Фото Светланы Трифановой
Сегодня о секретах своей незаметной, но чрезвычайно важной профессии рассказывает Мария Сивкова, костюмер МБУ КДЦ «Октябрь» Ханты-Мансийска.
Царство стразов и тканей
Нарядные кокошники и армейские каски, стоптанные «кирзачи» и модельные туфли, блескучие сарафаны и выгоревшие плащ-палатки – чего только не увидишь на плечиках и полках двухуровневого кабинета, где трудится Мария. И за каждым предметом необходим тщательный и не побоюсь этого слова – любовный уход.
Свой путь к профессии наша героиня выбрала с юных лет. В родном Петрозаводске закончила сначала швейное училище, затем Карельский государственный педагогический университет по специальности «обработка швейных изделий, хранение продукции и декоративно-прикладное творчество». Открыла свое ИП, какое-то время занималась швейным производством, а потом так обернулась жизнь, что появилась возможность уехать в далекий и абсолютно незнакомый Ханты-Мансийск. Узнав о планах дочери, мама пришла в ужас: куда ты собралась, там же медведи по улицам ходят!
Мария Сивкова приехала в Ханты-Мансийск четыре года назад вместе с двухлетним сыном. Как это нередко водится, рассчитывала поработать несколько месяцев и вернуться назад, в Карелию. Но внезапно поняла, что полюбила – новую работу, костюмы, коллектив, город. Сейчас она сама недоумевает:
— Вскоре съездила в отпуск на родину, вернулась и – странное дело! — вдруг ощутила себя здесь дома…
О костюмах – с любовью
— Поначалу я сама не очень понимала, в чем заключается специфика работы костюмера. Считала, что обязанности ограничиваются выдачей костюмов, а в остальное время можно спокойно сидеть и ничего не делать. В реальности сидеть приходится только за швейной машинкой. У костюмеров очень много работы по уходу за изделиями, всегда кому-то что-то срочно надо, — улыбается Мария.
Новые костюмы по заказам коллективов «Октября» отшивают в специальных ателье. Этому предшествует подготовительная работа, в ходе которой костюмер помогает описывать те изделия, которые хотят получить артисты — исходя от идеи будущего номера.
— У сценических костюмов своя специфика, необходимо главное — чтобы артистам было в них комфортно, — считает героиня. – Всегда много хлопот по подгонке. Сложность задачи состоит в том, чтобы даже после внесения изменений впоследствии им можно было вернуть первоначальный облик.
Особенно много работы наваливается в ходе больших концертов — в канун Дня защиты детей, Масленицы, Дня Победы и так далее. Часто в самый неподходящий момент ломаются «молнии», в результате чего нередко костюмы приходится зашивать прямо на артистах. Вообще, во время больших концертов Мария всегда вынуждена находиться не в зрительном зале, а на своем рабочем месте – вдруг кому-то срочно понадобится подогнать или отремонтировать платье или штаны…
Платье как передатчик энергии
По словам Марии, скучно и одиноко на работе ей никогда не бывает. Часто приходят руководители творческих коллективов, советуются, обсуждают, просят помочь.
— Со всеми мне очень легко работается, — признается Сивкова. — Когда коллеги после выступлений сдают костюмы, то я чувствую, что они буквально напитаны положительной энергией. Например, в этом году уставшие, но довольные артисты вернулись после адресного поздравления ветеранов. Я физически ощутила, как зашкаливали их эмоции – столько в них было позитива. Значит, не зря мы все работали, событие оказалось очень значимым для пожилых людей.
Сейчас на рабочем столе перед Марией разложен роскошный алый сарафан. Она поясняет:
— Это я реставрирую костюм «золотая хохлома». Видите, аппликация у него осыпалась, стразы частично оторвались. Над каждым таким сложным изделием приходится корпеть иногда по два дня — не поднимая головы…
У костюмера множество самых разнообразных забот и хлопот. Достаточно сказать, что некоторые особо затейливые «одежки» приходится стирать вручную, потом гладить или отпаривать. Как выясняется, «капризные» костюмы не любят долго лежать в ящиках, всех их надо периодически перетряхивать и перестирывать. А объемные ростовые куклы – те только обрабатывать паром.
О «спаривании» сапог и пошивке Масленицы
— Работа в «Октябре» многое мне дала, — рассказывает мастерица. – Так, оказывается, я узнала, что умею менять обивку на мебели, шить палатку и многое другое. Увлекательное занятие — шить чучело Масленицы. Жалко, правда, что в конце концов творение, на которое уходит две-три недели труда, сгорает за пять минут… Но ничего не поделаешь – народная традиция!
Еще одна забота — хореографическая обувь, которая чрезвычайно быстро стаптывается. Но главная проблема, чтобы после выступления артисты ее «спарили», потому как самостоятельно костюмеру отыскать «родную» пару в куче одинаковых и одноразмерных сапог чрезвычайно сложно.
В свободное время Мария, по ее признанию, любит шить для близких, а еще — узнавать что-то новое. Сейчас, например, она проходит онлайн обучение по построению сложных корсетных платьев. Интересно же! А еще ей нравится летом вместе с сыном ездить по набережной на велосипедах, а зимой – любоваться праздничной иллюминацией на улице Гагарина.
Такая вот она – наша сегодняшняя героиня, тихо и незаметно делающая нашу жизнь праздником. И влюбленная в свое дело:
— Любая профессия интересна, все зависит от отношения к ней человека…