На фото: так выглядел самолет ПР-5, разбившийся возле Ханты-Мансийска
11 февраля 1941 года пилот Обского отдельного авиаотряда выполнял полет по маршруту Тюмень – Самарово. На борту находилось 4 взрослых пассажира и 2 ребенка. В 07:35 самолет появился над а/п Тобольск. Пилот получил разрешение на пролет и последовал далее на Самарово. Пролетев по трассе контрольные пункты Уват и Демьянское, пилот не пошел на следующие контрольные пункты Цингалы и Реполово, а полетел прямым курсом на Самарово.
При приближении к Самарово, у реки Конда, пилот встретил резкое ухудшение погоды – сильный ветер, наземную метель и снегопад с сокращением видимости до 1-2 км. Из-за ухудшения видимости пилот отклонился от курса следования и пролетел Самарово, не заметив его. Выйдя на более хорошую погоду в районе Елизарово, он увидел, что пролетел Самарово и принял неправильное решение вернуться снова в сторону Самарово.
Там он опять попал в плохую погоду, которую только что прошел. К этому времени погода еще более ухудшилась усилившимся ветром, наземной метелью и снегопадом с видимостью до 1 км и менее. Попав в эти условия, пилот стал выбирать место для посадки на пойме реки Обь, у юрт Тренкинские (15 км севернее Ханты-Мансийска), где имелось ровное снежное поле размерами 3,5 на 4,5 км, окруженное кустами.
При развороте самолет с работающим мотором на большой скорости ударился о землю и разрушился. Пилот и пассажиры погибли.
Выводы комиссии, расследовавшей АП
- Основной причиной катастрофы являются заведомо неправильные действия пилота, в данном случае игнорировавшего наставление по летной службе и правил безопасности полетов:
а) Нарушил наставление по летной службе: встретив резкое ухудшение погоды, не вернулся в пункт вылета и производил полет при плохой погоде с пассажирами на борту.
б) Выйдя в район хорошей погоды и обнаружив, что пролетел Самарово, вместо посадки вернулся в район плохой погоды, которую только что пролетел.
- Второй основной причиной катастрофы является нечеткое обслуживание трассы метеостанциями. Консультация пилоту дана на основании устаревшей карты погоды. Прогноз погоды не предусматривал ухудшение погоды в конце трассы. Не было дано четкого и правильного прогноза погоды для разрешения пролета а/п Тобольск.
- Косвенной причиной катастрофы является отсутствие контрольно-семафорного пункта на участке трассы Тобольск – Самарово, что не дает возможности предупреждать самолеты без радиосвязи об ухудшении погоды впереди.
- Причинами катастрофы также являются малый налет пилота в облаках, отсутствие у него тренировки слепого полета и недостаточная работа по разъяснению летному составу необходимости строгого выполнения всех правил и наставлений по летной службе и правил по обеспечению безопасности полетов.