Самаровская комса

Н. Патрикеев

Революционная волна Октября прокатилась по Сибири в начале 1918 года. Обской Север был постепенно очищен от мятежных чехов, колчаковцев и прочих белогвардейских банд в конце 1919 — начале 1920 года. К этому времени относится и создание здесь первых комсомольских организаций. Тогда территория нынешнего Ханты-Мансийского района вплоть до 1923 хода входила в состав Березовского, Сургутского и Тобольского уездов Тюменской губернии.

Осенью 1919 года большую разъяснительную работу с молодежью Реполово провел тобольский рабочий коммунист Константин Кропотин. В ноябре молодежь села высказалась на своем собрании за создание комсомольской ячейки. В Тюменском партийном архиве хранится первый протокол собрания ячейки от 4 февраля 1920 года, где присутствовало 23 человека.

В марте реполовские комсомольцы слушали доклад К. Кропотина о праздновании низвержения самодержавия и записали в постановлении:     «Нет возврата к прошлому и не будет. Мы, молодежь, приложим все силы для устройства новой жизни по пути к коммунизму».

— Накануне 1 Мая, — вспоминал впоследствии Дмитрий Медведев, — комсомольцы пригласили молодежь села на собрание. Пришли и коммунисты Илья Рыбин и Костя Кропотин. После доклада и ответов на многочисленные вопросы объявили о том, что будет первомайская демонстрация. Заранее были разучены революционные песни, украшен портрет В. И. Ленина, обновлено комсомольское знамя, на реквизированном у купца красном материале написан лозунг «Да здравствует Советская власть! Долой буржуазию!».

Народу на улицы вышло много. Колонна увеличилась во время шествия почти втрое. Впервые прозвучали на все село «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка».

А вскоре вся комса (так называли себя первые комсомольцы) почти целиком ушла на польский фронт защищать Советскую власть. Среди первых красноармейцев были Никодим, Федор и Роман Сургутсковы, Федор Воронов, Аристарх Шаламов.

Молодежь села Самарово в конце 1919 года входила сначала в ячейку сочувствующих партии большевиков. Затем Тобольский уездный комитет комсомола прислал сюда своего представителя Александра Басова, который рассказал молодежи о целях и задачах РКСМ. Образование Самаровской комсомольской ячейки было утверждено уездным комитетом 8—9 февраля 1920 года. Первым секретарем ее стала Евдокия Михайловна Чукреева (Ершова).

К концу 1919 года относится образование ячейки РКСМ в Базьянах.

В августе 1920 года была создана ячейка РКСМ в Цингалах.

В начале 1921 года на юге губернии вспыхнул кулацко-эсеровский мятеж. Вместе с коммунистами взялись за винтовки комсомольцы и молодежь Севера. Многие из них погибли в боях.

Золотыми буквами вписано в историю комсомола имя цингалинского комсомольца Бориса Лосева, памятник которому воздвигнут в парке окружного центра. Воспитанный в семье ссыльного большевика, погибшего в борьбе за установление Советской власти на Севере, Борис одним из первых вступил в комсомол и по первому зову партии направился в коммунистический отряд. Вместе с коммунистом Ильей Рыбиным он добровольно пошел в разведку и был вероломно схвачен мятежниками в Реполово. Враги несколько дней издевались над молодым бойцом. Раздетого его бросили на снег, кололи штыками, затем еще живому выпороли живот и, затолкав пучок соломы, повесили табличку «Продразверстка выполнена». Замерзший труп комсомольца изверги поставили вместо вехи на развилке дорог. Герою было всего 15 лет.

В тяжелых боях первые комсомольцы и молодежь края показали себя преданными борцами за власть Советов.

После разгрома кулацкого восстания началась работа по восстановлению частично распавшихся комсомольских организаций, по воспитанию нового актива, пришедшего на смену тем, , кто погиб в боях или ушел в Красную Армию. Уже в июле 1921 года Тобольский северный райком РКСМ отмечал, что в Самарово работает комсомольская ячейка из 21 человека. Раньше других была восстановлена и Цингалинская организация.

По призыву IV съезда РКСМ (в сентябре 1921 года) комсомольцы включились в мирное социалистическое строительство. В декабре 1921 года на III пленуме Тюменского губкома РКСМ Цингалинская ячейка была названа лучшей в Тобольском уезде.

В зиму 1921—22 годов в Самарово и окрестных деревнях создаются избы-читальни, народные дома, клубы, школы ликвидации неграмотности, в работе которых принимают активное участие комсомольцы.

Работа ячеек была в эту пору трудной. Многие помнили жестокий разгул реакции во время кулацкого восстания, боялись его повторения. Почти отсутствовала в первое время связь с губернским центром, не было бумаги, чернил, керосина, не хватало теплой одежды для командировок.

Но комсомольцы упорно помогали коммунистам проводить в жизнь политику партии, привлекали к общественной работе несоюзную молодежь. В январе 1922 года в Белогорье работала ячейка из восьми комсомольцев (секретарь Филипп Звягин), в Елизарово было три комсомольца во главе с Иннокентием Кайгородовым. А в августе в Елизарово было уже 13 комсомольцев, в Базьянах и Батово по 8, в Скрипуново — 7, Цингалах — 16, в Селиярово — 25.

В путину 1922 года ячейки занимались устройством на работу безработных подростков в счет специальной брони, проверяли выполнение коллективных договоров. Началась работа среди допризывников и военное обучение молодежи.

В ноябре 1922 года ЦК РКСМ назвал комсомольцев Тюменской губернии шефами Балтийского флота. На банковский счет 258-а начали поступать денежные взносы, а на корабли пошли посылки. Молодежь собирала средства и на строительство самолета «Красный Урал».

В начале 1923 года значительно усиливается руководство районами Севера со стороны Тюменского губкома партии и губкома комсомола. Пленум губкома РКСМ в марте специально слушал вопрос о Севере. Было решено укрепить местные организации кадрами, чаще посылать инструкторов для оказания помощи. В марте было дано совместное указание губкома партии, губкома комсомола и губернского политпросвета о проведении «Комсомольской пасхи» как антирелигиозного мероприятия. В свете специального указания ЦК РКСМ антирелигиозная пропаганда стала проводиться без демонстраций, а путем чтения и бесед, лекций и дискуссий. Ячейки Севера начинают практиковать и такие формы воспитательной работы, как выезды пропагандистов, исполнение «красных частушек», использование «волшебного фонаря» (фильмоскопа).

Основным методом прохождения политграмоты становится беседа в сочетании с работой в избе-читальне. В это время избачами работали обычно секретари комсомольских ячеек, и культурно-просветительные учреждения на селе становились настоящими молодежными центрами.

В это время комсомольцы начали активную работу в Советах, в комитетах крестьянских обществ, взаимопомощи, в органах профсоюза. Проводилась работа среди молодых батраков — обследование, регистрация, помощь в заключении договоров, защита от эксплуатации.

6 апреле 1923 года Тобольский уком РКСМ сообщил в своем отчете, что самые лучшие ячейки уезда Самаровская и Цингалинская. Летом 1923 года Тюменский губком РКСМ провел обследование комсомольских ячеек Севера и доложил Уральскому бюро ЦК комсомола об улучшении партийного руководства и связи коммунистов и комсомольцев, об оживлении работы в ячейках. Например, в Самарово регулярно проходили партийно-комсомольские собрания, проводились культурно-массовые мероприятия.

По две крепких ячейки было в Зенковской и Филинской волостях. В одной из крупных — Селияровской — состояло 35 комсомольцев. В Селиярово, скрипуново регулярно шли кружковые занятия, беседы и чтения для молодежи, ставились спектакли. В Цингалы секретарем ячейки была направлена представитель женотдела Ефимович. За три месяца она провела 16 бесед, три собрания, несколько субботников. Часто устраивала молодежь массовые игры в мяч, в городки.

В конце 1923 года в составе Тобольского округа Уральской области образовался Самаровский район.

Продолжение следует…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика