Фото Олега Холодилова
Обычно главы сельских поселений используют редкие приезды журналистов как повод лишний раз пожаловаться «наверх» на свои проблемы. А вот «президент» поселка Нялинского Валерий Коптяев нам не жаловался. Вообще. Он либо с гордостью рассказывал о достижениях земляков, либо многозначительно молчал, пряча в усах хитренькую улыбку…
Исследователи приводят разные варианты происхождения слова «Нялино». Кто-то переводит его с хантыйского как «ложка», кто-то – как «хорошее место». На карте поселок действительно напоминает огромную, в четыре километра длинной, ложку-поварешку, разлегшуюся на берегу протоки Нялинской. Ну, а еще он действительно является во всех отношениях хорошим местом, в чем можно убедиться каждому, кто не поленится проехать эти 60 километров от окружной столицы по отлично вычищенному зимнику.
На рассвете поселок встречает нас вьющимися к небесам печными дымами и гулкой тишиной. Хотя на часах уже половина девятого, на улицах не видно ни души. Оно и понятно: немногочисленные «бюджетники» уже на рабочих местах, позевывающие хозяйки заводят квашню, а мужики либо еще спят, либо уже оседлали снегоходы и умчались по только им одним известным тропам на малые речки — проверять ловушки.
Нялино (поначалу – юрты Нялинские) всегда была рыбацкой деревней. Со слов старожилов, в незапамятные времена основали ее купцы Киселевы (в честь их сегодня назван главный местный «проспект»), которые вели торговлю, держали ямщину, зимой рыбу обозами возили в Тобольск. Вольготно жили тутошние жители, далече от начальства, и близко от природных богатств.
Новейшая история деревни началась летом 1931 года, когда здесь, в нескольких верстах от юрт Нялинских, под конвоем высадили партию спецпереселенцев из 35 семей. Процитирую абзац из замечательной книги Николая Коняева «Моя нечаянная Родина»: «Во главе семейств спецпереселенцев были Тропин Г.В., Калиничев Ф.Е., Толкачев Ф.В., Потапов Д., Харлов Е.П., Парунин З.О., Ражев Г.А., Долгушин С.М., Долгушин В.М., Долгушин А.М., Юров А.И., Юров М.И., Давыдов М.С., Казанцев Д., Ренев А., Берлов С., Морозко, Айдаков Ф., Алексеев Д.А., Проскуряков Д., Плюхин, Устюжанин П., Коротких И., Ушаков, Гуськов Т., Казакевич, Молоков П.С., Кокин Н.И., Квашнин П.А., Чикишев В.Е., Мальцев В., Пуртов Т., Перетягин И., Куликов В., Лаптев В.В.».
Эти имена восстанавливались по воспоминаниям старожилов, обрывочным документам, поэтому в списке есть неизбежные ошибки и неточности. Я знаю это точно, потому что «Ражев Г.А.» — это мой прадед Ефим Владимирович Рашев, которого раскулачили и вместе с многочисленным семейством выслали из Викуловского района Тюменской области сюда, на неприветливый и дикий Север…
С огромным трудом, потом и кровью спецпереселенцы начали создавать новый поселок. Через год построили полсотни изб, школу, клуб, магазин, баню, комендатуру, амбулаторию, организовали сельхозартель «Трудовик». Здесь понемногу сеяли хлеб, успешно разводили коров, лошадей, свиней, овец. И ударными темпами ловили рыбу.
Обезлюдел поселок во время войны. На фронт было призвано сто два человека, и шестьдесят семь из них так и не вернулись домой. В память о них стоит в центре Нялино скромный памятник…
Сегодня в поселке проживает примерно 800 человек. Единственным «градообразующим предприятием» является коррекционная школа-интернат, в которой трудится около 90 работников. Ее «прародителем» стал детский дом, организованный здесь еще в октябре 1942 года для 56 детей блокадного Ленинграда. Правда, вскоре она будет расформирована – из-за сокращения числа воспитанников. До сих пор решается вопрос о том, как можно приспособить большое и красивое здание интерната.
Как сегодня живут нялинцы? На этот глава администрации Валерий Коптяев отвечает однозначно: хорошо! Фермеров здесь нет, на весь поселок имеется всего полтора десятка коров, поэтому мясо по 400 рубликов жители охотно покупают в многочисленных магазинах. Есть баня, ФАП, строится современная котельная, тянут ЛЭП, вовремя чистят дороги, ночью включают уличное освещение.
О благосостоянии «аборигенов» свидетельствуют и многочисленные новостройки, и импортные снегоходы, и хорошие автомашины во дворах. Летом они в основном стоят на приколе, ведь Нялино находится практически на острове, дорог с твердым покрытием за пределы поселка нет. «Чужие здесь не ходят…»
А на чем же строится «домашняя экономика» нялинцев? Валерий Михайлович отвечает не задумываясь:
— Тот, кто хочет, всегда найдет возможность заработать. Ну, рыбку наши как начали ловить еще при царе Горохе, так и продолжают. Кроме того, у нас под боком – лес, множество ягод, грибов. В позапрошлом, кажется, году, когда хорошо уродился кедровый орех, здесь его принимали новосибирские ребята. Если не ошибаюсь, так за две недели они закупили его около сорока тонн…
Я тут «погуглил» информацию о розничных ценах на этот продукт, сравнил со своей зарплатой, и задумался: а не пора ли сменить специализацию? Жаль, правда, что богатые урожаи кедрового ореха случаются лишь один раз в четыре года…
Достаточно прочная (хотя и мутноватая) материальная база сельчан создает основу для демографических успехов. Каждый год в Нялино рождается 10-12 малышей, что вот уже много лет позволяет сохранять стабильной численность народонаселения. В прошлом году здесь открыли молельный дом (речь о нем пойдет в следующем материале). На дискотеки народ почти не ходит, предпочитая интернет, телевизор или родную скамеечку.
И вроде бы все хорошо у местных жителей, но гложет главу одна потаенная мысль: а что будет завтра? Хватит ли внукам карасей со щуками, клюквы с подосиновиками, орехов с бюджетным финансированием?
— Надо всерьез задуматься о создании хоть какого-то производства, — делится сокровенным Валерий Михайлович. – Иной раз сколько рыбы пропадает из-за того, что негде ее хранить! Те же дикоросы, если наладить мало-мальскую переработку, в разы увеличатся в цене. Есть идеи, есть хорошие работники, даже деньги на реализацию проекта можно найти, а никто ничего делать не хочет…
…Когда мы уезжали, то стали свидетелем редкого зимой зрелища – полной, хотя и бледной, радуги, сиявшей над обскими просторами. Приглашающе изгибаясь над трассой, она образовала гигантскую триумфальную арку, которая куда-то звала нялинцев.
Надеюсь, что в светлое будущее…
2015
Мысль на тему “Поселок, в котором нет проблем”
Очень приятно читать о своих земляках. Радуется сердце что малая родина живет и развивается. Я внучка Харлова Е.П. , уехала еще в 1974 году окончив школу. Но всегда с теплотой и радостной грустью вспоминаю о том островке детства. Реже приезжаю на родину.
Желаю всем жителям здравия, счастья и развития.