 чел., 1921-1940 – 57 чел., 1941-1945 – 45 чел. В 1950 года в колхозе числилось 211 чел., число дворов составляло 68, работоспособных 79 чел.
В информации специалистов Ханты-Мансийского опорного пункта о работе в колхозе «Серп и молот» за 1950 год отмечалось, что «…в поселке Добрино когда-то были прекрасные дома, школа, клуб, дом правления, всевозможные производственные здания и много домов хороших колхозников, а сейчас поселок производит впечатление разрушающейся деревни».
В 1952 году было принято решение об объединении колхозов «Серп и молот» (Добрино) и им. Молотова (д. Базьяны) с хозяйственным центром в д. Базьяны.
Но была и другая точка зрения – образовать центр укрупненного колхоза в п. Добрино, «который связан с районным центром телефонной линией». И доля здравого смысла в этом присутствовала, так как: «…рыбартель им. Молотова с. Базьяны затопляется большими паводковыми водами, вследствие чего у нее нет перспектив дальнейшего развития полеводства и животноводства» (что и, действительно, учитывая и другие причины, способствовало исчезновению села в 2014 году).
К 1962 г. резко снизился контингент учащихся Добринской школы. В связи с этим 7 августа 1962 г. на заседании исполнительного комитета Самаровского районного Совета депутатов трудящихся Ханты-Мансийского национального округа было принято решение № 204 закрыть Добринскую школу с 1 сентября этого же года с передачей ее учебных, наглядных пособий и имущества соседним школам.
Замечено, там, где закрывается школа, деревня подходит к черте исчезновения. Так случилось и с п. Добрино. 25 населенных пунктов Ханты-Мансийского района, среди которых был и п. Добринский, были исключены из учетных данных административно-территориального деления района одним решением исполнительного комитета Тюменского областного Совета депутатов трудящихся за № 862 от 5 ноября 1965 года.
Но поселку суждено было возродиться вновь в начале 1968 года, правда, уже в статусе лесозаготовительного участка Ханты-Мансийского горпромкомбината. Из объяснительной записки за подписью председателя исполкома окружного Совета депутатов трудящихся С. Комиссарова в Тюменский областной Совет депутатов трудящихся: «В Ханты-Мансийском районе вновь восстанавливается на учет ранее исключенный из учетных данных решением Облисполкома от 5 ноября 1965 г. № 862 населенный пункт деревня Добрина Базьяновского сельсовета».
Но, видимо действительно, правду говорили древние: «Дважды в одну и ту же реку войти нельзя». 10 февраля 1972 года исполнительный комитет Тюменского областного Совета депутатов трудящихся Тюменской области согласился с представленными материалами Ханты-Мансийского окрисполкома и вынес решение № 68 об исключении из учетных данных административно-территориального деления деревню Добрину, прекратившую свое существование в связи с выездом из нее населения.
Весной 1991 г. Мария Ивановна Кашигина, воспоминания которой легли в основу этой статьи, посетила Добрино. «На месте ухоженного поселка были сплошные заросли. Я нашла окладники своего дома, клуба, комендатуры, больницы и школы. На обратном пути обнаружила трактор «Сталинец» – гордость нашего колхоза…».