В. Гребенников, действительный член Всесоюзного астрономо-геодезического общества АН СССР
Это было осенью прошлого года у речки Ярки, что вьется между болот и лесов Ханты-Мансийского района. Новосибирец, большой природолюб (по профессии же — теплотехник) Б.К. Денисов, отдыхая в тех краях, шел по кромке леса и болота. Вдруг видит: на бугорке, где опавшая хвоя переходит в яркую зелень мха, лежит большая… картофелина. С чего бы это? Ведь до ближайшего села Цингалы — не один десяток километров. Борис Константинович решил поднять «картофелину», которая, однако, плотно сидела в грунте, углубленная в него на треть, и оказалась тяжелой не только для картошки, но и для камня таких же размеров. а стрелку компаса моментально завернуло к «камню», со держащему, стало быть, металл.
«Метеорит!», — подумал Денисов. Он хорошо знал эту местность, где нет никаких камней ни на поверхности, ни даже в грунте. Придя в Цингалы и взвесив находку (а она потянула почти на 700 граммов), стал расспрашивать местных жителей. И вот что узнал: несколько лет назад летней ночью здесь видели большой огненный шар (болид), который летел к земле с шипением и искрами, освещая местность. Затем шипение прекратилось, шар вспыхнул, рассыпавшись еще в небе на части, и погас. Это типичная картина именно такого болида, полет которого заканчивается выпадением одного или нескольких остатков «посланца космоса» — метеоритов.
Борис Константинович бережно сохранил находку и привез в Новосибирск. Уже первые анализы, сделанные в институте геологии и геофизики СО АН СССР, указали на неземное происхождение объекта. Предстоит сделать еще многое: микрофотографии шлифов метеорита, массу тонких химико-физических исследований. чтобы выяснить его «биографию».
Но сведения эти будут неполными без знания орбиты посланца Вселенной, а для этого нужно выяснить, с какой стороны неба «прилетел» он, с какой скоростью и под каким углом вошел в атмосферу, уточнить дату, час, световые и звуковые явления. Болиды видны за десятки и сотни километров, поэтому большая просьба к читателям, бывшим очевидцам этого явления и других небесных феноменов, связаться с автором этой статьи по адресу: 633128, Краснообск Новосибирской области, абонентный ящик 98. Вы этим очень поможете науке. Возможно, в тех краях кто-нибудь находил и хранит другие осколки распавшегося при полете «небесного пришельца»?
Значительная часть найденных метеоритов принадлежит к осколкам небесных тел из пояса малых планет-астероидов (некоторые ученые считают, что астероиды — это части некогда целой планеты Фаэтон); их возраст — 4,5 миллиарда лет, что равно возрасту нашей Земли.
Можно подумать, что на огромную территорию нашей страны выпадает много метеоритов. Нет, это не так: их падало много лишь в древнейшие геологические эпохи, сейчас же «запас» их истощился, и в СССР достигает поверхности в среднем 50 метеоритов в год, остальные же испаряются от трения об атмосферу при их падении. Подавляющее большинство упавших метеоритов лежит незамеченным в лесах, на полях, на дне водоемов. К глубокому огорчению, даже уже найденные метеориты далеко не всегда попадают в руки ученых: то их хранят дома как «сувениры», то любопытства ради разбивают, потом выбрасывают за ненадобностью. Описаны случаи, когда метеориты использовали как «гнет» для квашения капусты, раздробляли для бани-каменки, растирали в порошок в надежде найти золото (такого не бывает: большинство метеоритов каменные, железно-каменные, железно-никелевые) или даже… пили этот порошок с водой «для укрепления легких». Немало метеоритов пропало в местных краеведческих музеях. В каталоге известного ученого-сибиряка П. Л. Драверта, опубликованном еще в 1948 году и носящем печальное название «Утраченные метеориты Азиатской части СССР», подробно описано 23 таких в полном смысле слова несчастливых находки. Будь авторы этих находок сознательней, а работники музеев добросовестней, список метеоритов СССР, где на сегодня их числится всего лишь 163, насчитывал бы сейчас многие сотни уникальных небесных тел.
Напомним читателям: метеориты надежно хранятся лишь в немногих специализированных хранилищах системы Академии наук СССР, где в отличие от местных краеведческих музеев (в которых метеориты являются лишь экспонатами) производится доскональное их изучение. А автору находки выдается денежная премия.
Метеорит, найденный Б.К. Денисовым, после выполнения ряда формальностей получит название «Цингалы» — по названию ближайшего населенного пункта, так уж повелось у астрономов. Лаборатории же Москвы и Новосибирска продолжат тонкое химико-физическое его изучение.
Благодарим Бориса Константиновича Денисова — большого ценителя природы, ее тонкого знатока, участника войны, за уникальную находку, имеющую огромную ценность для познания тайн рождения и развития планетной системы и нашей родной Земли.
А от читателей ждем писем.
«Новости Югры», 4 марта 1984 года