Первая туземная школа на Обском Севере

Источник. На фото: интернат, п. Анеево

В 2009 году исполнилось бы 85 лет Мулигортской школе. Она появилась в деревне Мулигорт, благодаря личной инициативе учителя коммуниста Николаева. Кто он, откуда приехал? Никто не знает. Но то, что было сделано этим человеком вошло в историю нашего края.

Приехав в деревню, он решил научить жителей русскому языку, так как большинство из них говорило только хантыйском языке. В Мулигорте тогда насчитывалось 80 человек. Учитель обещал в течение зимы обучить грамоте всех хантов. Он соорудил из плах и обрубков парты и скамьи и начал в обыкновенной юрте занятия днем с детьми, а по вечерам с взрослыми. К лету все взрослые жители Мулигорта уже усвоили русский букварь. Школа завоевала такую популярность, что ханты соседних юрт стали присылать в Мулигорт своих детей из Калтысъян, находящихся в 8 км, Халапант в 30 км., Верхних Нарыкар в 15 км. Впоследствии эта школа перешла в систему народного образования Березовского района. А со слов В.И. Ахтямовой, бывшей заведующей Березовским архивным отделом, мы узнали, что она была первой туземной школой в Березовском районе.

Очередную смену детского этнического стойбища сотрудники Березовского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок решили посвятить этой дате. Выбрали инициативную группу и задолго до открытия смены приступили к поиску архивных документов. Написали письма в Октябрьский районный архивный отдел, Государственный архив ХМАО. Автор статьи обратилась в Березовский архивный отдел. Таким образом, мы получили из трех архивов документы — паспорт школы за 1946-1950 гг., отчеты, акты проверок, сведения о составе учеников, ведомости успеваемости учащихся, список учителей в разные годы.

Замечательный материал, на мой взгляд, мы получили из документов по личному Октябрьского районного отдела народного образования за 1938-1962 гг. В личные листки по учету кадров, кроме анкетных данных, входили автобиографии, выписки из приказов, характеристики. Одну из характеристик мы показали учительнице, которая проходила практику в этой школе.

Самые ранние архивные документы значатся 1933 годом. Кто работал до 1933 года, когда была построена сама школа, какова дальнейшая судьба учителя Николаева? К сожалению, на эти вопросы мы не нашли ответов. В архивной справке Ханты-Мансийского государственного архива значится, что по Березовскому району Мулигортская начальная школа (уже начальная) Нарыкарского туземного Совета открыта в 1927 году, число классов – 4. Справка составлена директором школы Ендыревым Василием Ивановичем в 1933 году. В документах есть «АКТ обследования Мулигортской туземной школы-интерната I ст. Березовского района Остяко-Вогульского округа» от 12-16 ноября 1933 года, составленный инструктором районного отдела народного образования Андреем Васильевичем Голошубиным, который работал заведующим в этой школе с 1931-1933 гг. Он пишет, что «школа работает в приспособленном перестроенном здании, которое для школы вполне подходящее». В документе содержатся сведения о выполнении плана всеобуча, материально-хозяйственной обеспеченности школы, борьбе с коренными недостатками в работе школы, планировании, самоуправлении, общественно-политическом воспитании и т.д. Из документа: «Наглядными пособиями школа обеспечена плохо. Стандартных учебников не больше как на 3 %, тетрадей в школе хватит только до половины 2-й четверти. Перьями и карандашами школа не обеспечена».

В следующем документе «Акт проверки» от 9-10 марта 1960 года, составленном директором Перегребнинской семилетней школы Петром Александровичем Вишняковым, ничего не говорится о том, что здание приспособлено. Он пишет что «в школе тепло и чисто». По моим воспоминаниям, здание было похоже на школы, построенные в конце 1930-1940 гг., которые стоят во всех поселках. В классах были большие окна, что не характерно для хантыйских изб.

По предоставленным документам мы разыскали трех учителей, которые работали в этой школе и пригласили на вечер встречи, посвященный Мулигортской школе. Откликнулась и приехала только одна учительница Непкина Татьяна Никифоровна, которая работала до закрытия школы в 1962 году. Кроме этого, мы пригласили учеников, которые учились в разные годы в этой школе. Приехало на встречу 9 человек. Мы делились воспоминаниями и рассказали детям, как проходили занятия в малокомплектной школе, как мы учились. Сеитова (Проскурякова) Елена Григорьевна училась в ней в 1942-1945 годах, рассказала, как она училась во время войны.

Автор данной статьи тоже была ученицей этой школы. Те начальные знания, которые я получила от своей первой учительницы Татьяны Никифоровны Непкиной, помогли мне окончить среднюю школу, поступить учиться дальше, получить профессию, а данное время учиться в аспирантуре. Дети с удовольствием слушали воспоминания бывших учеников, которые теперь уже стали мамами, папами, дедушками и бабушками. Им не верилось, что здесь когда-то действительно была школа, интернат, детские ясли. К сожалению, здание школы не сохранилось, сгорело во время пожара летом 1964 года. После торжественной части, мы показали детям то место, где стояла школа.

Именно с Мулигортской школы началось планомерное строительство национальных школ на Обском Севере. В то время их называли туземными школами. Не осталось имени человека организовавшего школу для детей ханты, но дело, начатое им, дало свои результаты. Мои земляки помнят имена продолжателей благородного дела замечательного человека  учителя Николаева: Голушубин Андрей Васильевич (1931-1933 гг.), Ендырев Иван Васильевич (1933 -?), Чугина Мария Ивановна (1940-1941 гг.), Посохов Николай Яковлевич (1942-1943 гг.), Бессонова Вера Семеновна (1942-1943 гг.), Тыманов Илья Иванович (1945-1950 гг.), Пряснецова Ольга Павловна (1947-1948 гг.), Пуртова Прасковья Степановна (1950-1956 гг.), Савина Зинаида Петровна (1957-1958 гг.), Молотилов Семен Федорович (1947-1960 гг.), Мыльникова Евдокия Ивановна (1958-1960 гг.), Воложанина (Проскурякова) Нина Афанасьевна (1959 г.), Арычева (Алексеева) Таисья Ивановна (1956-1959 гг.), Непкина Татьяна Никифоровна (1960-1962 гг.)

Возможно, не все имена учителей названы, но многие фамилии должны быть многим знакомы, так как их часто переводили из одной школы в другую. Например, Молотилов Семен Федорович до перевода в Мулигорскую школу работал в Сосьвинской культбазе, а Воложанина Нина Афанасьевна совсем недавно ушла на пенсию из Игримской школы. До четвертого класса она училась в Мулигорте. Многие деревенские дети, которые учились в этой школе, выбрали профессию учитель, таких мы насчитали 11 человек. Для такой маленькой деревни это довольно значительное число. В этом заслуга первых учителей и самой школы. Мы ей гордились и гордимся до сих пор.

Сегодня Мулигорт представляет собой деревеньку опустевшую, заброшенную. Это произошло не только с ней, а со многими малыми населенными пунктами в России. Юбилей школы – это значительная дата в истории нашего края, нашего Мулигорта. Пусть все ушло в историю, но мы — поколение 50-70-х годов прошлого столетия стремимся к тому, чтобы продлить жизнь деревни, привлечь внимание наших детей, внуков, правнуков к ней. С 2005 года здесь ежегодно осуществляется проект детской этнической смены «Возвращение в родовую деревню», инициатором и организатором которого стала общественная организация «Спасение Югры».

В основу проекта заложена идея передачи духовного наследия будущему поколению, воспитания внимательного, бережного отношения к священным местам своего народа, стремления детей к познанию его традиций, обрядов, языка, фольклора. Сегодня, когда сменился традиционный уклад жизни, очень важно обучить новое поколение родовым и семейным традициям на местах проживания предков, в родной деревне, пока еще живы люди, у кого можно научиться чему-то. Дети с удовольствием приезжают на такие смены.

Своими впечатлениями они делятся в небольших сочинениях: «Третий год я приезжаю в Мулигорт, в деревню моей бабушки. Здесь мне нравится всё: вековые кедры, сосны, березы, поля, заливные луга. Река величаво бежит, извиваясь паутинкой. Воздух чистый, дышится легко. Жаль, что мало домов осталось в деревне, мало людей здесь живет. Так хочется восстановить Мулигорт, чтобы мы могли в любое время и на любой срок возвращаться в деревню, которая прочно поселилась в наших сердцах. Но он мне нравится и таким, какой он есть. Это моя маленькая родина, и её люблю!» (Дедюхина Юля).

А вот что написали дети в своих сочинениях, после праздника, посвященный школе: «Мы долго готовились к юбилею школы, который отмечали 21 июля. Ей бы исполнилось 85 лет. Мои дедушка, бабушка, мама и все тети и дяди учились в этой школе. На празднике мы показывали гостям много разных номеров: народные танцы, пели песни, показывали сценки. Мне очень понравился этот праздник. Я узнал много нового и остался доволен» (Кашлатов Ваня). «Первым учителем был Николаев. Судьба его неизвестна, но, то, что он сделал это подвиг» (Плесовских Аня).

Л.В. Кашлатова, руководитель Березовского филиала Обско-угорского института прикладных исследований и разработок

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика