Фото Олега Холодилова
Жизнь большинства современных людей строго регламентирована: пять дней на работе с 9.00 до 18.00, ужин-диван-телевизор, долгожданные выходные, еще более долгожданный отпуск, квартальная, «тринадцатая» – и так по кругу. А как быть, если вся жизнь – работа, если нет спускаемых сверху планов, бюджетов и соцгарантий? Если есть только одна голова, пара рук и бьющая через край энергия?
Знакомство
Она — странная, удивительная, ни на кого не похожая женщина. У нее даже имя двойное – Наталья-Тэлинэ, и двойная фамилия — Чайникова-Вахрушева. Задорно, искренне смеется:
— А у нас и город – «двойной», Ханты-Мансийск! И регион – ХМАО-Югра! Так что я лишь поддерживаю эту тенденцию!
Наталья-Тэлинэ – фермер, глава КФХ «Юрты Чайниковых». Но если подавляющее большинство ее коллег занимается привычным животно- или овощеводством, то наша героиня замахнулась на… ягодоводство. Причем, культивирует она не клубнику или там арбузы, а наши, северные ягоды — княженику, морошку, клюкву.
Естественно, поначалу узнав об этом, подавляющее большинство земляков крутило пальцем у виска – совсем уж! Вон, вокруг миллионы гектаров тайги, на которых всякая ягода произрастает, знай не ленись собирай! Денек-другой покланяешься, глядишь, и наберешь ведро витаминов!
А если хочешь не ведро – а десять? А если в наших суровых краях на один урожайный год выдается сразу несколько «голодных»? А если почти исчезла в тайге «царская» княженика, а чтобы добраться до хороших морошковых мест надо сначала проехать десятки километров на машине, а потом наломать ноги на бесконечных верстах болот?
Немножко биографии
Не дает спокойно жить Наталье-Тэлинэ горячая кровь ее предков, среди которых были и купцы, и промышленники, и даже мансийские князья. Испокон веков обитал род Вахрушевых в кондовой, беломошной, дремучей кондинской тайге, охотился, рыбачил, торговал, кланялся духам урмана и самой Золотой Бабе.
Много славных людей вышло из рода, одна из них – тетя нашей героини, филолог Матрёна Панкратьевна Вахрушева (Баландина). В 1938 году она окончила Остяко-Вогульское педучилище, поступила в Ленинградский институт народов Севера. Год провела в блокадном Ленинграде, затем преподавала в Ханты-Мансийском педучилище. В 1952 году защитила кандидатскую диссертацию, 46 лет преподавала в Госуниверситете им. А.И. Герцена. Автор исследования «Мансийский язык», мансийско-русского словаря, букваря, многих книг. Именно Матрёна Панкратьевна вырастила целую плеяду видных представителей национальной мансийской интеллигенции.
Потомки не забывают имя Матрёны Панкратьевны. В прошлом году, к ее столетнему юбилею, наша героиня организовала масштабные торжества, в которых приняли участие и земляки, и родственники, и общественность всего региона.
Никогда не давала покоя Наталье-Тэлинэ ее кипучая, деятельная натура. Вместе с мужем, Леонидом Григорьевичем, в начале «нулевых» они получили участок дремучей тайги в урочище Таволожном и занялись… Да чем они только не пробовали заниматься, в поисках СВОЕГО пути. Хозяйствовали, собирали дикоросы, выращивали лошадей, коров, баранов, даже елки к Новому году, пытались заниматься бизнесом.
До сих пор Наталье-Тэлинэ с огромным уважением вспоминает покойного супруга, который был генератором идей и вдохновителем всех начинаний. И не просто вспоминает, а, например, строит в память о нем часовню в честь Преподобного Леонида Устьнедумского.
«Ягода-малина нас к себе манила…»
Нет, манила к себе к себе нашу героиню не простая малина, а северная – так испокон веков называли княженику. Однажды Наталью-Тэлинэ заинтересовал вопрос: а почему эта вкуснейшая и ароматнейшая ягода практически исчезла из нашей тайги, во всяком случае, встречается очень редко? Как вернуть деликатес на стол югорчан? Трудно сказать, в какой момент пришло решение этой проблемы: надо просто заняться окультуриванием ягоды!
Сама Наталья утверждает, что вся дальнейшая эпопея – череда случайных совпадений, которые, тем не менее, больше похожи на неразрывную цепь закономерностей. Задумавшись об окультуривании, она «случайно» натолкнулась в интернете на информацию о работе Центрально-европейской лесной опытной станции в Костроме, позвонила туда и «случайно» попала на директора, который вдохновил фермера из далекой Сибири рассказом о плантационном выращивании лесных и болотных ягод…
Веселый человек Наталья-Тэлинэ. И рисковый. С шутками-прибаутками рассказывая свою «ягодную» историю, она лишь случайно обмолвилась о том, что продала собственную квартиру — для того, чтобы купить посадочный материал для будущих плантаций. Вообще, если не задумываться, то у нее все получается легко, само собой: каким-то образом нашелся мульчер, с помощью которого была подготовлена почва (княженика требует особой, лесной), появились в тайге бульдозеры, экскаваторы, добровольные помощники для высадки саженцев.
Лишь вскользь, мельком она упоминает о неудачах и ошибках, неизбежно встречающихся в жизни каждого фермера, тем более столь редкой специализации. Зато с какой гордостью сегодня показывает результаты своей работы, свидетельствующие о том, что княженика финской и шведской селекции успешно прижилась на сибирской земле. И не просто прижилась, а будучи высаженной рядышком с местной, быстренько с ней «поженилась» и дала новый импульс развития последней. Ягоды всех стран, объединяйтесь!
Заложив плантации княженики, Наталья-Тэлинэ уже не могла остановиться – следом в Ханты-Мансийск полетел посадочный материал клюквы и морошки, под плантации которых хозяйка расчистила несколько гектаров болот. Очень уж непривычно видеть вместо унылых кочек и чахлых кедрушек аккуратные гряды с табличками: «Дар Костромы», «Северянка», «Алая заповедная» и т.д. В будущем здесь возможна даже механическая уборка урожая.
Поверили!
Со временем упорство фермера преодолело не только каверзы природы и загогулины селекции, но и менталитет земляков. В нее поверили. Сначала — Технопарк высоких технологий, чьим резидентом стала Чайникова-Вахрушева. Сейчас они вместе не просто выращивают ягоду, а создают «кластер возобновляемых природных ресурсов в рамках реализации инновационного проекта по плантационному выращиванию лесных и болотных ягод». Во как!
Затем правительство региона приняло концепцию по заготовке и переработке дикоросов, что стало следствием проводимой в автономном округе политики на диверсификацию экономики, на развитие новых направлений промышленности. Таким образом, Югра явилась первым российским регионом, предусмотревшим в мерах государственной поддержки механизм стимулирования и развития плантационного выращивания экологически чистых ягод.
А недавно княженичную и морошечную плантации посетила губернатор Югры. Фермер до сих пор находится под впечатлением:
— Вы бы видели глаза Натальи Владимировны, когда я показала эти трогательные былиночки морошки финского сорта Нюбю! Говорит вполголоса: «Посмотрите, они же — живые!»
Место силы
Странный, удивительный человек – Наталья-Тэлинэ. Похоже, для нее не существует проблем и трудностей, перед которыми обычно пасует среднестатистический обыватель. Например, ей ничего не стоит пробежаться пару километров по лесной тропе, чтобы зачерпнуть черной торфяной воды из обводного канала и полить «грядочку» клюквы. Размером с гектар! Ежедневно!!!
Легко ступает она по родной земле, увлекая своим примером, заражая энтузиазмом и заряжая энергией. Ей невозможно отказать. Скажем, после утомительных переходов по полям, лесам и болотам у нее вдруг родилась идея показать нам «место силы» — и, несмотря на все робкие возражения, мы безропотно отправились его смотреть. Ну, какая еще может быть эзотерика в эпоху нанотехнологий?! Там что, есть соответствующая табличка?
Но наши сомнения отпали сами собой, когда перед нами предстала удивительная картина. Представьте себе небольшой луговой треугольник, в одном углу которого растут купы невиданного ранее белоснежного иван-чая, в другом – нежно-розового, а в третьем — обычного, красного. Каприз природы? Шутка лешего? Аномальная зона с особой энергетикой?
А мне кажется, что «место силы» там, где сейчас находится Наталья-Тэлинэ. Она сама – сила этой земли, которую холит, лелеет и преобразует.