Катастрофа самолета ПР-5 в районе Ханты-Мансийска

На фото: так выглядел самолет ПР-5, разбившийся возле Ханты-Мансийска

11 февраля 1941 года пилот Обского отдельного авиаотряда выполнял полет по маршруту Тюмень – Самарово. На борту находилось 4 взрослых пассажира и 2 ребенка. В 07:35 самолет появился над а/п Тобольск. Пилот получил разрешение на пролет и последовал далее на Самарово. Пролетев по трассе контрольные пункты Уват и Демьянское, пилот не пошел на следующие контрольные пункты Цингалы и Реполово, а полетел прямым курсом на Самарово.

При приближении к Самарово, у реки Конда, пилот встретил резкое ухудшение погоды – сильный ветер, наземную метель и снегопад с сокращением видимости до 1-2 км. Из-за ухудшения видимости пилот отклонился от курса следования и пролетел Самарово, не заметив его. Выйдя на более хорошую погоду в районе Елизарово, он увидел, что пролетел Самарово и принял неправильное решение вернуться снова в сторону Самарово.

Там он опять попал в плохую погоду, которую только что прошел. К этому времени погода еще более ухудшилась усилившимся ветром, наземной метелью и снегопадом с видимостью до 1 км и менее. Попав в эти условия, пилот стал выбирать место для посадки на пойме реки Обь, у юрт Тренкинские (15 км севернее Ханты-Мансийска), где имелось ровное снежное поле размерами 3,5 на 4,5 км, окруженное кустами.

При развороте самолет с работающим мотором на большой скорости ударился о землю и разрушился. Пилот и пассажиры погибли.

Выводы комиссии, расследовавшей АП

  1. Основной причиной катастрофы являются заведомо неправильные действия пилота, в данном случае игнорировавшего наставление по летной службе и правил безопасности полетов:

а) Нарушил наставление по летной службе: встретив резкое ухудшение погоды, не вернулся в пункт вылета и производил полет при плохой погоде с пассажирами на борту.

б) Выйдя в район хорошей погоды и обнаружив, что пролетел Самарово, вместо посадки вернулся в район плохой погоды, которую только что пролетел.

  1. Второй основной причиной катастрофы является нечеткое обслуживание трассы метеостанциями. Консультация пилоту дана на основании устаревшей карты погоды. Прогноз погоды не предусматривал ухудшение погоды в конце трассы. Не было дано четкого и правильного прогноза погоды для разрешения пролета а/п Тобольск.
  2. Косвенной причиной катастрофы является отсутствие контрольно-семафорного пункта на участке трассы Тобольск – Самарово, что не дает возможности предупреждать самолеты без радиосвязи об ухудшении погоды впереди.
  3. Причинами катастрофы также являются малый налет пилота в облаках, отсутствие у него тренировки слепого полета и недостаточная работа по разъяснению летному составу необходимости строгого выполнения всех правил и наставлений по летной службе и правил по обеспечению безопасности полетов.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика