Колхозу «Сибирь» — 40 лет

Л. Сумкин

БАТРАКИ

Испокон веков жили в Селиярово русские. В окрестностях было до десятка хантыйских юрт. Купец Рязанцев да дьякон Пономарев были самыми богатыми в глухой деревеньке, расположенной на крутом обском берегу. Рязанцев имел угодья, стрежевые невода, а дьякон умело пользовался верой людей в бога.

Русские и ханты ловили купцу рыбу все лето, а глубокой осенью получали расчет, его едва хватало, чтобы прожить кое-как месяц. Затем по окрестным деревням дьякон отправлялся в путь для сбора церковных податей. Денег не брал, только рыбу, пушнину, а у ханты — оленей. Словом, уезжал дьякон налегке, а через неделю-другую возвращался с целым обозом.

Так было и при попе Василии Успенском в середине прошлого века, так было при попе Иогане Дурыгине в конце века, так было и при дьяконе Пономареве в начале нынешнего века.

Мы не знаем, дружили ли Рязанцев с Пономаревым, но грабили они вместе с размахом.

НАЧАЛО ПЕРЕМЕН

По-старому все шло до 1919 года, до возвращения из армии солдат, повидавших новые порядки в России. Посмотрели они, как живут односельчане, и решили установить свою, крестьянскую власть. Организовали комитет, конфисковали у купца и дьякона все имущество. Передали невода, лошадей беднякам, закрепили за каждым угодья, и пошла жизнь по-новому.

Однако купцы да попы были еще сильны. Зимой 1921 года утопили они селияровоких комитетчиков Афанасия Фирсова и Андрона Сумкина. Подавить мятеж удалось только весной.

Снова началась мирная жизнь. Вскоре в деревне была создана кооперативная и интегральная торговля. Бывшие батраки в летние месяцы стали объединяться в артели. Рыбу садили в садки, а ранней зимой шли обозы с рыбой из Селиярово в Тобольск, Самарово.

ПЕРВЫЕ СТУПЕНИ

16 января 1931 года на сельском сходе крестьяне решили организовать северо-смешанную промысловую артель. Решили — и следующий день был первым рабочим днем в колхозе «Пролетарий». Все поглядывали на 15 семей, что стали жить коллективным хозяйством. Это четыре двора: Горшковых, Смолеевых, Собольниковых, Пачгановых. Комсомольцев пятеро, коммунистов нет, середняков — два, батраков и бедняков — восемь, служащих — пять. Первым председателем правления артели избрали Федора Федоровича Фирсова. Общественное хозяйство состояло к вечеру первого дня из 21 коровы, 10 нетелей, 14 телят, трех быков, 40 лошадей, 40 саней, семи телег, восьми лодок. Угодий, сенокосных и рыболовных — тысячи      гектаров.

Колхоз начал готовиться к первой путине, к первой посевной, первой стройке. Правление в составе Федора Фирсова, Ивана Паромова, Сергея Серебрякова, Ивана Шехирева, Андрея Парамова провело в тот год восемь общих собраний, 17 заседаний правления, на которых было решено 49 вопросов.

Политическим рычагом подъема хозяйства первые правленцы избрали широкую гласность всех своих дел и замыслов. И это давало плоды. Вскоре артель объединяла уже 76 хозяйств, среди них — шесть хантыйских. Появились и первые ударники в коллективном хозяйстве. Их имена знала вся деревня: рыбаки Филат Сумкин, Евгений Фирсов и Никифор Молоков, в полеводстве — Анна Сумкина, Матрена Горшкова, Елизавета Фирсова, в животноводстве — Анна Паромова, Фекла Паромова, Ольга Втюрина. Они служили примером.

Колхоз в 1935 году выловил 690 центнеров рыбы, от коровы получили по 600 килограммов молока, поставили 1 300 тонн сена, настригли по полтора килограмма шерсти с овцы, засеяли овсам, рожью и картофелем 17 гектаров пашни, построили скотный двор на 23 головы, оборудовали кузницу и водогрейку, срубили избушку в Чесновой для рыбаков. Общий доход колхоза составил 136 тысяч рублей.

К 1940 году хозяйство окрепло и выросло. Увеличилось поголовье скота, лошадей, создали свою звероферму серебристо-черных лисиц, появились конные плуги, бороны и грабли. Членов колхоза уже насчитывалось около 150 человек.

Правление сменило первый рычаг повышения производительности труда на второй: отлыниваешь от работы — из наших рядов вон. Летопись колхоза того времени хранит много примеров того, как «расправлялась колхозная масса» с лентяями и бездельниками. Только в 1936 году таких уволили семь человек.

И в эту же пору селияровцы поняли еще одно достоинство Советской власти. В 1937 году они узнали слово «депутат». Их земляк Лука Федорович Ернов из Балинских юрт стал депутатом Верховного Совета СССР.

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА

Не без основания можно предположить, что в лихую годину войны начал в душе селияровсиого мальчишки Саши Пачганова пробуждаться коммунист. Он видел, как девять мужчин-стариков, 35 женщин да два подростка совершали трудовой подвиг. Каждый колхозник выловил по пять с половиной тонн рыбы, вырастили урожай картофеля на тринадцати гектарах, ржи — ни двух, заготовили 350 тонн сена, надоили молока 38 тонн, кроме того, сдали много продукции в фонд главного командования. И все это сделали 47 колхозников артели «Пролетарий» за 365 дней 1943 года.

Особенно отличились в труде Таисья Паромова, Пелагея Плесовских, Федора Горшкова, Елена Втюрина, Татьяна Фирсова, Прасковья Терлеева.

Са.ща Пачганов видел, как Татьяна Фирсова в тот год написала заявление в партию. Видел и он, и его сверстники, как их матери в длинные-предлинные зимние ночи не могли уснуть: нет, не от усталости, а от того, как там, на фронте? Как муж?

90 мужчин ушлю на фронт из Селиярово и окрестных деревень. Имена их, вернувшихся и погибших, хорошо помнят здесь. Рыбак Евгений Павлович Дробинин погиб в 1942 году на Смоленщине, ветеринар Давид Алексеевич Сединин погиб второго мая 1943 года, рыбак Иван Гаврилович Швецов — под Ленинградом, учитель Алексей Леонтьевич Сорокин там же, Филимона Рыбьякова, Кондрата Куликова, Афанасия Разбойникова, Ивана Конева и многих других не дождались домой.

Селияровцы на фронтах войны не кланялись пулям, а упорно шли вперед и вперед.

И сейчас, когда увидит один фронтовик, что надел знаки доблести другой, так сразу домой — что я хуже — наденет тоже свои ордена и медали. И вот уже идут по деревне опаленные войной солдаты во главе с Александром Петровичем Горшковым. Храбр был в бою командир орудия, а нынче председатель артели Горшков. Орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда» и «За освобождение Праги». На фронте он и коммунистом стал.

РАСТИ И КРЕПНУТЬ

«Даешь пятилетку в четыре года!» — под этим призывом трудились рыбаки округа в первую послевоенную пятилетку. Это был лозунг и селияровцев. Общий доход колхоза «Пролетарий» составил в 1950 году 225 тысяч рублей. Рыбы добыто 3 000 центнеров, от коровы удой составил 1 300 килограммов, увеличилось поголовье серебристо-черных лисиц. Колхоз построил детясли, новый скотный двор, водокачку, птичник. Пополнился тракторный парк, самоходный флот, построена первая электростанция.

Тэбээски да два метчика были не очень-то мощными, но революцию в хозяйстве они все-таки сделали. Они не стояли подолгу у берега, а все время были в пути. И заслуга в этом — Николая и Владимира Сондыковых, ханты по национальности, и Василия Шумакова. Поистине эти судоводители были вездесущи: в один и тот же день их можно было встретить и у рыбаков в Чесновой и Таловой, на Челпане и на Малнашкином сору, в Бале и Чебуково.

Тракторный парк. Здесь замечательным трактористом показал себя Валентин Болваков. Он поспевал и пахать, и навоз возить, и сено заготовлять, и урожай картофеля убирать.

Славно трудились в эти годы звероводы Таисья Раишева, Лидия Захарова, сестры Иврины, возглавляемые старейшим колхозником Евгением Степановичем Фирсовым, давали выход 35—38 щенят от 10 самок серебристо-черных лисиц. Пример в рыболовстве показали Николай Сондыков, Михаил и Геннадий Горшковы, Александр Кононов, бригадир рыбодобычи коммунист Виталий Иванович Конев. Именно ему было поручено стать тогда башлыком на Долгоплесоаском стрежевом песке.

В это время колхозники впервые приступили к облавливанию глубинных водоемов. Звенья возглавили председатель колхоза пятидесятитысячник Максим Никифорович Молоков и его заместитель, нынешний председатель Александр Петрович Горшков.

Ударниками в животноводстве по праву считали Августу Петровну Спиридонову и коммуниста Татьяну Афанасьевну Фирсову, Полину Евстафьевну Китайкину. Они первыми перешагнули полуторатысячный рубеж надоя молока. Тон в работе в конце пятидесятых годов задавали также Семен Петрович Сигарев, Василий Васильевич Чукомин, Савелий Полуэктович Гридин, Семен Захаров. Благодаря усилиям всех колхозников Селияровская артель превратилась к 1960 году в многоотраслевое хозяйство, а стоимость трудодня достигла 14 рублей.

В 1964 году рыбартель «Сибирь», так стал называться колхоз в эту пору, перевыполнила государственные задания по поголовью общественного скота, сдаче мяса и надоям молока.

ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ

Рыболовство всегда было основной высокодоходной статьей коллективного хозяйства. И в этом артель «Сибирь» снискала себе славу. Вот вехи успеха минувшего года. Готовясь к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, рыбаки добыли в первом квартале рыбы вместо пятидесяти центнеров — триста. План девяти месяцев выполнили на 401 процент, а план четвертого квартала перекрыли вчетверо. В юбилейном году рыбартель была удостоена Второй Всероссийской премия Министерства рыбного хозяйства РСФСР, занесена в Книгу почета Министерства.

Лучшими рыбаками называют Николая Сондыкова, Геннадия и Михаила Горшковых. Сондыков слывет мастером неводного лова. Сопутствует его успеху постоянный поиск. По нескольку дней не бывая дома, без устали ищет он рыбу на самых дальних угодьях. Добыть за двадцать дней двадцать тонн в зимних условиях не всем удается. А звено Николая Михайловича это сделало в канун 40-летия округа. Он депутат Ханты-Мансийского районного Совета.

Заслужил эту честь и другой знатный рыбак колхоза Михаил Васильевич Горшков. Он депутат окружного Совета депутатов трудящихся. Михаил Васильевич слывет самым старательным промысловиком. Ни стужа, ни летний зной, ни осенняя слякоть не удерживают его. Около пятидесяти тонн рыбы добыл он со своим звеном в последнем году пятилетки.

Геннадий Васильевич Горшков, пожалуй, лучше всех знает все рыбацкие угодия в окрестностях Селиярово. Любимая его ловушка — режовки. Но не менее удачлив он в неводном лове. Умело применяет котцы и фитиля. В конце года вместе со звеном облавливал Чебуковскую протоку. Его подарок юбилею колхоза весомый — около тридцати тонн рыбы сдал он только в декабре.

Эти три ветерана более тридцати лет отдали родному колхозу. Гвардейцами рыбацкого промысла называют в Селиярово коммуниста Павла Акишева, звеньевого Александра Кононова, бывшего военного моряка ханты Сову Вэнго.

Колхозники выполнили социалистические обязательства за минувший год: довели годовой доход до 166 тысяч рублей. Впервые за историю своей артели доярки перебрались за двухтысячный рубеж в надоях молока. Это заслуга животноводов П. Деменевой, Е. Шумаковой, А. Земляных.

Минувшим летом на пашнях артели впервые начали выращивать картофель без ручного труда. С этим блестяще справился Владимир Пачганов, механик колхоза. С каждого гектара он собрал по 75 центнеров клубней.

Немалый доход колхозу нынче дала и звероферма. Лучшей здесь считается зверовод Евдокия Раишева, умело организует работу звероводов заведующий фермой ветеран артели Влас Васильевич Горшков.

РУКОВОДИТ ПЯТЬ ЛЕТ

Александр Петрович Горшков. Есть у этого человека две «слабости». Он не может равнодушно смотреть на тракторы и любит строить. В колхозе насчитывается восемь гусеничных и колесных тракторов, автомобиль, самоходный тягач, катер с двумя тэбээсками, целая эскадра моторных лодок.

Сейчас председатель и члены правления думают над тем, где бы приобрести еще трактор С-100 да пару колесных. Не раз селияровского председателя на разных районных совещаниях ставили в пример за подготовку механизаторских кадров. Только за эту пятилетку в различных учебных заведениях за счет колхоза получили специальности механизаторов более двадцати селияровских парней. А Горшков думает направить на учебу еще трех человек: колхозу нужны дипломированные специалисты. Вот он и присматривается к деревенской молодежи — ищет подходящих.

А пока для них, будущих молодых специалистов, он начинает строить дома. Один из них уже под крышей. «Кто первый из парней-механизаторов женится — тому и отдадим», — так поговаривает председатель.

Здесь необходимо сделать отступление. Эта сибирская деревня привыкла всегда, во все времена обходиться своими силами. Здесь пришлые люди как-то не приживаются, уезжают. Возьмите, к примеру, коммунистов села. Из 15 членов партии десять мастные, здесь родились, здесь на глазах у всех росли, здесь были и в комсомоле, здесь их приняли в партию. Шехирев, Фирсова, Горшков, Пачганов, Сондыкова — селияровские, Косыгина и Нестеров — сивохребтские, Акишев — чебуковский, Куклина — балийская, Цепков — алекинский. Все из бывших окрестных колхозов. Возьмите депутатов сельского Совета: из двадцати пяти семнадцать в анкете о месте рождения пишут: «здесь». Любят свои родные места люди, не уезжают, как бы трудно ни было. И колхоз — главное дело всей их жизни.

Хочет видеть свое село новым, самым красивым и председатель. Колхоз строит в селе водопровод, старая электростанция достаточной мощности, но нет — вот уже второй год стоит новая на окраине села. В эти юбилейные колхозные дни она будет запушена. Новый скотный двор, новый гараж, новый дом — все это строит и будет строить Александр Петрович Горшков, коммунист.

Порой его называют в селе мечтателем. Но это не так. Он просто хорошо видит перспективы, ставит перед колхозом определенные задачи и успешно решает их. Года два назад узнал, что можно купить нетелей-холмогорок. Отговаривали его, мол, дорого, да и колхозное стадо десятком голов не отремонтируешь. И все же в Селиярово появились двенадцать племенных нетелей. Этой осенью получили от них первые удои. Председатель рад — еще бы, одна из них дает молоко с шестипроцентной жирностью. И председатель понял, что для роста продуктивности скота нужно проводить большую племенную работу. А для этого необходим зоотехник. Вот А.П. Горшков и ищет специалиста. И еще думает, где бы купить высокопродуктивных коров. У колхоза есть деньги на это и на многое другое.

Отмечая сорокалетие колхоза, селияровцы полны решимости укреплять артельное хозяйство, развивать все его отрасли на научной основе.

«Ленинская правда», 19 января 1971 года

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика