А. Сорокин, председатель суда Ханты-Мансийского автономного округа
У Пасько, жителя Воронежской области, судьба сложилась в Нижневартовске. А было все так. Явился он к директору Дворца культуры нефтяников «Октябрь» Нижневартовска с вопросом: нет ли у него дела для творческого работника, то есть для него. Директор, товарищ Юхлин, решил, что перед ним эрудированный, инициативный человек. Поэтому быстро был заключен трудовой контракт. Обходя дворец, Пасько говорил директору: надо выводить дворец из убытков, а для этого лучше всего приобрести игровые автоматы. Какая выручка будет! С каждого клиента — по 15 копеек. Идея Пасько в жизнь претворилась быстро. Игровые автоматы во Дворце культуры «Октябрь» были установлены на все вкусы: футбол, подводный бой, меткий стрелок, скачки, танкодром, морской бой, охота.
Звенели автоматы, и в кассу Дворца действительно потекли ежедневно тысячи рублей. Пасько по ночам изучал техническое устройство автоматов, а когда все познал, понял, что их можно использовать и в личных целях. «Рационализатор» нашел способ хищения денег из монетосборников и регулировать показатель счетчика монетосборников. Теперь надо было подобрать кадры.
Первым Пасько включил в свой «коллектив» некоего Пальцева. Сказал ему: ты у меня будешь механиком игровых автоматов. Сразу же установил ему заработок — 500 рублей в месяц. И Пальцев начал «трудиться». Шеф учил, что в вечернее время аппараты надо закрывать якобы для профилактики. Пальцев так и делал. Срывая пломбы, оставлял в монетосборнике по 500— 600 рублей, подгонял счетчик, вновь ставил пломбу. Вынимая деньги, делил их на две кучки: для инкассации и Пасько. Теперь надо в зал кассира. На эту должность лучше всех подошла жена, Пасько Галина. Ее дело — размен клиентам денег на 15-копеечные монеты.
С октября 1982 года по апрель 1984 года Пасько сдал в госбанк выручку от работы автоматов 20376 рублей, а в свой карман положил 44870 рублей.
Комбинатор размахнулся еще шире: добился поступления игровых автоматов в зал ожидания аэропорта Нижневартовска. Теперь Пасько оперировал 22 игровыми автоматами. Опять требовались кадры. Пасько нанял механиком автоматов в зале ожидания Сергея Бобрикова. Доходы увеличивались, Бобриков и Пальцев стали ежедневно из рук Пасько получать по 100 рублей. Появился там и кассир Людмила Захарова.
С февраля 1983 года по апрель 1984 года сданная в госбанк выручка от игровых автоматов аэропорта составила 12 065 рублей, а себе Пасько взял более 42,5 тысячи рублей. Всего же группа расхитителей во главе с Валерием Пасько «хапнула№ у государства почти 87,5 тысячи рублей.
Как же это можно, спросит читатель, в наше время при строжайшем контроле и режиме экономии? Очень просто, как показали материалы судебного следствия. В производственном объединении «Нижневартовскнефтегаз», в чьем ведении находится «Октябрь», отсутствует элементарная бдительность. Так, был взят на работу Бобриков, хотя он не имел прописки, не стоял на воинском учете в Нижневартовске. Захарова и Пасько были приняты во Дворец культуры «Октябрь» кассирами по размену денежных купюр в залах игровых автоматов и имели доступ к денежным средствам, что совершенно недопустимо. К тому же Захарова перед этим была уволена с должности кассира в ДК «Октябрь» как лицо, утратившее доверие, принята же на эту должность при содействии Пасько. Ни с Захаровой, ни с Пасько не были заключены договоры о материальной ответственности, поэтому они передавали ключи от сейфов, где хранились деньги, механикам игровых автоматов. С марта 1984 года Пасько уже числился старшим инженером зала игровых автоматов при концертно-танцевальном зале «Юность» отдела культуры Нижневартовского горисполкома, но и здесь «фирма» Пасько причинила ущерб отделу культуры свыше одиннадцати тысяч рублей.
Выездная сессия суда Ханты-Мансийского автономного округа приговорила Пасько за хищение государственного имущества в особо крупных размерах к 13 годам лишения свободы, Пальцева и Бобрикова — к 10 годам лишения свободы каждого, всех троих — с конфискацией имущества. За укрывание преступной деятельности фирмы Галина Пасько осуждена на 3 года б месяцев лишения свободы. За получение денег, заведомо добытых преступным путем, Захарова приговорена к исправительным работам по месту работы на 6 месяцев с удержанием в доход государства 10 процентов заработка.
Следует отметить отличную работу по раскрытию преступления следователя следственного отделения Нижневартовского ГОВД Лидии Павловны Сороковской, члена суда Ханты-Мансийского автономного округа Юрия Михайловича Молотова. Благодаря им у преступников изъяты золотые изделия и ценности, которых хватило на погашение исков.
Пасько пишет в кассационной жалобе в Верховный суд РСФСР, что с ним суд поступил не гуманно. Но он и другие преступники забыли, что гуманизм — не всепрощение. Вспомним, как ярко охарактеризовал В.И. Ленин опасность хищения государственного, общественного и личного имущества, как остро ставил вопрос о необходимости усиления борьбы с ворами и расхитителями. «Это—главные враги социализма, этих врагов надо взять под особый надзор всего населения, с ними надо расправляться при малейшем нарушении ими правил и законов социалистического общества беспощадно. Всякая слабость, всякие колебания, всякое сентиментальничанье в этом отношении было бы величайшим преступлением перед социализмом». Это указание вождя не утратило значение и в наши дни.
«Ленинская правда», 12 января 1985 года