…О судьбе хантымансийца Геннадия Алексеевича Черкашина следовало бы написать роман, а потом по нему снять увлекательное кино. В нем было бы все, как положено в приличном сериале: волнующие тайны, детективные расследования, удивительные совпадения и роковая любовь. И, что немаловажно – хэппи энд, когда постаревшие главные герои сидят у самовара на веранде собственного домика и вспоминают минувшие дни…
Об удивительных совпадениях
Вот вам первое из них: родители зарегистрировали свой брак 22 июня 1941 года. Познакомились они в давно забытом поселке Сойма, где жили заброшенные Второй мировой войной поляки. Мама была учительницей, а отец Алексей Федорович — комендантом в спецпоселках, множество которых было разбросано по тайге.
Совпадение второе: родился маленький Гена в будущий День народного единства — 4 ноября 1946 года. Он появился на свет в одном из бревенчатых бараков спецпереселенческого поселка Черемухово, что некогда находился недалеко от Цингалов, и где из-за осенней распутицы застряли родители.
Мало вам совпадений? Вот еще одно. В доме коменданта Черкашина нередко останавливались кассиры, которые везли большие суммы денег и на время прятали их под кроватью. Когда отец по делам службы покидал дом, то на страже ценностей оставляли Геннадия. Двенадцатилетнему пацану вручали тяжеленную винтовку и велели стрелять в потолок, если какой-нибудь злоумышленник начнет ломиться в дверь.
Кто бы мог тогда предположить, что именно этот факт определит судьбу Геннадия Алексеевича, который всю свою жизнь будет служить и защищать…
Вскоре Алексея Федоровича перевели участковым в Ханты-Мансийск. В годы войны он был награжден медалью «За боевые заслуги» за мужество и смекалку, проявленные в борьбе с ворами, бандитами, дезертирами. Он 17 лет прослужил в милиции, а вот его брат Михаил Федорович – 40 лет, являлся и начальником уголовного розыска в Ханты-Мансийске, и начальником Шурышкарского РОВД на Ямале.
О роковой любви
Жили Черкашины в Самарово, поэтому учился Геннадий в школе №2. Вместе с друзьями принимал самое активное участие в жизни класса, что подчас приводило к непредсказуемым последствиям.
Так, например, однажды они отправились на поиски металлолома, мобилизовав у одного из одноклассников лошадь с санями. Предприимчивые пацаны «зарулили» на территорию ЭРУ сплавконторы, где обнаружили целую кучу «бесхозных» лопастей к судовым винтам. Недолго думая, друзья перекидали их в сани и увезли на пункт приема, обеспечив тем самым себе первое место в соцсоревновании. Правда, на следующий день поднялся страшный шум и несостоявшимся «передовикам» пришлось возвращать ценное имущество обратно…
В 1962 году он вступил в ряды комсомола. У мальчика с детства обнаружился художественный вкус и способности к рисованию, его даже прочили в Академию художеств, но воспротивились родители. Однако, художественные навыки не раз пригодились в жизни. Он в школе выполнял комсомольские поручения — все годы оформлял школьный актовый зал, в армии – «Ленинскую комнату», являлся «вечным» редактором стенгазет и сатирических листков.
После школы наш герой отправился служить Родине в рядах Советской Армии. Попал сначала в Хабаровское командно-техническое училище, которое закончил с отличием, потом служил под Новосибирском. А через два с половиной года вернулся в родной Ханты-Мансийск.
Но мы отвлеклись от темы любви. Симпатичная и умная девочка Валентина и Геннадий учились в одном классе, но поначалу никакого интереса друг к другу не проявляли. И лишь через несколько лет, случайно встретившись на Самаровской площади, они со внезапно возникшим взаимным интересом пригляделись друг к другу. И вот результат: в следующем году чета Черкашиных будет отмечать «золотую свадьбу» — 50 лет совместной жизни! Кстати, «Отличник здравоохранения» Валентина Васильевна работает до сих пор — старшей медсестрой детской поликлиники.
О детективных расследованиях
После демобилизации Геннадия его отец, трудившийся тогда во вневедомственной охране, предложил и сыну там поработать. Посмотрев на бравого сержанта запаса, в охране спросили: ты в электричестве что-нибудь понимаешь? Получив в ответ «Ну, маленько», взяли парня электромонтером и дали на обслуживание Самаровский участок.
Впрочем, совсем скоро к молодому специалисту пригляделись внимательнее, оценили его добросовестный подход к делу и предложили должность старшего инспектора пульта централизованной охраны. Тогда-то Геннадий Алексеевич и надел милицейские погоны.
Как раз в тот период во вневедомственной охране стали широко внедрять технические средства, расширять пультовую охрану. На смену сторожам пришла современная техника, что незамедлительно сказалось и на экономии, и на надежности. Первый пульт централизованной охраны появился в Тюмени, второй – в Ханты-Мансийске.
А вот милиционеров катастрофически не хватало, вспоминает ветеран:
— Четыре человека — группа задержания, да водитель гражданский, да хрюкающая рация, которая замолкала каждый раз, когда из Самарово на горку поднимаешься…
Он хорошо помнит самую первую кражу, которую удалось предотвратить с помощью пультовой охраны. Сработала сигнализация в брусовом балке, принадлежавшем ОРСу Нефтегазстроя, на углу улиц Красной (Рознина) и Карла Маркса. Туда на ГАЗ-69 с гражданским водителем сразу же выехал милиционер Биктимиров. Видит – возле взломанной двери стоят сани с лошадью. На предложение сдаться из темного проема появились две фигуры – одна с топором и мешком коньяка, вторая — с ломиком и мешком шампанского. Усадив преступников в «газик» и наставив на них ствол пистолета, поехали в горотдел. А водитель, кстати, на следующий день уволился – слишком большие эмоции он испытал во время такого задержания…
О забавном
Геннадий Алексеевич удивляет глубиной своей памяти, с профессиональной цепкостью сохранившей в себе массу цифр, примеров, дат, событий:
— В те годы Ханты-Мансийск был захолустным городом, куда летом приезжало немало любителей легкой наживы. Они не знали о новейших технических возможностях милиции, благодаря чему легко попадали в руки закона. Помню, в одну из ночей в Самарово было сразу три случая проникновения. Сначала в кулинарии сигнализация сработала, потом в 37-м магазине, затем в ЭРУ сплавконторы. Всех любителей легкой наживы задержали.
Собеседник рассказывает множество случаев, которые с полным правом можно отнести к разряду анекдотичных.
…Во время совершения кражи в магазине ОРСа геологов задержали мужика. Удивленные сотрудники милиции поинтересовались, зачем тот снял с фронтона здания давно обесточенный звонок громкого боя и унес его на другую сторону улицы. Оказывается, горе-воришка думал, что тот зазвенит. Ему было невдомек, что вместо оглушительного звонка негромкий сигнал ушел на пульт вневедомственной охраны.
…В разных магазинах города ночью несколько раз разбивали камнями окна в магазинах, при этом попыток проникновения не было. В очередной раз сигнал поступил из 41-го магазина, что в поселке Рыбников на Лермонтово. Через несколько дней в том же 41-м вновь разлетелось окно, на этот раз пропали кое-какие продукты и выпивка. Было принято решение установить там засаду, благодаря чему вскоре задержали парня из Октябрьского района. Он признался, что разбивал окна, чтобы выяснить время, которое требуется группе задержания для прибытия к месту преступления. И лишь в находившемся на отшибе 41-м магазине время его устроило.
Но самое смешное, что на этом история не закончилась. Вскоре задержанный совершил побег из ИВС. Милиционеры головы ломали – где теперь искать преступника? Скорее от отчаяния кто-то из них предложил вновь установить засаду… в 41-м магазине. И беглеца действительно там снова задержали! Находясь в бегах в чужом для себя городе, он решил обокрасть единственный хорошо ему известный объект…
…Поступил сигнал из самаровского универмага. «Тревожная группа» сделала обход – все цело, и окна, и двери. Но внутри обнаружилась дыра с чердака, а рядом приготовленная к выносу целая куча ценных вещей. Вызвали опергруппу, принялись осматривать и описывать место преступления, и вдруг кто-то из сотрудников увидел на полу поношенную куртку, в кармане которой нашелся… паспорт воришки. А когда милиционеры стали развешивать вещи, то в нише за занавеской обнаружился и сам владелец паспорта.
— Сидел там как петушок на жердочке, — с улыбкой вспоминает Черкашин. – Он из Тобольска приехал, и утром должен был уплыть обратно на «Метеоре»…
…И вновь «сработка» в многострадальном самаровском универмаге — преступник отогнул решетку, а когда услышал звук автомобильного мотора, скрылся во дворах. Да вот незадача – как раз в это время пошел снежок и после злоумышленника остались предательские следы. Милиционеры пошли по ним, а тут из-за поворота вышел мужичок. Находчивые «пинкертоны» велели ему потоптаться на месте, сличили оттиски, убедились в их идентичности и преступнику не оставалось ничего, кроме как сознаться…
На спецоперацию – на такси
Трудно поверить, в каких условиях совсем еще недавно были вынуждены нести службу сотрудники правоохранительных органов. Одна из вечных проблем — нехватка транспорта. Единственная машина часто ломалась – и на чем группе задержания мчаться на выезд? В результате охрана заключала договор с АТП и нанимала такси. Каждый день приезжал таксомотор с «шашечками», водитель включал счетчик и садился пить чай в ожидании вызова.
В 1985 году Геннадий Алексеевич был назначен начальником городского отделения вневедомственной охраны. К тому моменту в штате находилось уже 120 человек со сторожами, и обязанностей у сотрудников было множество. Это не только обеспечение непосредственной охраны объектов, но и обход микроучастков (была такая форма работы), участие в рейдах, охрана общественного порядка.
— А я как начальник два-три раза в месяц был обязан лично объехать и проверить все посты в городе. Так что порой службу мы несли круглосуточно, — говорит наш герой. – Хорошо хоть, народ тогда был более «мирный». Например, на моей памяти сотрудникам охраны лишь один раз пришлось применять оружие, да и то не по человеку, а в воздух — чтобы остановить собравшегося прыгать через забор преступника.
Период руководства Геннадия Алексеевича выпал на самый сложный этап отечественной новейшей истории – перестройку. Ломались устоявшиеся связи, представления, правила, на смену им приходили вакханалия и беспредел. Но благодаря таким людям, как Черкашин, стране удалось пережить новую Смуту.
— Коллектив был сплоченным, кадры не менялись, благодаря чему я всегда знал, от кого что ждать и на кого можно надеяться. Работали не ради рубля, а за страх и совесть, — твердо говорит ветеран.
Семья как увлечение
В 1998 году начальник отдела вневедомственной охраны подполковник Черкашин ушел на заслуженный отдых, уступив дорогу молодым и «зубастым». Наконец-то у него появилось время на собственную, персональную личную жизнь, в которой нет места ночным звонкам и внезапным вызовам.
Занялся строительством собственного красивого и удобного дома, принялся водиться с внуками, а их у Черкашиных четверо. Дети пошли по стопам отца — дочь Екатерина работает юристом, а сын Данил буквально на днях вышел на пенсию с должности старшего оперуполномоченного УБЭП. Он, кстати, хороший спортсмен, в юности даже входил в сборную округа по лыжным гонкам.
Старший Черкашин любит хлопотать по хозяйству – что-нибудь мастерить, зимой убирать снег, из древнего «Запорожца» своими руками сварганил для дачи трактор.
— Но это еще не все, — сверкает белозубой улыбкой наш герой. — Я в детстве на гармошке играл. А когда вышел на пенсию, то гармонь снова попала в руки. Потянул раз, другой – дело вроде пошло. Теперь вот играю для души…
И он растянул меха, а потом запел проникновенным голосом…
…Ну, неужели это вам не хэппи энд?..
Фото Светланы Трифановой