Поддерживая инициативу малого Совета о создании окружного территориального фонда будущих поколений (Фонд потомков), Совет народных депутатов автономного округа решил:
- Администрации округа перечислять ежеквартально, начиная с 1 января 1993 г., 20% средств (в том числе валютных), полученных от реализации окружной квоты товарных и сырьевых ресурсов, на банковские счета Фонда потомков.
- Поручить окружному малому Совету до восьмой сессии Совета народных депутатов:
— доработать проект Положения об окружном территориальном фонде будущих поколений;
— зарегистрировать в установленном законом порядке Фонд потомков в форме акционерного общества открытого типа;
— рекомендовать выступить учредителями Фонда потомков окружному фонду имущества, ассоциации «Спасение Югры», другим организациям.
- Поручить администрации округа, окружным комитетам по геологии, по управлению лесами, по земельной реформе, по экологии, по охране природы, по делам малочисленных народов Севера до 1 марта 1993 г. представить на рассмотрение малого Совета перечень месторождений, лесосырьевых баз и территорий для включения в Фонд потомков, а также проекты нормативных документов, определяющих их статус и сроки резервирования, с последующим утверждением решения малого Совета окружным Советом.
- Считать целесообразным, на основании положительных экспертных оценок, использование средств Фонда потомков в инвестиционных фондах, создаваемых с привлечением приватизационных чеков населения.
- Контроль за выполнением решения возложить на члена малого Совета Г. В. Тихонова.
В. А. Чурилов, председатель Совета народных депутатов автономного округа.
Что мы оставим в наследство нашим внукам и правнукам? Вопрос громадный, даже если рассматривать его только в масштабе округа. И вот у нас уже занимаются созданием Фонда будущих поколений. Татьяна Сергеевна Новашина, заведующая отделом науки окружного Совета народных депутатов, комментирует данный вопрос.
— Прежде всего, мы очень часто слышим из уст политиков и правительственных чиновников, что необходимо беречь ресурсы государства, жить не только днем сегодняшним, но и завтрашним. Конечно, необходимо думать о будущем поколении не только с точки зрения проблем текущего дня, но и с точки зрения их обеспечения в будущем теми природными богатствами, которыми нас так щедр о одарила природа. В округе родилась идея создания Фонда будущих поколений или Фонда потомков. Я должна сразу сказать, что все цивилизованные страны мира, такие, как Штаты, Англия, Франция и относительно менее цивилизованные, такие, как Кувейт, Гренландия имеют вполне реализованную идею сохранения природного и ресурсного богатства своих стран для будущих поколений.
Мы не оказались оригинальными и пошли тореной дорогой. Но — тореной относительно. Несмотря на то, что мировой опыт накоплен, мы оказались в полном неведении, если не считать каких-то теоретических познаний в этом вопросе. По всей вероятности, на территории нашей страны такого рода Фондов не существует. Но это не значит, что они не будут созданы. Такого рода меры принимаются во всех регионах.
На сегодняшний день принято решение малого Совета о создании рабочей группы по разработке пакета документов, в которую войдут и представители депутатского корпуса, в частности, председатели постоянных комиссий Тихонов Геннадий Васильевич, Карасев Владимир Иванович и работники окружного Совета, в их числе — зав. отделом науки — я, зав. юридической службой окружного Совета Чистов Виктор Николаевич.
Планы уже не просто вынашиваются, а предпринята попытка их реализации.
— Татьяна Сергеевна, вы, конечно, можете ошибаться и будете, очевидно, ошибаться при создании этого Фонда, но вы же не изобретаете велосипед. Наверное, проще поехать куда-нибудь, посмотреть, что и как?
— Да, лучше один раз увидеть, чем много раз услышать. Нас очень интересует Кувейт. Фонд развития Кувейта — это одна из мощнейших и богатейших организаций, которая определяет судьбу будущих поколений, сберегая ресурсный потенциал. И Кувейт нам очень близок. Близок прежде всего потому, что это нефтяной регион. Посмотреть, каков же уровень функционирования Фонда развития Кувейта, было бы полезно. А пока рассмотрен проект положения, в котором в общих чертах обозначены цели, задачи и правовой статус этого Фонда. Мы предприняли попытку прописать не только правовой статус, но и в самых общих чертах определить, каков же будет механизм функционирования Фонда, прежде всего в плане аккумуляции сырьевых и денежных территориальных ресурсов. И сейчас, несмотря на то, что практического опыта создания такого Фонда у нас нет, я могу сказать, что иногда можно в большей степени проникнуть в глубину того или иного явления, если теоретические наработки будут подкреплены практическим опытом. Не хотелось бы оказаться в роли туристов, которые приезжают, смотрят и начинают внедрять у себя опыт цивилизованной страны, не выносив его в себе.
— Что может достаться нашим потомкам в первозданном виде? Я думаю, национальные парки, заповедники. Ну а вы, очевидно, имеете в виду нефтяные запасы. Как сделать так, чтобы и нам досталось, и тем, кто будет жить после нас?
— Сегодня становится ясно, что даже для нефтяной промышленности необходимы заповедные места, которые окажутся нетронутыми нефтедобытчиками, нефтеразработчиками. В данном случае как раз идет речь о сохранении ресурсного потенциала в плане изъятия из разработки тех или иных месторождений. Там большой перечень месторождений, подлежащих резервации. Эта ресурсная резервация и повлечет за собой создание Фонда в его материальной части, которая окажется нетронутой до определенного момента, допустим, в течение 10, 20, 50 и более лет. Такой опыт есть и в Канаде, и в США. Ведь известно, что американцы давно уже идут по пути добычи нефти за пределами своей территории. В том же Ираке, в том же Кувейте и в России тоже. И если даже в нынешних тяжелых условиях принимается решение на уровне округа о необходимости резервации лесных ресурсов, нефтяных месторождений для того, чтобы сохранить их как ресурсный потенциал будущих поколений, я думаю, уже можно сказать, что это колоссальной силы решение. Речь идет еще и о рублевых и валютных средствах, которые могут быть вложены в коммерческие банки. Все это даст возможность обеспечить жизнь будущих поколений. К моменту вхождения в жизнь их в качестве полноправных членов общества, наверное, будут нужны не только те месторождения, которые зарезервированы, но и те текущие средства, которые будут поступать со счетов и тоже не будут подлежать изъятию в течение 20—-25 лет. Прогрессивное накопление дивидендов на нетронутый капитал идет, и это будут средства для поколений, которые завтра вступят в жизнь.
— Наверное, самая большая проблема — прийти к согласию с нефтяниками?
— Мы этим вопросом еще не занимались. Механизм изъятия, резервирования месторождений еще не отработан, и тем не менее первые шаги в этом направлении делаются. Создается не только законодательная база, которая так или иначе будет способствовать ресурсонакоплению, но и целый ряд структур. И Совет получает новые полномочия для такого рода бампера на пути экспансии. Проблем здесь очень много. К сожалению, наша страна являет собой гипертрофированный пример того, как может быть разночтение интересов доведено до абсурда. Вроде бы, люди руководствуются одной идеей: блага людей, живущих сегодня, блага завтрашнего поколения. И идея вроде бы принята. Но вот способ реализации каждым воспринимается по-своему.
— Наверняка, когда вы взялись за эту работу, у вас возникла такая мысль. Почему за столько лет существования Советской власти у нас никогда никто не думал о том, что же останется будущим поколениям?
— А ведь вы на этот счет ошибаетесь. Я в недавнем прошлом преподаватель политэкономии, и мне очень хорошо известно, что как раз все было подчинено созданию светлого будущего для грядущих поколений. Ведь мы практически все 75 лет существовали ради светлого будущего. И поэтому говорить о том, что никогда не думали о сохранении ресурсного потенциала, наверное, было бы несправедливо. Другое дело, что никогда реально для этого ничего не делалось. Существовали институты, структуры, деятельность которых была целиком посвящена жизни будущих поколений. Эго было, это всегда было. И сейчас очень часто и очень много говорится о необходимости сохранения ресурсного потенциала. Но это не значит, что между словом и делом не будет разрыва. Попытки на уровне округа решить эту проблему многими воспринимаются на словах позитивно, но на деле не всегда поддерживаются.
Рассматривать Фонд потомков в отрыве от всего, что происходит в округе, наверное, нельзя. Рассматривать его можно только в общем контексте развития рыночных отношений.
Записала Л. Лущай
Журнал «Югра», 1993, №1