А. Бетев
Около надводного сооружения на Иртыше стоит самолет. Вокруг него копошатся люди.
— Сейчас начнется взлет, — сообщает начальник аэропорта Михаил Иванович Новосадов. Пропеллер приходит в движение, но самолет сначала не трогается с места. Вот он отплывает от площадки на несколько метров в сторону, срывается с места и начинает скользить по поверхности реки. Водяные лыжи с трудом рассекают воду, и вслед за ними поднимаются фонтаны. Машина быстро набирает высоту, пролетает над пароходами, затем делает разворот, ложится на курс и проходит над нами.
— Бородкин — сам командир звена полетел, — сказал Новосадов, провожая самолет глазами. — Сложное задание предстоит ему выполнить. До окончания светового дня шесть часов остается. После захода солнца легкомоторная авиация стает на прикол. А ему надо трехсоткилометровый путь преодолеть. Причем ветер встречный. В другое время может быть и не отпустили бы. Но сегодня надо. Хирурга повез на операцию. Человека спасать полетел.
В это время с реки таким же порядком сделал взлет другой самолет.
— А этот летит наблюдать за лесами. Как зеницу ока, бережем мы зеленые богатства округа — леса.
— Знаете, большое это счастье в гражданской авиации работать,—продолжал он задумчиво. — В нашей стране она хорошо служат нашему мирному делу. Даже трудно сказать, в каких отраслях хозяйства авиация не применяется. На самолетах возят почту, людей, уничтожают саранчу, подкармливают растения, ведут прополку посевов от сорняков.
Мы садимся в двадцатиместный мотобот и плывем на ту сторону, где на пологом берегу стоят, выстроившись в ряд, красивые, точно птицы, готовые вот-вот взмыть в воздух воздушные корабли. Это сухопутный аэродром.
В аэропорту Самарово ожидается прибытие самолета из Тюмени, который следует в Салехард.
Как на железнодорожном транспорте поездами, так и самолетами тоже руководят диспетчеры. За радиоаппаратурой Вера Никитична Криволапова. То и дело она подает в эфир команду. В ответ в микрофон слышатся донесения — четкие, короткие, ясные. Ясные они, конечно, относительно. Из кабины самолета в микрофон разговор приходит месте с шумом мотора.
Когда-то Вера Никитична сама была летчицей. Так положено: диспетчеры гражданской авиации все из бывших летчиков. Много воздушных дорог исколесила она в свое время на Севере. За самоотверженный труд и безупречную работу в гражданском воздушном флоте она награждена орденом «Знак почета».
В аэропорту немало ветеранов гражданского воздушного флота. Начальник аэропорта Михаил Иванович Новосадов — бывший боевой летчик. Он награжден двумя орденами боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны, многими медалями. Орден Трудового Красного Знамени он получил за успешную работу в гражданском воздушном флоте.
Диспетчер командует на дальних расстояниях. Как только самолет заходит в зону аэропорта, команду принимает руководитель полетами. Из специального радиоцентра он руководит самым трудным и ответственным в пилотаже — посадкой и взлетом.
В радиорубку усаживается Новосадов. Невысокий смуглолицый с острыми черными глазами человек — он сразу меняется, сосредоточивается.
Самолет не заставил себя долго ждать.
— Разрешите посадку, разрешите посадку. Прием.
— Посадку разрешаю,— отвечает Новосадов.
Он быстро в кратких, точных выражениях передает пилоту данные погоды, необходимые сведения и дает команду, как сделать посадку.
Связь прерывается с самолетом. Но в ней уже исчезает надобность. Самолет приближается к аэродрому. Точно по указанию руководителя полета он делает посадку, немного пробегает по зеленому полю и выруливает туда, где поджидают пассажиры.
К «АНТ-2» устремляется сразу несколько человек. Работники отдела перевозок во главе с Владимиром Александровичем Шишкиным помогают сойти прилетевшим пассажирам и дружно берутся за выгрузку груза. Пока летчики оформляют в конторе документы, техническая бригада готовит самолет к новому перелету. Баки заливаются горючим, проверяются шасси, планер, моторы, сложнейшие приборы, радиоаппаратура. Это делают Алексей Романчук, Айбакеев Сулгат, Василий Кайгородов. За полчаса надо проверить и просмотреть тысячи деталей. Но работники технического обслуживания действуют без суеты, уверенно. Все будет просмотрено и проверено к вылету.
Когда из отдела перевозок идут сопровождаемые пассажирами пилоты, самолет уже полностью готов.
Вот за последним пассажиром захлопывается дверца — и самолет идет на старт, туда, где разложены брезенты буквой «Т». Здесь самолет остановился. Но вот взмах красного флажка, и он ринулся вперед. Несколько секунд — и он парит над землей, набирая высоту.
— В добрый путь! — провожают его рабочие аэродрома.
— В добрый путь, — говорит и девушка — молодой инженер, прибывшая с этим самолетом в Ханты-Мансийск на работу.
«Сталинская трибуна», 3 июля 1955 года
