Павел Викторович Дубровин, первый заместитель генерального директора АО «Югра-Сервис К»
Несколько строк истории
Ханты-Мансийск — город небольшой, провинциальный, тем не менее, является столицей округа. Пятизвездочных отелей здесь нет, главной гостиницей была «Югра» в центре города. Готовясь к Международному фестивалю финно-угорских народов, «Югру» перестроили, добавив комфортности. В это же время канадские специалисты быстро построили строгое по архитектуре здание бизнес-центра, где занять помещение под офис было хоть и дорого, зато престижно. Оба здания — «Югра» и бизнес-центр — были объединены в акционерное общество «Югра-Сервис К», которое учреждено администрацией округа и членами трудового коллектива.
Трудится здесь 300 человек, хотя можно сказать и по-другому: почти каждый сотый житель Ханты-Мансийска является сотрудником одного из подразделений компании. Их стало десять — гостиница, бизнес-центр, два ресторана, промбаза, фингородок и так далее. Средний возраст работающих — 30-35 лет. Диапазон профессий и специальностей огромен — более сорока, от дворников до инженеров-программистов, менеджеров.
Принципы руководства
Руководство коллектива — молодые, энергичные люди. Генеральному директору всего 31 год, его заместителям — от 26 до 40, но все имеют достаточно большой опыт руководящей работы в условиях рыночной экономики.
В ближайшее время намечено расширение гостиничного хозяйства, а, значит, и увеличение персонала. Имидж фирмы поднимается, и специалисты должны соответствовать ему. Значит, их надо отбирать. Такие курсы будет организовывать «Югра-Сервис К» совместно с окружным центром занятости населения на базе «Югра-Сервис К».
Направление обучения — сервисное; профессии: менеджер, официант, переводчик. Обучаем работе с компьютерами. Такие курсы будут постоянными, иногда изменяем профессиональное направление. В недалеком будущем станем обучать профессии егеря, лесотехника и даже этнографа, но об этом разговор особый.
Наш генеральный директор Игорь Витальевич Колесников и его брат Дмитрий, возглавившие компанию в феврале 1995 года, начинали свою деятельность в Березовском районе с создания частной телевизионной студии эфирного вещания в 1992 году и где до настоящего времени функционирует построенная и принадлежащая им сеть торговых предприятий: промышленно-производственная база и завод по производству пива.
В моей биографии — создание в 1990 году торговой фирмы «Белая Русь», к тому же я прошел школу организаторской и кадровой работы в окружном комитете комсомола, где работал сначала заведующим отделом сельской и национальной молодежи, а потом начальником аппарата. Возглавлял предприятия, эксплуатировавшие такие бытовые объекты, как гостиница «Югра», кафе, торговый комплекс, имевшие значительный автопарк и речной флот.
Наверное, отсюда и стремление АО «Югра-Сервис К» к использованию новейших технологий, последних достижений науки и техники, экономики и менеджмента. На сегодняшний день компания закончила компьютеризацию всех систем управления отделами и объектами своего предприятия (часть программ написана специально для АО «Югра-Сервис К»), сформировала новые подразделения (гостиничное телевидение, отдел рекламы и печати), установила собственные телефонные станции, оснастила все службы средствами оперативного управления (нашим клиентам очень непривычно видеть радиостанции в руках горничных).
Для коллектива очень важно выполнить все требования для присвоения гостинице звезд, улучшения сервиса и приближения качества услуг к мировым стандартам. Поэтому в гостинице открылись сауна и бильярдная, работает зубоврачебный кабинет, организована торговля национальными сувенирами, в стадии открытия находится казино.
Кстати, одновременно с началом реконструкции кафетерия гостиницы «Югра» мы подали заявку в город с просьбой предоставить помещение кафе «Рябинушка» для организации детского кафе, предложили в сжатые сроки сделать капитальный ремонт, сменить оборудование и пустить в реализацию собственную продукцию (стоимость пирожного в ресторане «Югра» — 2-3 тыс. руб.). Администрация города сначала пообещала, однако потом изменила свои планы и, как говорится, воз и ныне там. Что же, будем строить в другом месте.
Несмотря на то, что, как и почти все предприятия, компания испытывает немалые финансовые затруднения (неплатежи арендаторов ломают все финансовые схемы), использование пластиковых карточек Ханты-Мансийского банка принесло свои плоды — сегодня АО «Югра-Сервис К» практически не имеет задержек с выплатой заработной платы. Заработок, например, у горничной — два млн рублей. К тому же все работники съездили летом в льготные отпуска.
Богатство предприятия — его люди
На компанию возложена одна из самых ответственных задач — показать лицо города и округа, встретить гостей, провести встречи и обеспечить проведение протокольных мероприятий. За свою небольшую биографию компания по поручению руководства администрации округа принимала у себя президента Венгрии, послов Германии, США, Канады, руководителей высшего ранга Российской Федерации и многих зарубежных стран, крупнейших бизнесменов и финансистов мира, участвовала в проведении международных и окружных мероприятий, проведении деловых встреч и переговоров.
Дело это сложное и хлопотное, коллективу приходится работать по 24 часа в сутки, приходится оперативно реагировать на любую ситуацию. Наверное, поэтому у нас в коллективе говорят не «мы подумаем», а «мы сделаем». Благодаря высокой квалификации работников компании удавалось с честью выходить из самых сложных и непредвиденных ситуаций. И все это не остается незамеченным.
В Книге почетных гостей предприятия — отзывы с благодарностью за оказанное гостеприимство и сервис, профессионализм и доброжелательность работников компании, за созданный уют и атмосферу праздника. О специалистах инженерно- технической службы и говорить не приходится, все знают, что здесь работают специалисты высшей категории. Сфера их деятельности — от производства строительно-монтажных работ (компании приходится собственными силами доводить объекты, проводить благоустройство, устранять неполадки) до эксплуатации импортного оборудования (смех и грех, из трех действующих лифтов в городе — два находятся в «Югре»). Но несмотря на большую загруженность коллектива, компания ставит перед собой новые задачи.
Перспективы развития
По поручению заместителя главы администрации ХМАО по внешнеэкономическим и внешрегиональным связям г-на Г.Д. Олейника компании было поручено разработать программу развития туризма на территории ХМАО. Англия теряет туристов — мы их приобретаем.
Что она подразумевает и что даст ее реализация городу и округу? Ответ не нужно долго искать — это рабочие места со стабильным доходом, это развитие всех предприятий инфраструктуры, это повышение благосостояния людей, улучшение экологической обстановки и огромный приток средств в бюджет города и округа. В моду входят тихие места в Сибири — глухие и дикие (на взгляд европейского сноба), и разве не подходит на эту роль наш округ, до сих пор никак не избалованный даже российскими туристами.
Направления туризма разноплановы, соответственно состоянию здоровья, пожеланиям туриста и его финансовой состоятельности — активный отдых, лечебно-оздоровительный, геолого-коллекционерный, спортивная охота… Задача специалистов — соединить интересы российских и зарубежных туристов, природные ландшафты, национальный колорит края, материальные возможности фирмы, времена года.
Маршруты будут водные, с использованием живописных мест, пешие, с использованием авиации. К разработке тематики экскурсий привлечены люди, знающие край, его историю, культуру, специалисты самых разных ведомств.
Использование природы будет разумным
В настоящее время первый этап программы «Туризм-2002» перешел из стадии разработки в стадию реализации. Реконструируется база на минеральном гейзере в Березовском районе, разрабатываются проекты строительства нового отеля, охотничьего клуба, базы обеспечения.
Иностранные туристы — категория людей, на наш патриархальный взгляд, избалованных сервисным обслуживанием. Как не вспомнить африканское сафари, изумительно описанное Хемингуэем. Помните одного из его героев — богатого любителя охоты Макомбера? В лагерь его доставили на руках довольно большой свиты, в которую входили повар, бой, носильщики, ружьеносцы и белый охотник-проводник. Макомбер только стрелял во льва, буйволов, в случае неудачи его «подправлял» охотник-профессионал.
Так было во времена Хемингуэя на просторах Африки.
Животный и растительный мир в округе богат не менее африканского и, конечно же, привлекает любителей охоты, рыбалки и просто чистых таежных мест, но это только одно из направлений туризма, правда, самое доходное. Для создания первого туркомплекса полного цикла заключен договор с Ханты-Мансийским отделом охотничьего хозяйства. Определены места строительства охотничьих баз (две уже строятся), проложены первые семь маршрутов.
Туризм и охрана природной среды крепко связаны между собой, наше первое непременное условие: при строительстве запрещено вырубать лес, ни одного дерева, материалы для строительства привозные, полная утилизация бытовых отходов, автономное снабжение водой и электроэнергией. Жизнь туристов в тайге будет комфортной.
Любой житель округа может спросить: «Не получится так, что за большие деньги богатые туристы истребят всех наших животных?» Конечно, нет. Отдел охотничьего хозяйства разработал механизм прохождения охотминимума, условия хранения оружия и получения его на руки. Согласованы сроки и расценки на все виды охоты и рыбной ловли, обработки трофеев и вывоза их за границу России. Браконьерство исключено, поведение туристов будут контролировать охотоведы, местные сотрудники фирмы. Средства, полученные отделом охотничьего хозяйства от туризма, пойдут на биотехнические мероприятия, подкормку животных, словом, на воспроизводство их поголовья, но тема эта — достаточно емкая и на ней мы остановимся отдельно.
«Новости Югры», 12 октября 1996 года
