А. Кострюков
Главе поселковой администрации Лямину Г.А. от Чернякова Е., проживающего по улице Кирова, 41.
ЗАЯВЛЕНИЕ
«Прошу принять меры, так как медведь задрал у меня с 12 на 13 августа двух коров, от кромки леса 15 метров по ул. Кирова».
Главе поселковой администрации от Костылева М.И., проживающего по ул. Кирова».
ЗАЯВЛЕНИЕ
«Прошу помочь в нашей просьбе, так как в течение недели было задрано медведем три коровы. Медведь ходит прямо у самых домов и дети могут пострадать от зверя».
Тревожно было в п. Октябрьском. Местные жители боятся выходить в близлежащий лес. Какие там грибы, какие ягоды! Медведи совсем озверели. В период с 12 по 23 августа, по предварительным данным, медведями было задрано 11 коров. Причем нападали дерзко, днем, вблизи жилых домов. Стереотип добродушного, симпатичного мишки моментально выветрился даже у поклонников Московской олимпиады. На редкость агрессивным и опасным зверюгой стал нынешний медведь. Такого массового нападения на домашний скот на памяти здешних жителей не наблюдалось. Пострадало много семей. Ко всем нынешним неурядицам прибавилась и еще одна немалая беда. Рассказывает молодая хозяйка, мать четырех детей, у которой медведи задрали двух коров, Наталья Анатольевна Михайлова:
— Молоком обеспечивала восемь семей. Поддержка была, да и дети всегда со свежим молоком. Теперь коровы пропали, трудно будет. Мясо задранных коров даже на звероферму не разрешили сдать, дескать, больше двух часов пролежало. (Помню, в прошлом году рыбкооп скармливал хонорикам вусмерть протухшее мясо с не менее протухшей рыбой — и ничего — авт.) Госстрах за каждую корову обещал страховку по 10 тыс. рублей, а живая корова стоит около 30 тысяч. Писала заявление в поселковую администрацию об оказании помощи, но сомневаюсь, что помогут. (Правильно, Наташа, сомневаешься. Не помогут, мне об этом сам глава сказал — авт.).
— Наташа, а от убитых медведей что-нибудь перепало?
— Ни мяса медвежьего, ни шкуры я не видела…
— Сколько коров задрали всего?
— Знаю, что на улице Кирова задрали шесть коров, в других местах точно не знаю…
(В Сенькином логу пять и в Перегребном три, так официально, а сколько на самом деле — узнаем ближе к зиме — авт.)
Когда медвежья агрессия взбудоражила поселок до критической точки, была сформирована бригада из трех местных охотников-любителей. Инициатива шла снизу, местная администрация проявила удивительную медлительность в этом вопросе. Пока согласовывали с инстанциями, медведи задрали еще несколько коров. Впрочем, такая нерешительность и неоперативность именно в таких ситуациях местного значения свойстненна, по всей вероятности, не только поселковой администрации. Бог и избиратели им судья. Вернемся к нашим коровам. Из округа было наконец получено разрешение на отстрел медведей-коровьих убийц.
АКТ от 21.08.92 по итогам отстрела медведей.
«20 и 21 августа произведен отстрел медведей охотниками в районе промбазы райрыбкоопа на окраине ул. Кирова. В соответствии с распоряжением главы администрации пос. Октябрьское, группа охотников-любителей в составе: Былинин В.В., Первов С.И., Отстальцов Н.Н. Один медведь годовалый, второй 3-4 лет, цвет бурый, примерный вес 190 и 86 кг. Акт составлен в присутствии главы администрации поселка. Подписи охотников».
Рассказывает Сергей Первов:
— Отстреливали медведей Былинин, Завьялов и я. Первого медведя убил один Завьялов. (Кстати, в акте он не фигурирует — авт.) Я в это время был на покосе. В 10 часов вечера я был дома. Подходит Былинин, говорит, пойдем обдерем медведя. Начали обдирать, слышим, рядом собаки залаяли. Мы бросили медведя, кишки выбросили, чтобы мясо не испортилось и пошли на лай собак. А он уже корову оттащил метров на 50 от крайнего дома по Сенькиному логу.
— Сергей, ты старожил, наблюдалось ли раньше такое массовое нападение на домашний скот?
— Нет, одно-два нападения было, и то в лесу, в так, чтобы прямо на улицах… Возможно, голод, а может что и другое. Когда мы свежевали крупного медведя, то обнаружили на нем старые раны, которые наверняка причиняли ему боль. К тому же нередко убивали медвежат…
— Говорят, что опасность не миновала, вокруг поселка есть еще медведи-скотники.
— По моим предположениям должна быть еще самка с медвежонком и два самца. Кстати, навещают. Но разрешение на отстрел только до 1 сентября.
— Существует ли опасность для людей?
— А как же! Дети кругом. Тем более, он выходит на улицы. Даже после отстрела медведей видели на окраине днем.
А теперь в качестве резюме привожу мнение главы администрации пос. Октябрьское Лямина Г.А.:
— Задрано 11 коров в поселке. Медведи-скотники отстреляны. Но хотелось бы, чтобы граждане проявляли осторожность в районе Сенькиного лога, и скот должен быть под присмотром. Охотники считают, что в этом районе находятся еще около 5 медведей. До меня дошли сведения, что после отстрела нашли еще задранную корову. Что же касается материальной помощи пострадавшим, то они могут рассчитывать только на страховку. Других компенсаций не будет. Вспышка медвежьей агрессии, я считаю, кроется в отсутствии кормовой базы в лесу. Медведь нашел самый легкий путь…
Прочитав резюме, со вздохом вынужден прокомментировать его: самый легкий путь нашла администрация. Бедные коровы, бедные медведи…
Р.S. Кстати, ксерокс, закупленный поссоветом на днях, стоит около 200 тысяч рублей. Это сколько коров можно компенсировать?
«Новости Югры», 12 августа 1992 года