М. Скосырев, командир 2-го северного добровольческого отряда под командованием П.И. Лопарева
Полвека — время немалое, кое-что забывается, бледнеет в памяти. Но есть события, над которыми время не властно. Вот и мне не забыть своей тревожной молодости, когда совесть позвала меня на бой за молодую Советскую власть.
Что было, то было. Когда я в 1919 году вступал в отряд П.И. Лопарева, некоторые односельчане отговаривали от этого шага: молодой, мол, куда идешь. Но я благодарен тем, кто одобрил мое решение. И хоть было мне, 16-летнему юноше, порой трудно, очень трудно, я ни разу не усомнился в правильности выбранного пути. Ни разу! Даже тогда, когда меня в 1921 году у деревни Ворона бандиты вели на расстрел.
Откуда была такая убежденность? Ответ может быть один: вера в правоту революции, трудового народа. Много было пережито за короткие 16 лет.
До сейчас не могу забыть слезы матери, когда она стояла на коленях перед купцом Фисуновым и ради бога просила пуд муки. Семья голодала, он знал об этом и… отказал.
Советская власть была родной. Поэтому я и взял в руки оружие, пошел ее отстаивать.
Читатели знают из истории гражданской войны на Обь-Иртышском Севере, что партизанский отряд Лопарева свою задачу выполнил успешно, с белогвардейщиной было покончено, по всему Северу создавались Советы.
Меня, несовершеннолетнего, в Красную Армию не призвали. Пошел добровольцем. Далеко завели фронтовые дорога. Польский фронт, Петроград, штурм Кронштадта. И все бои, тяжелые бои. Вместе со мной воевали друзья по северному партизанскому отряду Сеня Карлин, Гриша Оленев, Степан Васильевич Конев, Василий Шаламов, Дмитрий Ванштель, Захар Кугаевский, Евдоким Андреевич Шмонин, Яков Варфоломеевич Звягин.
…Тюменский пересыльный пункт при губвоенкомате забили до отказа солдаты, возвращающиеся с западных фронтов. Нам домой попасть трудно: на Севере бушует кулацко-эсеровское восстание. Это был 1921 год.
В тот вечер к нам на пересыльный пункт пришла П.И. Лопарев и А.П. Никифоров. Платон Ильич сказал, что имеет полномочия на создание 2-го северного добровольческого отряда. Ночь прошла в собраниях и митингах. Мы, самаровские, высказали свое мнение: сидеть сложа рука нельзя, надо снова браться за оружие, коли Советская власть в опасности.
К утру в отряд записалось 54 человека. Предстоял нелегкий марш в тыл к бандитам. Надо было пройти на лыжах 500 километров, нести на себе оружие, боеприпасы, продовольствие.
12-14 марта 1921 года отряд был сформирован. Командиром приказом по губвоенкомату назначен П.И. Лопарев, политруком — А.П. Никифоров (он геройски погиб в Лорбинском бою, похоронен в Елизарово), командиром роты — Варлаам Панов, командирами взводов — П.Е. Власов, С.П. Доронин и я.
Отряд сражался в неимоверно трудных условиях, терпел холод и голод, но смело выдерживал натиск в десятки раз превосходившего по численности противника и побеждал. Помогали спаянность, беззаветная преданность революции, умелое руководство отрядом и личная отвага П.И. Лопарева.
И снова, как в 1919 году, наш добровольческий отряд очистил родной край от контрреволюционной нечисти, и снова Советы восторжествовали. Это был май 1921 года.
…Как поется в песне: «Мы шли под грохот канонады, мы смерти смотрели в лицо…». И забыть этого нельзя. Многие мои друзья, дорогие, люди, остались на поле боя.
Жертвы были принесены, и кровь пролилась за то, чтобы люди построили новую жизнь. И они ее построили.
Я вспоминаю наши заснеженные партизанские тропы, ледяное безмолвие огромного, пустынного края… Волею Коммунистической партии советские люди край этот преобразили сказочно. Там, где мы с боями шли полвека назад, бегут поезда, поднимаются нефтяные вышки, в школах учатся дети, в больницах борются за жизнь человека. Живут на земле нашей счастливые люди.
Вот это и есть Советская власть, которую мне довелось защищать.
«Ленинская правда», 7 ноября 1967 года