Виталий Копнов
Много страстей кипело вокруг строительства торгового центра в Ханты-Мансийске. Появлялись и рушились надежды, назначались и срывались сроки, давались и не исполнялись обещания. Однако все это слабо действовало на темпы строительства.
Не одно поколение мальчишек осваивало основы мореходного дела в котловане, выкопанном под стройку. Знаю одного человека — плавал в своей время здесь на плоту. Успел с тех пор закончить школу, институт, поработал в комсомоле, перешел на другую, более ответственную работу. Торговый же центр за эти двенадцать лет едва вырос наполовину. Как видим, человек повзрослел быстрее, чем стройка.
Сегодня уже нет смысла рассматривать все перепитии его строительства. Может, это и было бы поучительно — пример, как не надо делать дело. Но уроки плохого опыта строители воспринимают туго — каждый новый город, к примеру, в нашем округе начинают строить, повторяя одни и те же ошибки. Ко всему прочему, тех, кто начинал строить торговый центр, на прежних должностях уже нет.
Однако наследство эти работники оставили «достойное». Не зря в начале материала был упомянут котлован. Место для строительства было выбрано настолько «удачно», что в этой яме постоянно скапливается вода. И снеговая, и дождевая. И, как подозревают почти посторонние люди, грунтовая. Ибо рядом есть симпатичные болотца.
Отсюда вывод — нужна надежная гидроизоляция или дренажная система, пока вода в подвале не подточила фундамент. Здание без точки опоры, без надежного фундамента — это даже не шалаш, в наших условиях это просто каменный капкан, поставленный на неопределенный срок. Но не это главным образом волнует сегодня заказчика — Ханты-Мансийский горрыбкооп, подрядчика — строительное управление №20 треста «Нефтеюганскгазстрой», и контролирующий орган — Ханты-Мансийский горисполком. Всех волнует срок сдачи объекта.
С 1980 года торговый центр числится в сдаточных объектах. И что же? До сих пор выполнено около половины работы. Есть каменная коробка здания, есть инженерные коммуникации. Но на отделке помещения еще и конь не валялся. Только что кое-где окна застеклены. И вот теперь мы подходим к главной заковыке нынешнего года — торговый центр намечено сдать в четвертом квартале. Но отделочные работы на объекте все еще практически не начинались.
Версия первая
Ее излагает главный инженер подрядной организации — СУ-20 Николай Иванович Гордеев в присутствии начальника управления Владимира Викторовича Золотарева.
— Нынешний год принес новые проблемы, осложнившие ход строительства торгового центра в Ханты-Мансийске. Еще в прошлом году наше управление закончило инженерные коммуникации объекта, в частности, построена теплосеть от котельной горрыбкоопа. Остается только реконструировать котельную — это стоит около 80 тысяч рублей, и открыть задвижку. Почему на этом акцентируется внимание? Потому, что без поступления тепла на торговый центр говорить об отделочных работах нет смысла. В неотопляемом помещении свежая штукатурка держаться не будет, значит, вся работа пойдет насмарку.
Мы могли бы заняться отделкой в первый нее день после наступления тепла. Но возникло препятствие. В связи с предстоящей реконструкцией микрорайона возле центральной площади под снос попадает и здание горрыбкоопа, и котельная. Имеет ли смысл вкладывать такую крупную сумму в усиление мощностей котельной, если она будет убрана. Этот вопрос был затронут и на последнем заседании градостроительного совета в марте, но окончательного решения не получил.
Обсуждался и другой, альтернативный вариант — провести теплотрассу стоимостью около 15 тысяч рублей от котельной, отапливающей новый стоквартирный дом. Но в таком случае нужно будет реконструировать теперь уже эту котельную. Готовы мы и к этой работе. Но на заседании градостроительного совета не было принято и это решение. Так что СУ-20 сейчас не может вести отделочных работ, имеющих отношение к торговому центру. Ждем точных указании от горисполкома и градостроительного совета.
Версия вторая
Ее излагает заместитель председателя горисполкома Геннадий Васильевич Дробот в присутствии второго секретаря горкома КПСС Любови Николаевны Локтевой, председателя правления горрыбкоопа Галины Николаевны Дюдиной и начальника СУ-20 Владимира Викторовича Золотарева.
— Проблема строительства торгового центра — только часть общегородской проблемы, реконструкции окружного центра. Мы намечаем провести ее поэтапно. Сначала перестроить микрорайон возле центральной площади, перенести гастроном, универмаг и кинотеатр в новые здания, а потом уже вести всю реконструкцию центральной площади. У строителей есть в плане реконструкция котельной горрыбкоопа, она, кстати, не подлежит первоочередному сносу. А вообще эти маломощные котельные — их переделки, совсем не окончательный вариант. В перспективе мы рассчитываем построить районную мощную котельную в конце улицы Карла Маркса, на пойме Иртыша. Предполагаемый срок начала строительства 1988 год. Поэтому строителям не надо ждать какого-то специального указания, а выполнять свой план.
Сейчас у нас в центре внимания строительство кинотеатра. И мы должны сдать его к началу третьего квартала — таковы условия финансирования. А потом вплотную займемся торговым центром. И сдадим его в конце четвертого квартала нынешнего года. Пока же СУ-20 не имеет возможности заниматься работами, связанными с торговым центром, потому что основные силы строителей брошены на сдачу кинотеатра.
Вот ведь как странно, не стыкуются эти версии, а во многом даже противоречат друг другу. Строители задают вопрос о сроках реконструкции, а заместитель председателя горисполкома говорит, что такой вопрос вообще не обсуждался. А ведь расхождение-то принципиальное, будь оно, это распоряжение — возможно, на торговом центре уже и велась бы отделка. Строители заботятся о том, чтобы 80 тысяч на реконструкцию котельной не были пущены на ветер, а заместителя председателя горисполкома вопрос об этой сумме не волнует. Кто же в городе хозяин?
И ведь не может Г.В. Дробот, обладая полной информацией, не знать, что работа строителей в таком принципиальном вопросе не может быть продолжена без одобрения горисполкома и градостроительного совета. Лукавят, спасая честь мундира контролирующей организации. Только вот зачем это нужно? Времена победных рапортов прошли. И, наверное, надо видеть ситуацию не такой, какой хотелось бы ее видеть, а такой, какова она есть.
А она скверная, эта ситуация. При нынешнем положении вещей опытные строители серьезно сомневаются в своевременной сдаче кинотеатра. Это означает, что вновь могут затянуться сроки строительства торгового центра.
А что же на нем? Там далеко не все в порядке.
Для начала хотелось бы вновь напомнить об угрозе для фундамента. К этому следует добавить, что в нарушение правил строительства в здании вместо железобетона использованы дефицитные металлоконструкции без антикоррозийного покрытия! Покрытие пока еще везут, но ведь здание уже стоит достаточно долго, и как коррозия подействовала на прочность металла за несколько лет? А плюс к тому еще и крыта протекает. Что все это означает в сочетании с фундаментом, который из-за воды имел полную возможность дать осадку? Да тут впору комиссию создавать на предмет проверки прочности здания, а не продолжать стройку.
Внутренние стены выполнены с нарушением норм. Они должны быть армированны, но ведь не было этого! Уже сейчас вывалилась часть кладки. Не дай бог будущему покупателю прислониться к этой стенке.
— В СУ-20 сейчас существует график производства работ на торговом центре. Напряженный, но выполнимый, — отметил Н. И. Гордеев.
Хотелось бы надеяться. что это так. Если не помешают непредвиденные обстоятельства, если не отвлекут силы СУ-20 на другие объекты, если вовремя будет закончен кинотеатр, если не задержится установка оборудования.
Справятся ли строители со своим заданием, будет видно через несколько месяцев. Это пустяк по сравнению с двенадцатью годами ожидания. Хотелось бы хоть на этот, раз не видеть очередного крушения надежд и кипения страстей вокруг торгового центра.
«Ленинская правда», 18 июня 1986 года