В зеленой зоне

И. Пронькин

За городской чертой

«Наш небольшой городок красив, и красив он именно тем, что со всех сторон окружает его зеленая стена леса. Но лес — это не только украшение. Это еще и зона отдыха сотен и тысяч горожан», — так начинается письмо жителей окружного центра электрика А.И. Павлюкова, слесаря П.И. Сметанина, аппаратчицы А.А. Татаркиной, инженера В.В. Филатова и других в редакцию газеты «Ленинская правда». Но не восхищение окружающей красотой заставило взяться за перо сорок человек — настоящих любителей природы, поставивших свои подписи под этим письмом. Их заставило это сделать чувство глубокого, искреннего возмущения тем, как неуклонно зеленая зона превращается в копилку отходов, в обширную городскую свалку.

Уже не раз по этому поводу раздавались критические замечания со страниц газеты «Ленинская правда». Вспомните кампанию в защиту зеленой зоны города, начатую письмом директора детской спортивной школы Н. Бондарева. Тогда прямо говорилось: «Не найти на лесной опушке и десяти метров, не заваленных банками и битым стеклом».

Вот мнение пенсионера А.В. Смирнова:

— Давно пишут и говорят о загрязнении зеленной зоны. А что толку? Где, скажите мне, ключевая вода, которая стекала ручьями по логам и использовалась для питья и других нужд населения? Сейчас места протекания ручьев загрязнены отходами и мусором настолько, что вместо прозрачной воды течет зловонная жижа.

В поддержку защиты зеленой зоны высказался коллектив гидрометобсерватории, старожилы города и многие, многие другие.

Но исполнительный комитет городского Совета народных депутатов, отвечая на многочисленные письма трудящихся, свел свой ответ на эту проблему к одной фразе: «Охранять зеленую зону и ее чистоту надо всем, и не на словах, а на деле». О каких-либо конкретных мероприятиях по благоустройству зеленой зоны не было ни слова.

Стаял снег, ожил птичьими голосами лес и горожане устремились в выходные дни на лоно природы. Выйдем и мы за городскую черту.

Вдоль обочины дороги, ведущей на овоще-молоч-

 

 

ный комбинат горрыбкоопа, то и дело проносятся в сторону живописных уголков леса легковые автомашины. Сверните на любую тропинку, которых здесь превеликое множество, и, немного погодя она приведет вас на усеянную битыми стеклами и консервными банками поляну с черной прогалиной от костра посредине.

На одной из таких полянок я и повстречался с отдыхающими, вернее отдохнувшими. Они раскидывали костер, а в стороне под кустом поблескивали остатки пиршества.

— Ваши?

— А куда их девать? — вопросом на вопрос ответил один, не пожелавший назвать себя любитель природы. — Бутылки не сдашь, а банки все равно выбрасывать. Так чего их с собой тащить? Да и какая разница: больше, меньше. Вон что творится, — и он повел рукой вокруг себя.

Мои возражения его, конечно, устроить не могли.

Но идем дальше.

Недалеко от поворота на учебно-производственное хозяйство сельского профтехучилища №8 слева от дороги неофициальная стоянка автомашин, возле которой также много стекла и посуды. Дальше, возле первых огородов — то же самое.

А вот и берег речки Ходовой — излюбленное место отдыха горожан. Теперь этот берег, где год-два назад можно было купаться и загорать, — не узнать. Осенью сюда пригнали плоты, а теперь на берегу остатки древесины, проволока. Сам берег изрыт тяжелыми машинами. В кедраче, растущем вдоль береговой полосы, свалка. И в довершение ко всему там, где на пологом возвышении стояли могучие красавцы, — теперь только пни.

Итак, город, который с трех сторон окружен водой, лишен пляжей и мест купания. Бывший официальный городской пляж закрыт. Сейчас сюда прямым потоком стекают канализационные нечистоты от новой гостиницы. По логике надо скорее строить очистные сооружения. Но их даже еще не включили в план строительства. Зона купания со стороны Самаровского сора завалена проволокой строительными материалами и т.д.

Дальше идти некуда.

И я пошел в организации, отвечающие за охрану зеленой зоны.

Проблемы остаются

В Ханты-Мансийском лесничестве — организации, наделенной определенными правами и обязанностями по охране природных богатств зеленой зоны, — узнав о цели моего посещения, сразу подчеркнули:

— Наша задача — охрана лесов от пожаров и лесонарушений. Таких, как самовольные порубки, — добавляет лесничий Б.Ф. Никифоров, — а также уход за подрастающими деревцами.

— А разве забота о сохранности и чистоты в зеленой зоне не входит в обязанности лесничества?

— Нет. Об этом должны заботиться общество охраны природы и санитарно-эпидемиологическая станция. Конечно, когда мы видим, что отдыхающие оставляют после себя бутылки, банки, мусор, мы предупреждаем, объясняем, что так нельзя. А что еще мы можем сделать? И потом, за всеми не уследишь.

— А превращение традиционной зоны отдыха горожан — берега Самаровского сора и речки Ходовой — в зону загрязнения тоже лесничества не беспокоит?

— Эта территория отведена горбыткомбинату, передвижной мехколонне, учхозу. Они и обязаны отвечать за сохранность берегов. Однако спрашивать с них за это не в нашей компетенции. Вот если бы на этой территории произошли незаконные порубки деревьев, тогда мы смогли бы применить свои санкции.

Объяснить подобную позицию можно: есть рамки правил, через которые перешагнуть нельзя. Но чисто по-человечески подобную логику понять нельзя. Как может человек, заботящийся об охране природы в одном случае, в другом — проходить мимо серьезных нарушений закона по охране природы. Конечно, подобная тактика помогает избегать конфликтных ситуаций. Не нужно куда-то сигнализировать, настаивать, добиваться устранения нарушений. Однако не эта ли спасительная половинчатость привела к тому, что лесничество не справляется с одной из своих главных задач — охраной леса от самовольных порубок. Ведь многие нарекания в адрес лесничества от читателей газеты как раз в том, что средь бела дня варварски рубят деревья, причем зачастую берется для новогодней утехи только верхушка той или иной ели.

— У нас мало сил, чтобы на такой обширной территории — шесть тысяч гектаров — полностью изжить самовольные порубки. Помощь «зеленых патрулей» школьного, лесничества — не выход. Нужна заинтересованная помощь общественных организаций.

Такой организацией как раз и является городское общество охраны природы. В его рядах почти все работающие — жители окружного центра. Однако они вспоминают об этом, когда им приходится платить членские взносы, потому что вся деятельность общества сосредоточена на работе его правления.

— Мы организация общественная, — говорит заместитель председателя общества охраны природы А.Ф. Тарханова, — и поэтому ни привлечь к ответственности, ни наказать за нарушение закона об охране природы никого не можем.

Но главная-то задача общества не в наказании, а в содействии охране природы посредством пропаганды и разъяснения положений закона. И, главное, воспитание своих членов в соответствии с духом и буквой этого закона.

— В коллективах организаций и предприятий города закон об охране природы обсуждался. Но это когда ведь было.

Да, обсудили и забыли. Забыли, что надо выполнять принятый Верховным Советом РСФСР «Закон об охране природы в РСФСР». Создается впечатление, что и о самом обществе содействия охране природы в городе забыли. Даже в обильной читательской почте в редакцию по поводу загрязнения зеленой зоны это общество ни разу не упоминается.

Забыли о зеленой зоне и работники охотинспекции. А между тем здесь нередко можно встретить мальчишку, вооружённого рогаткой в поисках птиц. Да что мальчишечья рогатка. Давно прошли все сроки охоты, а со стороны речки Ходовой на днях слышалась ружейная канонада.

Не сказала еще своего веского слова в деле охраны зеленой зоны и санэпидстанция. Из года в год принимаются решения об очистке улиц, в том числе и окраин города от мусора и других отходов, проводятся месячники санитарной очистки, а в зеленой зоне все остается по-прежнему.

— Да что санэпидстанция, — в разговоре со мной обронил житель одной из окраинных улочек города А.В. Смирнов. — Она хоть заштрафуй всех владельцев частных домов, толку не будет. Ведь что получается? Куда, например, я должен девать мусор. Ну, вырою яму в огороде, и буду сбрасывать туда. Наполнится яма, надо рыть другую. Две-три ямы — и нет огорода. Вот и несут в лес от греха подальше мусор, отходы. А поставь коммунальный отдел горисполкома на два-три дома ящик-мусоросборник и регулярно опорожняй его — уверен, никто не будет в лесу устраивать свалку.

И еще приведу выдержку из читательского письма. «Надо закрепить участки леса за предприятиями и организациями города и силами общественности навести там порядок, организовать надлежащую, охрану леса».

Хорошее предложение, но оно так и останется предложением, если городской исполнительный комитет Совета народных депутатов не возьмется за исполнение обязанностей, возложенных на него Законом об охране природы в РСФСР. Именно горисполкому приданы функции контроля за соблюдением учреждениями, предприятиями, организациями и гражданами действующих законов по охране природы. И только он может объединить и скоординировать усилия многочисленных организаций, заинтересованных в охране и благоустройстве зеленой зоны.

А пока этого нет, все вышеназванные проблемы остаются открытыми.

«Ленинская правда», 30 мая 1981 года

фото Олега Холодилова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика