Будет ли стоять памятник князю Самару на берегу Иртыша?

Письмо в редакцию: «Господа журналисты! В одном из майских номеров «Новостей Югры» прочитал обращение к жителям округа по поводу сбора средств на памятник князю Самару, жившему в XVI веке. Хотелось бы побольше узнать не только об этом князе (чем знаменит, в чем его заслуги перед жителями Югры), но и о фонде «Ойнас», который выступил с этой инициативой. А что думают по этому поводу представители интеллигенции малочисленных народов Севера, местные политики, общественные деятели? Предлагаю провести на эту тему дискуссию на страницах нашей окружной газеты.

С уважением Алексей Самойленко, Сургут»

За ответами на вопросы, которые заданы в этом письме, мы обратились в Ассамблею представителей малочисленных народов Севера думы автономного округа. И получили такой комментарий.

Фонд «Ойнас», созданный в 2003 году, поддерживает развитие творческих инициатив и проектов, направленных на сохранение этнического своеобразия коренных малочисленных народов Севера. Само название фонда — «Ойнас» переводится как «эхо». И подразумевает эхо, идущее из глубины веков, несущее заветы наших предков.

Общественный региональный фонд экологического равновесия, сохранения и развития традиционных ценностей коренных малочисленных народов Севера «Ойнас» выступил с инициативой создания памятника Самару, князю Иртышскому и Белогорскому.

Осуществление проекта — строительство памятника — преследует цель сохранения уважения к истории и традициям коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа.

Памятник предполагается разместить в черте городской застройки района Самарово, на берегу Иртыша. Памятник должен предусматривать ансамбль скульптурных изображений основателей остякских, вогульских объединений-княжеств: Алыча — князя Кодского, Лугуя — князя Ляпинского, Юмшана — Пелымского и других. Центральной фигурой памятника должно быть изображение Самара — князя Иртышского и Белогорского.

Самар — глава хантыйского рода, князь Белогорского княжества. Он укрепил Белогорский городок, превратив его в сильную крепость, подчинил своей власти 8 князцев. В 1586 году Самар в течение трех дней успешно отражал в Белогорском городке штурм казаков. В решающей битве под стенами крепости он погиб.

В памяти потомков князь Самар остался достойным сыном своей земли, как вождь и воин, с честью выдержавший выпавшие на его долю испытания. В конце XVI—XVII вв., его именем назывался Самаровский городок. Затем — Самаровский ям и, наконец, поселок Самарово.

Для осуществления проекта необходимо собрать 5 миллионов рублей и решить несколько задач: проведение конкурса по отбору эскизного рисунка памятника, оформление отвода земельного участка, и начать строительство памятника.

Памятнику быть!

Прочитав в окружной газете «Новости Югры» об открытии памятника князю Самару, решил высказать свое мнение. В пользу открытия памятника есть три убедительных (и не очень) довода. Первый — это благодарность потомков за удачно выбранное место под строительство поселения. Судите сами: далеко не везде встретишь такой вытянувшийся к реке мыс Прииртышской горы. К тому же и от места слияния Оби с Иртышом — рукой подать.

Довод второй — здесь центр излучения добра. Мне как пишущему человеку не раз доводилось беседовать с разночинным приезжим людом. Многие, проработав около года и убедившись, что в Ханты-Мансийске девять месяцев зима, а остальное — лето, уезжают в родные края со словами: «К черту. Всех денег не заработаешь, а холод уже в печенках сидит — не вернусь!!!» Но уже недели через три собирают чемодан и не в силах побороть неодолимое желание вернуться летят в этот проклинаемый и любимый город.

Довод третий (фантастический) — сюда, в Ханты-Мансийск, возможно, когда-нибудь будет перенесена столица России. Спросите почему? Отвечу — наш город находится почти в центре страны.

Возвращаясь к теме памятника, хочу вынести на суд читателей несколько практических предложений.

На мой взгляд, чтобы скорее собрать необходимую сумму денег, нужно заручиться обещанием скульптора — разместить на барельефе памятника фамилии меценатов и названия организаций, внесших, к примеру, сто тысяч рублей и выше.

Ну и последнее. Я бы желал видеть памятник князю Самару на площади Свободы, благо, постамент там уже есть, да и Ханты-Мансийск начинался с Самарово.

Р.S. Да простят меня читатели, но я забыл привести еще один маленький аргумент в пользу изваяния монумента. В нашем городе из памятников остался один — Лопареву, да и тот испуганно выглядывает из кустов — как бы не снесли, под горячую руку.

Николай Вторушин

Вспомнить все!

Итак, на изготовление памятника необходимо пять миллионов рублей. Собирать будем, как обычно, по людям, по предприятиям. Что получится в итоге? Деньги, безусловно, наберем. Помогут различные комитеты и фонды, свою лепту внесут окружные и муниципальные власти. Вопрос один — почему памятник именно князю Самару? Национальный колорит понятен. Идея сохранения памяти аборигенов, их традиций и истории — тоже. Однако вчитаемся в историческую справку. Князь Самар в течение трех дней успешно отражал штурм казаков и погиб. Что ж, хорошо, перед нами воин, который достойно защищал свою землю. Тогда давайте внесем предложение в Тобольске поставить памятник не «захватчику» и «оккупанту» Ермаку, а хану Кучуму, который, объединив свои усилия с вогулами, успешно отражал притязания казаков на сибирские земли.

Кому-то необходимо еще раз вернуть национальную справедливость. Только насколько она справедлива? Что прикажете делать потомкам тех казаков, которые пришли сюда в пятнадцатом веке, жили здесь, родили детей и тоже укрепляли славный городок Самарово. Собирать деньги на памятник герою атаману Брязге — ближайшему другу и сподвижнику Ермака, который воевал против Самара? Кстати, неплохая идея. Пусть в Самарово стоят два памятника, соответствующие исторической справедливости, — поверженный князь Самар и победитель Брязга. Естественно, крупнее и красивее будет тот памятник, на который меценаты соберут больше денег. Ну что ж, надеюсь, потомки казаков постараются не ударить в грязь лицом.

И еще одно. Неужели у нас, в Ханты-Мансийске, нет более реальных людей, которые принесли славу Югре и посвятили всю жизнь либо изучению округа, либо его процветанию? Их немало: Дунин-Горкавич, Лопарев, Чернецов и другие. Давайте будем ставить памятники им! И никто не будет в обиде…

Кстати, можно утверждать, что памятник князю Самару привлечет в Ханты-Мансийск большое количество туристов. Возможно, это так, если он будет размером со статую Свободы и художественная его ценность будет аналогичной. Я смею предположить, что пяти миллионов рублей на это не хватит.

Есть другой вариант, поставьте памятники Самару, Брязге и их сподвижникам-воинам. Возможно, это явится первым шагом некого признания большой исторической роли обеих фигур. Сделайте скульптурную композицию, покажите тех и других, раненых, уставших и нашедших в себе силы и разум жить на этой земле вместе, считать ее своим домом.

И последнее. В Самарово уже стоял памятник героям-комсомольцам. Где он? Не вписался в ансамбль площади? Или в исторические рамки нового времени? Странно. А это тоже наша история, хотя и неоднозначная…

Наталья Иванова

«Новости Югры», 14 июля 2005 года

фото Олега Холодилова

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика