Здесь был Дом пионеров…

Анатолий Корнеев

Наш город быстро меняет свое лицо. На месте сиротливо стоящих деревяшек вырастают современные жилые и офисные здания, и те, кто пройдет по улицам города завтра, будут уверены, что так было всегда. А вот те, для кого Ханты-Мансийск – город детства, юности, взрослости и старости, помнят каждый дом…

Рядом с Центральной площадью по осени открылось кафе быстрого питания. Здание органично вписалось в архитектурный облик и в своеобразный березово-рябиновый скверик. Только память упрямо отматывает пленку назад и подсказывает – здесь был Дом народного творчества. А еще раньше в здании располагался Дом пионеров.

Дом пионеров… Это была своеобразная маленькая, но очень любимая юными горожанами планета. По выходным дням Дом пионеров наполнялся шумными и веселыми ребятишками. Они расходились по кабинетам и… творили. Да, именно творили! В большой комнате методисты терпеливо учили мальчишек мастерить своими руками из деревянных палочек и бумаги настоящие планеры, в кабинете рядом увлеченно смешивали химикаты и колдовали над проявлением пленок юные фотолюбители, еще дальше девчонки овладевали искусством кройки и шитья…

В восьмом классе я записался в кружок кинодемонстраторов. Нам достался самый маленький кабинет, но зато у нас были настоящие аппараты – «Украина» для показа фильмов на узкой пленке и «Школьник» для широкой пленки. Целый год профессионалы из кинотеатра «Художественный» рассказывали и показывали на практике устройство этих фантастических для нас аппаратов, а по окончании этих курсов мы получили настоящие удостоверения, в которых было написано «Профессия – кинодемонстратор». И уже в девятом классе директор нашей школы Юрий Георгиевич Созонов доверил мне показ мультфильмов на переменах. Кстати, через многие годы мне довелось работать заведующим одним из отделов в Окружном научно-методическом центре (так был переименован Дом творчества), и мой рабочий стол стоял в этом же маленьком кабинете, где я овладел своей самой первой профессией…

????????????????????????????????????

А через много-много лет я узнал, что в фотокружке несколькими годами раньше занималась моя давняя знакомая, бывший директор Дома пионеров, а после его переименования директор Дома детского творчества, отличник народного просвещения России Лариса Прокопьевна Долгушина. Легендарный педагог-организатор внеклассного воспитания, выпускница Тобольского педагогического института имени Д.И.Менделеева. Ее общий педагогический стаж перевалил за полвека. А среди множества наград и Почетных грамот у нее есть даже медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».

О ней нужно писать отдельную книгу, ибо жизнь ее была настолько наполнена событиями и добрыми делами во благо детей и молодежи, что газетная полоса просто не в силах это вместить.

В 1963 году окончила Ханты-Мансийское педагогическое училище и поехала с подругой по распределению в Нялинский детский дом.

— Нас сразу отправили в Тюмень, где при обкоме комсомола мы прошли курсы по воспитательной работе. Зарплата у меня была пятьдесят четыре рубля, но зато работа интересная – я преподавала литературу и русский язык, вела кружки и уроки дополнительного образования. Заочно окончила Тобольский пединститут и вернулась в Ханты-Мансийск.

В родном городе и раскрылся у Ларисы Прокопьевны в полной мере талант организатора воспитательной работы с детьми и молодежью.

— Я очень любила работать с детьми. И в Нялино, и здесь в Ханты-Мансийске. И вообще считаю, что без любви к своему делу лучше им не заниматься. Многому научила меня мой учитель по жизни Вера Григорьевна Плесовских.

Жизнь в Доме пионеров всегда бурлила. В нем работало много кружков по самым разным направлениям — танцевальный, вокальный, театральный, по туризму и краеведению, экологии, спортивному ориентированию, фотокружок и кружок горнистов и барабанщиков… Все и не перечислишь.

И вот что интересно – в Дом пионеров приходили не отличники и активисты. К нам приходили ребята, которым было, скажу так, некомфортно в школе, и они искали свое место в жизни, место, где их примут с душой, место, где они смогут проявить свои способности. Они не были отличниками, но очень хотели быть тоже признанными.

Я слушал Ларису Прокопьевну и думал – как сегодня не хватает нашим ребятишкам именно этого – неравнодушия к ним со стороны взрослых. А Лариса Прокопьевна продолжала:

— Воспитательная работа с детьми в те годы — это большая и выстроенная система. Кроме отдела образования этой работой серьезно и скрупулезно занимался городской комитет комсомола. С комсомолом мы работали в самой тесной связке. В горком я приходила, если у нас возникали какие-то проблемы, и сотрудники всегда помогали с их решением.

Мой конек – организация массовых мероприятий, и горком всегда поддерживал и помогал их проводить. Клуб интересных встреч, «Ребячья республика», тимуровское движение, клуб «Беспокойные сердца», клуб интернациональной дружбы, «Алый парус», организация летнего отдыха детей… В нашей работе самым активным образом участвовали все школы города, учителя и пионервожатые, активные ребята. А горком комсомола оказывал самую твердую поддержку в наших начинаниях.

Хочу сказать, что и другие организации города всегда шли нам навстречу. Когда мы проводили в марте «Зарницу», Военкомат был всегда в первых рядах наших помощников, выделял рации, обучал участников игры азбуке Морзе. А воинская часть помогала проводить конкурсы и кормила участников игры блюдами настоящей солдатской кухни.

А как нам помогали шефы! Главным нашим шефом была Нефтебаза. На предприятии были свои теплицы, и к праздникам, особенно в трудные девяностые годы, в Дом детского творчества привозили свежие овощи и зелень. А еще работники Нефтебазы в свободное время помогали нам делать ремонт – приходили с краской, кистями и работали вместе с нами…

Мы долго беседовали с Ларисой Прокопьевной, перебирали старые фотографии, и она с любовью рассказывала о событиях и людях, с которыми ей пришлось работать. А их за эти годы встретилось на ее жизненном пути много. И все они остались в ее памяти. Помимо работы в Нялинском детском доме и работы в должности директора Дома пионеров — Дома детского творчества, Лариса Прокопьевна много лет отдала Межшкольному учебно-производственному комбинату, где вплотную занималась практически той же работой – организацией воспитательной работы и дополнительного образования.

Все мы родом из детства. И все, что в нас заложили в те годы наши учителя, наши педагоги, наши наставники, остается в нас. И через многие годы, помогая своим внукам осмыслить простые жизненные истины, ты можешь сказать, как герой Юрия Никулина из кинофильма «Когда деревья были большими»: а руки-то помнят! Ради интереса я провел своеобразный опрос среди жителей города. На вопрос: «Вы помните, кто был директором Дома пионеров?», все ответили одинаково: «Как кто? Лариса Прокопьевна Долгушина!». Память у жителей Ханты-Мансийска крепкая, и земляков, оставивших в их жизни добрый след, они уже не забудут никогда.

…Иду по улицам родного города и вместо красивых современных зданий в памяти всплывают немножко неуклюжие, потемневшие от времени деревянные: Почта, Гастроном, Универмаг, кинотеатр «Художественный», Дом культуры, Военкомат, Окрисполком, Библиотека, Дом быта…

И Дом пионеров. Или, как тепло назвала его Лариса Прокопьевна – Очаг Детства.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мысль на тему “Здесь был Дом пионеров…”

Яндекс.Метрика