Жизнь во благо. Окончание

Валентина Ивановна Ахтямова

…Моя первая командировка была в Казымскую школу по выполнению закона о всеобуче. Исполнение закона о всеобуче в 1950-е годы рассматривалось на уровне государственной проблемы. Этими вопросами были озабочены партийные и советские органы, руководители колхозов и совхозов. Выделялись средства для сбора детей из оленеводческих стад, с мест добычи рыбы, из отдалённых населённых пунктов. Сентябрь, октябрь были месяцами беспокойной жизни инспекторского аппарата отдела. Все находились в разъездах по школам, не принимались во внимание никакие доводы, ни семейные обстоятельства, ни личные причины. Совместные усилия давали результаты — район успешно решал вопросы всеобуча.

Жизнь всегда преподносит поучительные примеры. Так, на памяти сохранился один случай: в район был направлен инспектор областного отдела народного образования для оказания помощи в сборе детей. При полёте в стада Саранпаульского совхоза ему не отдали ни одного ученика. Родители требовали моего личного участия в сборе детей. Получив упрёк от родителей, я впредь старалась собирать детей только сама.

Пятидесятые, шестидесятые годы — время начала разработки газовых месторождений. В Березовском районе были открыты первое газовое месторождение, первый газодобывающий участок, первое газодобывающее управление страны, первый газопровод Игрим-Серов. В район прибыли отряды геологов, геофизиков, строителей. Создавались новые предприятия, партии глубокого бурения.

Увеличилась потребность в школьных зданиях, интернатах, детских садах. В Игриме, куда был переведён Берёзовский газодобывающий участок, на базе которого было создано первое в стране Игримское газодобывающее предприятие, занятия в школах велись в три смены.

Апробировались новые методики преподавания. Повышенные требования выдвигались к подготовке педагогических кадров. Знания на уровне учительского института для меня, инспектора школ, а с марта 1959 года заведующей отделом были недостаточны. К моим заботам по организации и развитию образования в районе добавились заботы о выполнении программы заочного обучения в Тюменском педагогическом институте. В те годы не было дополнительного отпуска для заочного обучения, и весь очередной отпуск был посвящён учёбе, тем более что на сессию я выезжала раз в год, летом. В период между экзаменами необходимо было сходить в областной отдел народного образования, на базу снабжения и так далее. В общем, профессиональные заботы продолжались и в Тюмени. В 1960 году я успешно завершила учёбу в институте.

Сейчас трудно поверить, но в те годы три инспектора и два методиста педагогического кабинета организовывали проверки, в основном, всех школ, интернатов, детских садов. Инспектора, методисты, не говоря о заведующей, буквально «не вылезали» из командировок.

Самоотверженности учителей тех лет можно только поражаться. В Нумто, Юильск, Помут учителя Молокова Нина Семёновна, Ангашупова Степанида Павловна, Анкина Варвара Алексеевна «добирались» пешком, неся на себе учебники, тетради, мел для первых занятий.

А сколько ночей провели в поездках — не счесть. Было принято вечером провести педсовет по итогам проверки и ночью выехать в другую школу на лошадях или оленях, чтобы с утра на следующий день успеть на уроки.

Дорожных приключений инспекторов и методистов хватило бы на целый роман. Например, однажды инспектор Тюстина Анна Михайловна возвращалась одна из Шайтанского детского дома. Когда она доехала до Башкова Сора (у Березово), то выяснилось, что снег размело, и кругом был голый, скользкий лед. Лошадь, на которой она ехала, не была подкована и, едва ступив на лед, начала скользить и падать. Что делать? Анна Михайловна сняла большую дорожную шаль, бросила ее под ноги лошади и провела ее по шали несколько метров. Затем шаль вытащила и опять бросила перед лошадью. Несколько часов потребовалось ей, чтобы таким образом пересечь сор.

Особое место занимали заботы о Шайтанском детском доме. Там не хватало кадров, здания, построенные в 1930-е годы, требовали ремонта, финансирование было недостаточным. Наконец, наши многочисленные обращения к областному отделу образования с просьбой решить вопрос о детдоме: либо начать новое строительство, либо закрыть его, были услышаны. В 1960 году детский дом в Шайтанке закрыли.

А сколько сил, времени было отдано проблемам ликвидации неграмотности среди населения! Месяцами инспектора и методисты, учителя, назначенные проводить ликвидацию неграмотности, «бились» над решением этой проблемы. Я не берусь анализировать полезность и результаты этой акции, но работники народного образования стремились ее выполнить. А сделать это было очень непросто.

Вот один пример. Пробыв месяц в стадах Казымского совхоза по ликвидации неграмотности среди оленеводов, я с начальником Казымской культбазы Каксиным Василием Ивановичем возвращалась на базу. Удивительно мудрый, добрый человек, заботился по-отцовски обо мне во время поездки. Подъехав на оленях к реке Амня (культбаза находилась на другом берегу), мы увидели, что начался ледоход. Было выше наших физических сил ждать его окончания. Тогда, обвязав вокруг себя верёвку, с хореем в одной руке, балансируя другой, я по движущейся льдине перешла на сторону культбазы. Подобных случаев было немало. А как жутко было ночевать в Юильском бору среди стонущих вековых сосен!

За подготовку школ к 1972/1973 учебному году район был удостоен министерской премии в размере 700 рублей. По тем временам это была высокая оценка. Удалось создать необходимые школьные места, открыть новые интернаты и детсады, улучшить быт родителей при помощи партийных и советских органов, председателей колхозов и совхозов, руководителей предприятий и организаций.

Перейдя в 1973 году на партийную работу, я ещё длительное время жила проблемами школ, интернатов, детсадов и, конечно, учителей. Все-таки 20 лет я прожила заботами о школах, учителях, детях. В командировках я всегда считала своим долгом посетить школу, интернат, выслушать просьбы учителей и воспитателей и решать их на уровне райкома партии.

Заведовать отделом пропаганды и агитации в райкоме КПСС — ответственное дело, требующее обширных знаний не только по народному образованию, но и по экономике, отраслям производства, здравоохранению, культуре. А чтобы выступить перед населением по той или иной теме, требовалось тщательно изучать документы, хорошо владеть разговорной речью, иметь хотя бы элементарные знания по политической жизни страны. А сколько сил и знаний было необходимо, чтобы организовать сеть политической и экономической учёбы, политдни, политинформации, выборную агитацию, торжественные заседания! Любой прокол подлежал обсуждению на аппаратном совещании отдела либо на заседании политбюро. Я была секретарем партийной организации районного комитета, а затем и исполкома районного Совета.

Конечно, командировки продолжались, но в основном в крупные населённые пункты. На строительство трассы газопроводов, в оленьи стада выезжали инструктора — мужчины. Из нашего отдела «пропадал» на трассе инструктор Лисов Александр Яковлевич.

Оленьи и лошадиные упряжки заменили самолёты, машины, вертолёты. Да и быт в командировке стал более комфортным: в гостиницах, а не в интернатах и школах.

Напряжённая работа в райкоме партии вознаграждалась ежегодным, обязательным трудовым отпуском с предоставлением по желанию санаторно-курортного лечения. Работая в отделе народного образования, я по три года не была в отпусках, а если отпуск и предоставляли, то в основном в зимние месяцы.

Работа в аппарате райкома партии в течение 14 лет дала мне практические знания по составлению и исполнению документов, опыт общения с руководителями предприятий и организаций. Все это, несомненно, пригодилось в моей дальнейшей работе в архиве. В этом плане с уважением вспоминаю заведующего общим отделом Фатеева Владимира Фёдоровича.

Наступило время задуматься об уходе на пенсию. Тем более, что в этот период судьба преподнесла мне испытания: трагически погиб племянник, единственный сын старшей сестры, не пережив этой утраты, скончалась через пять месяцев мама, тяжело заболела сестра. Так в течение полгода наша семья, а жили мы все вместе, потеряла двух самых близких людей.

Не знаю, кого благодарить — первого секретаря райкома партии Филипенко Александра Васильевича или председателя исполкома районного совета Нагимуллину Ольгу Александровну — за внимательное и чуткое отношение к моей дальнейшей судьбе.

Я оформилась на персональную пенсию и приняла районный архив.

Не хочу описывать состояние помещения районного архива, документов, научно-справочного аппарата. Но я, не зная сути, взялась за эту работу. Поехала за рекомендациями в областное управление архивов, кое-что поняла, хотя бы терминологию. В управлении «обрисовали» состояние дел в нашем архиве, дали рекомендации.

Довести помещение архива до требуемых правил, конечно, не удалось, но провели ремонт, заменили стеллажи на металлические, отвоевала ещё одну комнату под хранилище. Я начала работу по наведению порядка в описании документов в ведомственных архивах. Безусловно, сил было положено немало, тем более, что 6 лет я работала одна…

…Я — почётный житель Берёзовского района, награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», «Ветеран труда», благодарственным письмом Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, Почетной грамотой Думы Ханты-Мансийского автономного округа. Имею звание «Отличник народного образования».

2005 г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика