От слов перейти к делу

А. Бетев

Если смотреть на Ханты-Мансийский детский лечебный санаторий с берега Иртыша, нельзя не поддаться чувству восхищения. На высокой террасе, утопая в зелени величественных кедров и елей раскинулись его деревянные корпуса, различные сооружения и постройки. Но, к сожалению, в санатории, расположенном в чудесном уголке природы, пока не создано условий для хорошего, здорового отдыха и лечения детей.

Еще зимой вопрос об открытии детского лечебного санатория много раз обсуждался и в окружном отделе народного образования, и в окружном комитете ВЛКСМ, и в окрздравотделе. Но, как это иногда бывает, за разговорами самое существо дела оказалось забытым. Шуму получилось много, а когда с пристани позвонили, что из Микояновского района прибыла первая группа детей, известие об этом было встречено, как гром в ясный день. Окружной отдел народного образования так и не выделил для воспитательной работы в санаторий преподавателей, не подобрал пионервожатых окружком комсомола. Немного было сделано и окрздравом. Детям, прибывшим сюда, не довелось читать традиционных надписей: «Добро пожаловать». Кое-чем покормили, кое-как устроили на ночлег в красном уголке, потому что кровати еще покоились в чуланах. Мало радости принесли отдыхающим детям и последующие дни.

— А где наши воспитатели? — спрашивали ребята.

— Нет воспитателей.

— Нам нужен пионервожатый.

— И пионервожатых нет.

— Чем же будем заниматься?

— Чем-нибудь занимайтесь…

— Получилось недоразумение. Детей доставили раньше положенного срока. Открытие санатория должно было состояться позднее, 10 июня, — заявила по этому поводу заведующая окрздравотделом т. Сагандукова.

Если верить этому, то к 10 июня в санатории все должно было быть готовым. Но с тех пор прошло уже более полмесяца, а изменений пока никаких нет.

Дети только что пришли е экскурсии. Они вернулись раскрасневшиеся с зелеными пучками растений, букетами цветов.

— Экскурсия понравилась, но вот беда, — рассказывает пионерка из Микояновского района. — Я очень хочу узнать названия цветов и растений, а в этом никто мне не может помочь.

Хотели бы ребята узнать и еще о многом; они желают отдыхать, соединяя приятное с полезным, использовать экскурсии для познания природы, чтобы в новом учебном году было легче учиться в школе. Но окружной отдел народного образования так и не направил на воспитательную работу в санаторий ни одного преподавателя. Здесь всецело пользуются услугами школьников старших классов. Они, конечно, не могут дать того, что можно было потребовать от людей со специальным образованием. Удивительно ли, что среди ребят плохая дисциплина. Подростки не хотят подчиняться режиму дня, соблюдать тихий час, шалят.

В лечебном санатории детям скучно. Дело не только в отсутствии подготовленных воспитателей, которым под силу бы наладить кружковую работу, организовать увлекательные игры. Крайне бедна в санатории и база для работы с детьми. Красный уголок, например, пустует. Здесь имеются одни шашки, один разбитый патефон с десятью старыми пластинками. Говорят, имеется радиоприемник, но он неисправен.

С первых дней в санатории возникали затруднения с питанием. Сначала были перерывы в снабжении такими продуктами, как молоко, яйца, свежая рыба. В последнюю неделю доставка продуктов отрегулирована. Однако вопрос о питании ни в коей мере нельзя считать решенным. Хотя обеды выдерживаются по калорийности, но готовятся они невкусно. В столовой крайне бедно меню. Особенно плохо приготовляются мучные изделия. Причин к этому немало. Пищеблок рассчитан на обслуживание 25 отдыхающих, а в санатории их сейчас около ста. Повару и двум официанткам в день приходится чистить около 50 килограммов картофеля, мыть 800 тарелок и 300 стаканов. Конечно, думать о приготовлении добротной вкусной пищи здесь некогда. К тому же следует сказать, что кухня разваливается и требует немедленного ремонта.

Неблагополучно в санатории и с обслуживающим персоналом. Здесь не хватает санитарок, медсестер. Оказывается, как и на кухне, штатное расписание составлено из расчета обслуживания детского лечебного санатория на 25 человек. Между тем, доставка воды, например, сопряжена здесь с огромными трудностями. Санитарка с ведрами должна подняться по пятиярусной лестнице в 250 ступеней!

Но самое главное, самое важное в санатории — это, конечно, лечебная работа. Оказывается, и в этом здесь творятся вопиющие безобразия.

До сих пор, например, часть детой ни разу не прослушивалась врачом.

Долгое время вся лечебная работа в санатории была возложена на средний медицинский персонал. Лишь несколько дней назад, то есть спустя почти месяц после открытия, за детским санаторием был закреплен врач. Но т. Кропп с обследованием детей не торопится: на многих не заведены даже «истории болезни».

Надо сказать, что немалая вина в создавшемся положении заведующей санаторием т. Губиной. Сама она, как правило, появляется на работе не ранее 11 часов дня.

Детский лечебный санаторий нельзя назвать забытым. Его посещают различные комиссии, руководители учреждений. Многие видят недостатки и беспорядки. О детском лечебном санатории немало говорят в окрздраве, в окроно, в окружном комитете ВЛКСМ. Пора бы перейти от разговоров к делу.

«Сталинская трибуна», 28 июня 1955 года

Фото из семейного архива Владимира Старкова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика