Ольга Спиридонова, консультант Архивной службы Югры
Наше архивное расследование началось в феврале 2017 года, когда Служба по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам заседания рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог», проводимого региональным исполкомом Общероссийского народного фронта, присоединилась к поисковой работе по установлению имен погибших летчиков, похороненных в могиле в городе Ханты-Мансийске. Каких-либо вводных данных практически не было, только то, что авиакатастрофа произошла в годы Великой Отечественной войны.
Инициатором увековечивания памяти погибших летчиков выступил журналист города Ханты-Мансийска Андрей Рябов, который неоднократно поднимал этот вопрос на заседаниях ОНФ. Также он является автором статьи «Гробы под ногами», опубликованной на сайте «Юграинформ» (ныне сайт не действует). В своей статье автор указывает: «[В Самарово] напротив бывшего аэровокзала и диспетчерской, на холме, среди непроходимых дебрей шиповника, еще можно увидеть деревянную полусгнившую пирамидку. От оградки ничего не осталось, исчезла звездочка, табличка с фамилиями. Здесь когда-то были похоронены несколько летчиков. Их число не поддается уточнению. Одни старожилы говорят о трех погибших, другие – о пяти. Кто они были, как погибли – сегодня об этом никто не помнит». Также в статье было опубликована фотография могилы с надписью: «А когда-то к этому памятнику пионеры возлагали цветы…».
В то время, мы не могли предположить, каковы будут результаты нашего архивного расследования, и что вместо одной катастрофы мы установим три (и это только в годы Великой Отечественной войны), и до сих пор нет полной уверенности в том, кто же на самом деле похоронен в безымянной могиле.
В первом полугодии 2017 года, в том числе и благодаря нам, был наибольший всплеск внимания к этой могиле. В мае 2017 года работники Почты России в День Радио прибрали могилу, установили новую табличку, покрасили памятник и могила теперь выглядит так:
К сожалению, в Государственном архиве Югры нет документов Самаровского гидропорта и вообще документов по истории развития авиации на Обском севере. Конечно, в 2017 году нами были вновь просмотрены все решения органов окружной, районной и поселковой власти за годы Великой Отечественной войны, но никаких сведений об авиакатастрофах и даже указаний на них, конечно, найдено не было. Скорее всего, все данные были засекречены.
Архивный поиск начался, как бы это странно не звучало, с Интернета. Потому, что в современном мире это самый удобный способ получения информации, даже архивной. В сети существует сайт www.airdisaster.ru «Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России», редактором которого является Дмитрий Ерцов – исследователь, работающий с архивными документами, в том числе Российского Государственного архива экономики (г. Москва). Благодаря ему и его сайту была установлена первая авиакатастрофа.
Первая авиакатастрофа 11 февраля 1941 года
Самолет ПР-5 Обского отдельного авиаотряда Гражданского Воздушного Флота, следовавший по маршруту Тюмень – Самарово, потерпел крушение в 15 км около поселка Ханты-Мансийск, около юрт Тренькинских в 11.42. На борту находились: один пилот и шесть пассажиров, все погибли. Причины катастрофы: заведомо неправильные действия пилота, плохое обслуживание трассы метеостанциями. Катастрофа произошла в фазе захода на посадку в условиях плохой погоды.
Эти данные были взяты нами с интернет-сайта и требовали подтверждения. Естественно, что никаких имен и фамилий на сайте указано не было. Мы связались с редактором сайта Дмитрием Ерцовым и выяснили, откуда он черпает информацию и достоверна ли она. Оказалось, что документы об этой катастрофе, а также о других авиапроисшествиях, хранятся в Российском Государственном архиве экономики в городе Москве – Фонд № 9527 «Учреждения гражданского воздушного флота в СССР». Архивной службой Югры были сделаны запросы: в РГАЭ с просьбой прислать копии документов об этой катастрофе; в Государственный архив социально-политической истории Тюменской области, в котором хранятся документы партийной организации (партячейки) Самаровского гидропорта; а также в ведомственный архив авиакомпании «ЮТэйр» (г. Тюмень), в котором хранятся документы по личному составу Самаровского гидропорта.
По полученным ответам этих организаций и копиям архивных документов, мы установили новые факты об этой авиакатастрофе. Самолет ПР-5 Л-3374 совершал рейсовый полет под управлением пилота 3 класса Чуканова Петра Яковлевича, 1913 года рождения. Его командиром был Назаров (он не был в самолете, но его фамилия нам будет нужна в дальнейшем). Самолет летел по маршруту Тюмень – Салехард. Имена пассажиров (как указанно в Аварийном акте от 13 февраля 1941 года): «Николаева, Кочегарова, мать – Кочегаров 3 лет, Кочегарова 6 мес., Кочегаров отец, Кумской». Казалось бы, что количество погибших людей вполне подходит под описание могилы в Самарово, но по архивным документам было точно установлено, что тело пилота Чуканова Петра Яковлевича было доставлено в Тюмень, а пассажира Кумского в Омск. В Ханты-Мансийске остались Николаева и семья Кочегаровых. Также из документов установлено, что у Чуканова Петра Яковлевича была жена – Лидия Григорьевна и сын – Борис. Семье пилота было выплачено единовременное 2-х месячное пособие.
Теперь, когда нам стали известны хотя бы фамилии погибших в катастрофе пассажиров, Архивной службой Югры были сделаны новые запросы: в Управление ЗАГС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и в Службу по делам архивов Ямало-Ненецкого автономного округа на Николаеву и семью Кочегаровых. В архиве отдела ЗАГС администрации города Ханты-Мансийска нашлась только одна запись о смерти Николаевой Евдокии Федоровны, 25 лет, погибшей при аварии самолета Л-3374. Запись датирована 18 февраля 1941 года. Забегая вперед, скажу, что по свидетельствам сторожила города Ханты-Мансийска Хабарова Анатолия Николаевича, Николаева Евдокия Федоровна работала секретарем в НКВД и была похоронена на южном кладбище города Ханты-Мансийска. Сейчас на кладбище на этом месте нет могилы, только место почти у входа.
До сих пор мы не знаем, где похоронена семья Кочегаровых: мать, отец и двое маленьких детей. Мы предположили, что они летели в Салехард. Из Службы ЗАГС Ямало-Ненецкого автономного округа нам пришел ответ, что в архиве записи о смерти семьи Кочегаровых отсутствуют, но в архиве отдела ЗАГС Приуральского района имеются записи актов о рождении Кочегаровой Галины, 04.04.1936 г.р, Качегаровой Палагеи 29.11.1937 г.р., Качегаровой Маргариты 28.11.1938 г.р., где родителями записаны Кочегаров Дмитрий Кузьмич и Кочегарова Елизавета Николаевна, проживавшие с 1931 года в селе Аксарка Приуральского района и на момент рождения детей работавшие на Аксарковском рыбзаводе рыбаками. Мы сделали запрос в администрацию Аксарковского сельского поселения, но на данный момент ответа пока не получили.
Из архивных документов: «Разбившийся самолет обнаружил охотник по фамилии Михайлов, он гнался за лисицей, увидел, как упал самолет, приблизился к месту катастрофы на лыжах, окликнул погибших людей, понял, что все умерли, отправился в деревню Треньки, взял лошадь и поехал в Самарово за милицией. Катастрофа произошла в 2.30 местного времени».
Вывод по первой авиакатастрофе: в могиле в Самарово похоронены другие люди, потому что не имело смысла пассажирку Николаеву хоронить на южном кладбище, а семью Кочегаровых отдельно рядом с гидропортом. Значит, расследование должно продолжаться.
Здесь обязательно нужно подчеркнуть, что результатами своих поисков мы делились с Общероссийским народным фронтом, а также с нашими давними и надежными друзьями: журналистом региональной общественно-политической газеты «Новости Югры», заслуженным деятелем культуры РФ Патрановой Валентиной Васильевной и членом общества краеведов города Ханты-Мансийска Мухиной Натальей Юрьевной. Валентина Васильевна Патранова подготовила и написала несколько статей в газете «Новости Югры»: «Слепой полет» от 20.04.2017, 11.05.2017 и 01.06.2017 и «Самолет на песчаной косе» от 15.06.2017, а Мухина Наталья Юрьевна встречалась со старожилами села Самарово, обзванивала бывших работников Самаровского гидропорта, чтобы получить как можно больше информации.
Вторая авиакатастрофа 22 октября 1941 года
Параллельно с архивным расследованием по первой авиакатастрофе, проводилось расследование по другой аварии самолета Обского отдельного отряда ГВФ, информация о которой имеется также на сайте www.airdisaster.ru. Эта авиакатастрофа произошла 22 октября 1941 года в 1,5 километрах от села Чернокорова Сухоложского района Свердловской области, это в 110 километрах от города Свердловска. Нас эта катастрофа заинтересовала потому, что пилотировал самолет тот самый пилот 1 класса, командир Обского отдельного отряда ГВФ, а значит и командир Чуканова Петра Яковлевича, Назаров Александр Аристархович.
Самолет следовал по маршруту Тюмень – Свердловск. На борту находилось всего десять человек: семь пассажиров — работников авиаотряда и отряда ВОХР ГВФ, которые летели на заседание партийной комиссии при политотделе УВМ Москва-Иркутск и трое членов экипажа: командир Назаров Александр Аристархович, бортмеханик – сменный инженер Строчилин Федор Михайлович и бортрадист Левицкий Вениамин Григорьевич. Во время аварии самолет полностью сгорел, все пассажиры и члены экипажа, за исключением бортрадиста Левицкого, разбились и обгорели вместе с самолетом. Бортрадист Левицкий после ранений и ожогов умер через двое суток, успев дать показания старшему оперуполномоченному ТО НКВД ж.д. имени Л.М. Кагановича Самосадкину. У Левицкого была жена – Шумкова Галина Федоровна и сын 1940 года рождения, которые проживали в селе Самарово. Причиной авиакатастрофы явился отказ левого мотора. Полет был служебный. Время катастрофы 08.15. Марка самолета ПС-7 Л-3751.
Мы могли предположить, что тело Левицкого Вениамина Григорьевича было перевезено в Ханты-Мансийск, чтобы семья могла его похоронить. Но это не так. Все 10 человек погибших, как нам удалось узнать у руководителя поискового отряда при средней школе № 5 города Богданович Свердловской области Ворониной Натальи Александровны, были захоронены на старом Глуховском кладбище города Богданович. Это кладбище сейчас находится в 100 метрах от школы. На кладбище, кроме других захоронений, было 13 одинаковых могил без опознавательных знаков, но по информации местного музея, там были похоронены летчики, погибшие в годы Великой Отечественной войны.
Школьный поисковой отряд с 2010 года проводил исследовательскую работу по этому захоронению. Дети с помощью преподавателей писали запросы в архивы и музеи, устанавливали имена погибших летчиков и их родственников. Поисковики прибрали могилы, покрасили надгробия и памятник, нашли спонсоров, которые изготовили и установили табличку с краткой информацией о катастрофе и именами погибших.
А в мае 2017 года на стене школы была открыта мемориальная доска, посвященная памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны летчикам, а также участникам локальных конфликтов.
К сожалению, поисковому отряду удалось найти только внучку одного погибшего – Салманова (в документах Саламанова) Афанасия Александровича. Благодаря нашему сотрудничеству, теперь у них есть официальные архивные документы о катастрофе и краткая информация на каждого погибшего. На основе вновь полученной архивной информации, школьники вновь возобновят работу по поиску родственников жертв авиакатастрофы.
Считаем целесообразным перечислить всех, кто погиб в этой катастрофе и похоронен в г. Богданович:
- Назаров Александр Аристархович, 1909 г.р., командир Авиаотряда;
- Строчилин Федор Михайлович, 1906 г.р., инженер аэропорта в Обкоме Авиаотряда;
- Левицкий Вениамин Григорьевич, 1912 г.р., радиооператор;
- Арешкович Евгений Елисеевич, 1909 г.р., диспетчер аэропорта;
- Морозов Михаил Георгиевич, 1906 г.р., начальник планово-экономического отделения Авиаотряда;
- Саламанов (так в документе) Афанасий Александрович, 1909 г.р., начальник отряда ВОХР ГВФ № 8503;
- Хайбуллин Мучай Шаобуддинович, 1908 г.р., командир отделения служебного собаководства отряда ВОХР ГВФ № 8503;
- Маслов Михаил Дмитриевич, 1912 г.р., командир взвода отряда ВОХР ГВФ № 8503;
- Бондарчук Сергей Яковлевич, 1910 г.р., помощник начальника ВПК отряда ВОХР ГВФ № 8503;
- Велижанин Иосиф Степанович, 1912 г.р., боец отряда ВОХР ГВФ № 8503.
Вывод по второй авиакатастрофе: установлены имена всех погибших и точное место их захоронения. В могиле в Самарово похоронены другие люди.
Третья авиакатастрофа 11 октября 1944 года
Казалось бы, что наше архивное расследование стояло на месте, нам так и не удалось установить имен захороненных в могиле погибших летчиков. Из государственных архивов и архивов МВД Свердловской, Тюменской, Омской областей нам приходили отрицательные ответы об отсутствии информации о каких-либо других авариях самолетов рядом с поселком Ханты-Мансийск в годы Великой Отечественной войны. Но одновременно с нами работали Патранова Валентина Васильевна и Мухина Наталья Юрьевна, благодаря которым удалось узнать очень интересную информацию от жителей города Ханты-Мансийска.
По словам Галины Хабаровой, жительницы поселка Ханты-Мансийск, которая жила рядом с Самаровским гидропором, на могильном памятнике была фотография именно двух летчиков. По воспоминаниям бывшего работника Самаровского гидропорта Бычкова Владимира Павловича, двигатель у самолета располагался наверху, такой самолет мог быть типа Ш-2 и назывался «шаврушка». Рязанов Виктор Николаевич повторяет слова Кайгородва Василия Тимофеевича: «На косе, которая раньше подходила к гидропорту, упал самолет. Летчики погибли, их похоронили на горе». Кузнецова Мария Семеновна, после окончания института в 1951 году, работала на метеостанции аэропорта, тогда же и узнала, что в могиле похоронены летчики. Время катастрофы отнесла к 1940-м годам.79-летняя Лидия Васильевна Бобова, семья которой жила в поселке Рыбном рядом с гидропортом, рассказала: «Самолет упал на песчаной косе протоки Горной. Предположительно это случилось в году 1943 или 1944-м. Я хорошо помню этот самолет, он лежал на косе, и когда спадала вода, мы, дети, здесь играли. Самолет был небольшой, но когда падал, в домах поселка вылетели стекла – об этом мне родители рассказывали. Постепенно все оборудование самолета куда-то исчезло, может быть, гидропорт себе забрал. Обломки лежали несколько лет, но потом их не стало: часть смыло водой во время весеннего половодья, а часть растащили по домам жители поселка».
Многие свидетели утверждали, что самолет был почтовым. Но каких-то отдельных ведомств для почтовых самолетов не существовало. Все полеты, в том числе грузовые и почтовые, осуществлял Обский отдельный авиаотряд Гражданского воздушного флота, который располагался в городе Тюмени. Где можно было еще найти документальные свидетельства интересующей нас авиакатасрофы?
И снова к нам на помощь пришел редактор сайта www.airdisaster.ru Дмитрий Ерцов. Хочется буквально привести его письмо от 28 июня 2017 года.
«Уважаемые, Ольга и Валентина, здравствуйте! Я только что из архива экономики: спешу поделиться радостной новостью. Кажется, я НАШEЛ ИХ! Все сходится: двое погибших, оба летчики, самолет с мотором сверху, район Самарово. Совершенно случайно нашел — заголовок дела составлен так, что по описям не понять, что искать надо в этом деле. Итак: дата: 11.10.1944 г. Самолет: МП-1 Обского авиаотряда ЗСУ ГВФ — один из тех типов гидросамолетов с мотором сверху, которые я предполагал. Погибли: командир Обского авиаотряда Дубенский Александр Сергеевич и бортрадист самолета МП-1 Егоров Михаил Васильевич. Остальные члены экипажа и пассажиры живы и вывезены в Самарово вместе с багажом. О погибших написано так: временно оставить на месте катастрофы до заморозков (самолет упал на болоте в 220 км от Самарово, когда летел в Самарово из Березово). То есть, ждали, когда все замерзнет и можно будет посадить там ПО-2 и вывезти тела на нем. Думаю, можно не сомневаться, что их потом вывезли и вывезли также в Самарово. Тем более, что погиб сам командир отряда. О самой катастрофе подробности сообщу вам завтра/послезавтра, как обработаю свои рукописные записи. Пока проверьте, что есть по этим людям в Ханты-Мансийске. Очень рад тому, что смог помочь! С уважением, Дмитрий Ерцов, редактор проекта airdisaster.ru».
Как же так? 220 километров от Самарово? Разве может такое быть, чтобы погибли так далеко от Самарово, а были похоронены в Ханты-Мансийске? Нам стало ясно одно, что нужно вновь обращаться в Российский Государственный архив экономики. Патранова Валентина Васильевна решила во время своего отпуска лично поработать в этом архиве. Архивная служба Югры подготовила письмо об оказании содействия в работе. Нас интересовал Фонд № 9527 Опись 4 Дело 88 «Материалы расследования катастрофы самолетов СП Л-3153, ПЛ-2 № 846, МП-1 31461 Л-2950; МП-1 Л-2193, Восточно-Сибирского, Уральского, 3ападно-Сибирского, Дальневосточного управлений ГВФ, 26 августа, 15 сентября, 11 октября, 4 октября 1944 г. пилоты Столбов Г.И., Пчелкин Н.Ф., Тиммер А.А, Говорухин А.Ф. (приказы, заключения, объяснительные и докладные записки, акты, протоколы и др.)». Это Дело № 88 было сшито таким образом, что качественное копирование интересующих нас листов было просто невозможным.
О результатах своей работы в РГАЭ Патранова Валентина Васильевна поделилась в своих опубликованных на страницах окружной газеты «Новости Югры» статьях, а мы приводим факты об авиакатастрофе, произошедшей 11 октября 1944 года в 15 км юго-западнее поселка Лорба Микояновского района Ханты-Мансийского национального округа, ныне Октябрьского района.
Самолет МП-1 бис Л-2950 Обского авиаотряда Западно-Сибирского управления (ЗСУ) ГВФ начал свой путь еще 7 октября 1944 года из города Тюмени. Он летел по маршруту: Тюмень – Тобольск – Самарово – Березово – Салехард – Березово. На борту самолета находилась комиссия для проверки северных аэродромов на предмет готовности к зимней навигации. Всего на борту самолета находилось 9 человек. 4 члена экипажа: командир корабля Тимлер Александр Августович, командир Обского авиаотряда Дубенский Александр Сергеевич, бортмеханик Евсеевский Михаил Степанович и бортрадист Егоров Михаил Васильевич. 5 пассажиров: Лихошерстов Семен Васильевич, Стоянов Николай, Майборода Николай, Свидерская Ольга, Александровская или Александрова (имя не установлено).
На обратном пути уже в Березово 11 октября 1944 года перед вылетом командир Обского авиаотряда Дубенский Александр Сергеевич подошел к командиру самолета Тимлеру Александру Августовичу и спросил его, какое место он может занять в пилотской кабине. Тимлер ответил своему командиру, что любое. Дубенский занял место пилота в кабине самолета, хотя не имел на это права, а Тимлер пересел на место второго пилота. В 08.30 самолет вылетел из Березово, прогноз погоды был летным. Но погода ухудшилась, Дубенский не справлялся с полетом, потерял детальную ориентировку, стоявший на самолете барограф не работал. Дубенский, чувствуя, что не справляется, передал управление самолетом Тимлеру. Пилоты не заметили, что температура охлаждающей воды в моторе начала падать, диффузор карбюратора обледенел, вскоре мотор начал сдавать. Самолет, зацепив деревья, упал в 10.15 местного времени за землю в 15 километрах юго-западнее поселка Лорба Микояновского района.
Командир Обского авиаотряда Дубенский Александр Сергеевич и бортрадист Егоров Михаил Васильевич погибли при ударе. Остальные члены экипажа и пассажиры получили разные травмы. Двое из них ушли за помощью на вторые сутки после катастрофы — 13 октября, остальные на пятый день – 16 октября. Последняя группа вышла к озеру 19 октября и была подобрана самолетом. 21 октября этот же самолет обнаружил место катастрофы. 25 октября 1944 года все люди были доставлены в Самарово.
В этом архивном деле, хранящемся в РГАЭ, есть фотография лежащих на земле рядом с местом авиакатастрофы тел командира Обского авиаотряда Дубенского Александра Сергеевича и бортрадиста Егорова Михаила Васильевича, погибших в авиакатастрофе 11 октября 1944 года в 15 км от п. Лорба Микояновского района. Фотография сделана на 11-й день после катастрофы — [21] октября 1944 года. По понятным причинам, а в первую очередь, уважая память погибших, мы эту фотографию не публикуем.
Директор музея авиакомпании «ЮТэйр» Тепленко Александр Петрович, по просьбе краеведа Мухиной Натальи Юрьевны, прислал нам копию Листа назначений и перемещений на Дубенского Александра Сергеевича, в котором есть его фотография.
Дубенский Александр Сергеевич родился 22 июня 1909 года в городе Тамбове. Его летная карьера началась в 1932 году после окончания 2-й авиашколы ГВД в городе Тамбове. Сначала он работал командиром отряда в аэропорту города Днепропетровска, в январе 1941 года был утвержден в должности командира эскадрильи Украинского Управления ГВФ, в 1943 году назначен исполняющим обязанности начальника Павлодарской авиашколы первоначального обучения. Командиром Обского авиаотряда Западно-Сибирского Управления ГВФ А.С. Дубенский был назначен 25 ноября 1943 года. На момент смерти ему было 35 лет. У него остались в Тамбове жена – Евдокимова Мария Николаевна – 24 лет, дочь Рима – 5 лет и сын Геннадий – 1 год и 3 месяца.
Вывод по третьей авиакатастрофе: могло ли быть так, что тела погибшего командира Обского авиаотряда СЗУ ГВФ Дубенского Александра Сергеевича и бортрадиста самолета МП-1 Егорова Михаила Васильевича, летная база которых располагалась в Тюмени, могли перевезти позднее, ближе к зиме, по установившемуся санному пути и похоронить в Самарово? А как же тогда воспоминания старожилов села Самарово по поводу оконного звона и самолета Ш-2 на песчаной косе на Иртыше? Получается очень много несовпадений, но относительно других авиакатастроф 11 февраля и 22 октября 1941 года, их меньше. Поэтому такая вероятность существует, но расследование должно было продолжаться.
Расследование должно продолжаться
В Государственном архиве Тюменской области имеется на хранении Фонд Р790 «21-й Обский авиационный отряд Главного управления гражданского воздушного флота, г. Тюмень Омской области», в котором есть личные дела Дубенского Александра Сергеевича, Егорова Михаила Васильевича (Дела 88 и 91) и дело выжившего в авиакатастрофе командира самолета Тимлера Александра Августовича (Дело 317). Мы очень надеялись, что в этих делах могли содержаться сведения об авиакатастрофе, произошедшей 11 октября 1944 года в 15 километрах юго-западнее п. Лорба Микояновского (ныне Октябрьского) района. Но к огромному сожалению, ответ ГБУТО ГАТО был отрицательным: таких сведений нет.
Совершенно случайно в Государственном архиве Югры было найдено решение №120 исполнительного комитета окружного Совета депутатов трудящихся Ханты-Мансийского национального округа Омской области от 13 октября 1944 года «О создании комиссии по розыску самолета». Полагаем, что именно эти люди, указанные в документе, владели всей информацией и могли принимать решение о захоронении погибших Дубенского Александра Сергеевича и Егорова Михаила Васильевича в районе Самаровского гидропорта. На вопрос: почему же их тела не перевезли в Тюмень, можно предположить, что тела, пролежав месяц или два в леднике в поселке Лорба и потом доставленные в Самарово по санному пути либо самолетом, находились уже в мягко сказать нехорошем состоянии. А почему их не захоронили на обычном кладбище? Полагаем потому, что Дубенский Александр Сергеевич был все-таки командиром Обского авиаотряда СЗУ ГВФ и поэтому было принято решение о заоронении погибших рядом с Самаровским гидропортом для торжественности и увековечивания памяти.
На фотографиях из РГАЭ видно, что на фоне обломков самолета были сфотографированы несколько человек, один из них на каждой фотографии закрашен черным цветом, а других людей нам оставили возможность видеть. Кто были эти люди? Существовала вероятность того, что еще живы очевидцы авиакатастрофы около поселка Лорба. Что представлял из себя этот поселок в 1944 году? Лорба – был достаточно большим лесозаготовительным поселком, в котором жили спецпереселенцы.
Чтобы найти очевидцев авиакатастрофы мы обратились за помощью к начальнику архивного отдела администрации города Нягани Павленко Нине Васильевне. Она дала нам координаты руководителя краеведческого клуба города Нягани Крюковой Натальи Александровны. Наталья Александровна заинтересовалась этой темой и нашла человека – бывшего жителя поселка Лорба, проживающего ныне в городе Салехарде, который знал об авиакатастрофе и даже видел фотографию, подобную полученной нами из РГАЭ. У нас состоялся телефонный разговор, в ходе которого удалось установить следующее.
Крюков Борис Павлович, 1947 года рождения, проживал в поселке Лорба до 1964 года. В детстве он был знаком с жителем поселка, спецпереселенцем, участником Первой мировой войны, охотником Шимовым, который рассказывал ему об упавшем самолете и показывал фотографию, на которой были видны обломки самолета и несколько людей – участников поисково-спасательного отряда. По словам Б.П. Крюкова, авария самолета произошла в марте 1943 года, самолет сначала низко пролетел над поселком Лорба, а потом упал в 15-17 километрах от него. Погода была плохая. Жители поселка снарядили троих человек на поиски упавшего самолета, двое их которых были братья Шимовы. С ними были собаки. Поисковики ночью услышали собачий лай, вышли на костер, нашли выживших людей. Потом прилетел спасательный самолет, собрали вещи, документы, трупы погибших перевезли в п. Лорба. Когда я спросила Бориса Павловича, помнит ли он на фотографии снег, он ответил, что снега на фотографии не было. Значит, это все-таки был не март месяц. И речь идет об одной и той же катастрофе.
Одновременно мы пытались найти свидетельства об авиакатастрофе самолета тех людей, которые в ней выжили: командир корабля Тимлер Александр Августович, бортмеханик Евсеевский Михаил Степанович, старший инженер Обского авиаотряда Лихошерстов Семен Васильевич, начальник связи Обского авиаотряда Стоянов Николай; Майборода Николай, Свидерская Ольга, Александровская или Александрова, профессии, звания и должности которых не установлены. В ходе поиска информации об этих людях открывались героические страницы истории северной авиации, когда в абсолютно суровых условиях проходило строительство первых аэропортов, метеостанций, установление первых летных маршрутов, слепые полеты без связи, аварии самолетов. Когда узнаешь биографии первых летчиков – первопроходцев на Югорской земле, удивляешься, насколько много в них было героизма, мужества и силы.
Командир самолета Тимлер Александр Августович – участник Великой Отечественной войны, награжден Орденом Красной Звезды. В детстве у Александра Тимлера рано умерли родители и он воспитывался в детском доме, бродяжничал, попал в детскую коммуну, овладел ремеслом. Окончил Батайскую школу ГВФ. На войне летал в 1-й эскадрильи связи ОПАГ, служил на Северо-Западном фронте, держал связь с партизанскими отрядами, перевез 300 раненных из-за линии фронта. Во время войны состоялась встреча Тимлера Александра Августовича с известным советским кинодраматургом, лауреатом Государственной премии СССР Каплером Алексеем Яковлевичем, который впоследствии опубликовал совместные фотографии в своих мемуарах. В 1942 году, по приказу И.В. Сталина, как советский немец, был снят с фронта и направлен в Обской авиаотряд в город Тюмень. В Тюмень к нему переехали из Горького жена и дочь.
Еще один интересный факт из биографии А.А. Тимлера. Известный поэт Вадим Коростылев, автор песен и стихов, был в составе экспедиции, которую А.А. Тимлер доставлял на север Ямала. Что-то случилось с мотором самолета и пришлось совершить вынужденную посадку в тундре, где то между Яр-Сале и бухтой Находка. Семь суток боролись люди за жизнь, как пишет В. Коростылев в своих воспоминаниях, и опорой для всех, образцом стойкости был Александр Тимлер.
Тимлер Александр Августович перестал летать в 1946 году после сильнейшей аварии самолета, всю дальнейшую жизнь работал в Тюменской больнице рентгенотехником. Дочь А.А. Тимлера – Генриетта Александровна работала диктором Тюменского телевидения, ее муж – Горбачев Виктор Семенович был главным редактором Тюменской правды, а их дочь Елена Горбачева в начале карьеры работала в окружной газете «Новости Югры».
Удалось также узнать немного информации о другом выжившем в аварии — старшем инженере Обского авиаотряда Лихошерстове Семене Васильевиче. Уроженец города Брянска, 1908 года рождения, окончил Ленинградский институт инженеров ГВФ, в 1937 году был направлен в Обской авиаотряд в г. Тюмень. После аварии 11 октября 1944 года до 1965 года работал в Салехардском объединенном авиаотряде.
Архивная служба Югры будет продолжать свое расследование по установлению имен захороненных в безымянной могиле в районе Самаровского гидропорта погибших летчиков. В ходе расследования мы уже установили новые исторические факты, открыли неизвестные страницы в истории северной авиации, познакомились с новыми заинтересованными исследователями, объединились в своей поисковой работе с журналистами, краеведами, архивистами. Мы надеемся на восстановление исторической справедливости и увековечивание памяти первых летчиков – первопроходцев на Югорской земле.
Будем рады любой информации, которая может помочь в ответе на вопрос «Кто же все-таки похоронен в могиле в Ханты-Мансийске в районе Самаровского гидропорта?». Если Вы можете подсказать дальнейшие пути поиска, пишите.