Галина Захарова
В марте этого года исполнилось полвека уникальной сибирской гонке — лыжной гонке на Приз большой тюменской нефти.
Хорошо помню весенние дни 1964 года, в которые проходила в Ханты-Мансийске лыжная гонка на Приз большой тюменской нефти. Мы, тогда ребятишки начальных классов, с восторгом и удивлением взирали на красивых спортсменов-гонщиков, съехавшихся в наш родной город почти со всего СССР.
С раннего утра мы оккупировали холмы Долины ручьев, чтобы своими глазами увидеть небывалые по тем временам соревнования… Всесоюзные!
Конечно, мы совершенно не запомнили имена героев тех гонок (были слишком малы), но осталось ощущение чего-то безумно интересного, значимого, необычного.
Как показала жизнь, именно ТЕ гонки дали серьезный толчок развитию зимних видов спорта в моем родном городе.
Давайте же, дорогие читатели, в юбилейный для этих гонок год вспомним некоторые, наиболее яркие, эпизоды исторических соревнований.
В 2004 году мне посчастливилось пообщаться с человеком, который стоял у истоков этих соревнований. Имя его хорошо знакомо многим хантымансийцам — мастер спорта СССР Анатолий Прокопьевич Сыромятников. И хотя Анатолий Прокопьевич в то время был уже тяжело болен, не отказался от встречи и поведал о дорогих и памятных сердцу стартах. Хотелось бы привести отрывки из нашей беседы.
— Анатолий Прокопьевич, с чего начинались эти уникальные соревнования?
— Прежде всего мы начали с того, что обратились к первому секретарю окружкома партии Сергею Федоровичу Соловьеву и председателю окрисполкома Сергею Алексеевичу Комиссарову с предложением провести в Ханты-Мансийске такую гонку. Они пошли нам навстречу и предложили разработать программу соревнований.
Мы с федерацией лыжных гонок, с председателем окрспорт-комитета Игорем Соколовым, засучив рукава, принялись за дело. Помогали нам тренер местной спортивной школы Андрей Сатыгин и директор школы Виктор Черин. Кстати, все средние и старшие группы школы в течение года готовились к этой гонке, тренировались.
Лыжная трасса в то время, конечно, оставляла желать лучшего. И нашей главной задачей было довести ее до ума. Вместе со старшей группой воспитанников спортшколы (Колей Шабановым, Володей Скосыревым, Юрой Петровым, Борей Баженовым и другими) мы брали лопаты, топоры и целыми днями (в перерывах между учебой и тренировками) ходили готовить трассу. Таким образом сделали круг на пять километров, 10 и 15 (последнего нынче нет — зарос). К марту 1964 года трасса была готова. На это ушли все снежные месяцы: ноябрь, декабрь, январь и февраль. Но мы знали, что к нам приедут известные мастера спорта со всей Западной Сибири, и потому нельзя было ударить в грязь лицом.
— Откуда же была уверенность, что гостей — участников гонки будет много? Добираться до Ханты-Мансийска тогда было весьма проблематично…
— Знаете, как в народе говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Я как раз закончил в те годы бегать на чемпионатах страны и России, и у меня было много друзей из Красноярска, Новосибирска, Томска, Омска, Москвы, Ленинграда. В течение последних пяти лет я выступал на Празднике Севера, где мы и встречались. Так что сразу поставил перед ребятами задачу — принять участие в этой гонке.
Сколько же со своей женой Надеждой Александровной мы тогда писем настрочили! И в спорткомитеты, и своим друзьям. В этом нам здорово помогали братья Захаровы, Таня Уварова, Таня Яковлева, Юра Петров… Тогда же ксероксов, компьютеров не было, одна печатная машинка — и всё.
— И час настал! Помните открытие соревнований?
— Конечно! На первую гонку приехали спортсмены из 12 городов (Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Пермь, Салехард, Челябинск.). Кстати, все команды приезжали и питались за свой счет. Наш окрспорткомитет затратился только на проведение соревнований. Первая гонка проходила 16-18 марта 1964 года. Меня лично и всех приезжих удивил приток народа: ступить было некуда. Был зажжен свой олимпийский огонь (специально для него сделали высокий постамент из арматуры). И зажигал этот огонь наш чемпион округа по лыжным гонкам Николай Шабанов.
Что касается культурной программы, то на первую гонку приезжал Иосиф Кобзон, который выступил с концертом в старом (ныне снесенном) Доме культуры. Ощущение большого спортивного праздника было, конечно, у всех.
— Сколько же спортсменов приняло участие в первой гонке и на какие дистанции они бежали?
— В первой гонке участвовали около 100 мужчин и около 80 женщин. С 1964-го по 1974 годы (почти десять лет) проводилась эстафета 4х10 км, гонки на 15, 30, 50 км для мужчин и 5,10,15 км — для женщин (сейчас марафонских дистанций у нас нет).
Героем первого дня (на 15 км) стал наш Коля Шабанов. Он учился всего лишь в 10-м классе, но выполнил норматив мастера спорта СССР. Это была такая сенсация для округа! Все — и родители, и классный руководитель, и директор первой школы, где он учился, Юрий Георгиевич Созонов — шапки бросали вверх!
— А кто из гостей порадовал тогда болельщиков?
— Гонку на 30 километров выиграл чемпион мира и страны Николай Козлов из Кемерово. Прекрасно бежали Лева Матвиенко, мой друг, чемпион Всемирной универсиады; Михаил Петров, Анатолий Мельников, Михаил Либерман. А эстафетную гонку выиграли омичи, второе место было у кемеровчан, и третье — у хозяев соревнований. Самую длинную дистанцию (50 км) выиграл почетный мастер спорта СССР Пермяков из Кургана.
— А кто помогал проводить соревнования, ведь без квалифицированных специалистов нельзя обойтись?
— Большую помощь в организации и проведении соревнований на Приз большой нефти оказал Омский государственный институт физической культуры. Например, главным судьей был декан этого института Вениамин Александрович Шалавин. Его заместителем — проректор Евгений Сергеевич Гецольд. Оба — судьи всесоюзной категории.
Главным секретарем соревнований была моя супруга — судья республиканской категории Надежда Александровна (кстати, именно по ее предложению на одном из заседаний оргкомитета гонке было дано название). Ну а начальником дистанции стал я.
— Соревнования на Приз большой тюменской нефти высоко подняли Ханты-Мансийск в спортивном отношении. О нем стали говорить и на радио, и в центральных газетах. Это как-то сказалось — количественно и качественно — на последующих стартах?
— Безусловно. Уже во второй гонке приняли участие лыжники из 25 областей, Москвы, Ленинграда. Весомую роль здесь сыграло и одобрительное слово чемпиона мира Павла Колчина. «Большая тюменская нефть» проходила 20 лет и завершилась в 1984 году.
Друг нашего журнала мастер спорта СССР по лыжным гонкам Николай Шабанов был непосредственным участником этих исторических соревнований. Сейчас Николай Николаевич живет в Киеве, но на просьбу вспомнить первую гонку на Приз большой тюменской нефти откликнулся с радостью.
— В марте 1964 года мне было 17 лет, — рассказал он. — Я уже был чемпионом области по юношам, чемпионом России общества «Динамо» и был включен в состав сборной команды ЦС «Динамо». В этом сезоне оставалась последняя ответственная гонка, последнее испытание — Приз большой тюменской нефти. Инициатором этих соревнований был А.П. Сыромятников, человек, до мозга костей преданный лыжному спорту. Это он, оценив природные условия нашего города, добился проведения таких крупных соревнований. Но для этого был проделан огромный труд. И верными помощниками у него были мы — старшие группы спортивной школы. Осенью мы с помощью топографов сделали съемку местности, по которой будут проходить трассы. Анатолий Прокопьевич съездил в Москву и получил «добро» для подготовки трасс и проведения квалификационных соревнований с участием мастеров спорта СССР. Затем мы с разрешения лесничества прорубили лес в нужных местах и зимой приступили к подготовке трасс. Техники никакой не было, всё делалось вручную. Топтали трассу в три лыжни. Боковые лыжни топтались для палок.
Затем мы под руководством Анатолия Прокопьевича и его жены Надежды Александровны (судьи республиканской категории) стали писать письма-приглашения ведущим лыжникам для участия в соревнованиях.
У Анатолия Прокопьевича было много друзей — мастеров спорта СССР по всей стране. Многие дали согласие на участие. Очень помог Омский институт физкультуры. Они приехали всей командой и с судейской бригадой (судьи всесоюзной категории).
Настал день соревнований. Кроме приглашенных гостей, в гонках участвовали сильнейшие лыжники нашей Тюменской области. Долину ручьев заполнили жители города и гости. Люди пришли посмотреть на молодых, сильных и красивых участников соревнований. Это был большой спортивный праздник для нашего города. В гонках принимали участие и наши хантымансийцы: Федор Букаринов, Петр Химич, Юрий Соловьев, Леонид Плесовских, Анатолий Сыромятников, Виктор Черин, Николай Бондарев (всех не помню) и я — 17-летний юноша. Уж очень мне хотелось выполнить норматив мастера спорта СССР! Оказалось, что одного желания недостаточно. В гонке на 15 км я выступил неудачно и был очень расстроен. Но наш тренер Андрей Александрович Сатыгин успокоил меня: «Не переживай, набирайся опыта, у тебя всё еще впереди». Он был прав, всё было еще впереди.
Еще один друг нашего журнала — судья республиканской категории, заслуженный учитель РФ Геннадий Артамонович Осокин работал в судейской бригаде первых гонок на Приз большой тюменской нефти. Его воспоминания об этом событии в чем-то, конечно, перекликаются с теми, что рассказали А.П. Сыромятников и Николай Шабанов.
Но есть в воспоминаниях Г.А. Осокина и то, что можно назвать «эксклюзивным», предысторией гонок. То, без чего они попросту не смогли бы состояться даже при большом спортивном авторитете и энтузиазме А.П. Сыромятникова и его многочисленных друзей со всего Союза. Идея гонок была «брошена в благодатную почву» широкой спортивной общественности Ханты-Мансийска и активно поддержана ею. В городе уже в то время существовали добрые спортивные традиции. Вот о них-то и поведал Геннадий Артамонович:
— Любовь к лыжам и духу соревнований у жителей нашего города была всегда. Из детства помню, 1948-й или 1949 год. В воскресный зимний день в десять часов на крыльце военкомата как заиграет духовой оркестр — значит через час начнутся лыжные соревнования. Собирались со своими лыжами посоревноваться все желающие. И, конечно, болельщики.
Лыжня проходила по улице Мира (ранее Революции) до детского сада «Серебряные крылышки» (раньше здесь был сплошной лес) и далее — до Долины ручьев. Финиш — у военкомата. Победители получали награды и поздравления, болельщики — радость от зрелища.
Среди участников были постоянные лыжники: Клим Уваров, Виктор Текутьев, Александр Заев, Александр и Филя Графеевы, Николай Дерябин, Денис Ярлин.
Со временем из стихийных соревнований стали проводить регулярные — между рабочими коллективами и учебными заведениями.
Лыжный спорт развивался и набирал силу. И в 1959 году свой первый набор — 105 мальчишек и девчонок — провела детская спортивная школа гороно. Первым директором ее был мой учитель физической культуры из средней школы №1 Виталий Александрович Киселев.
Школа и ее тренеры А.А. Сатыгин, В.А. Черин, Н.И. Утеева постоянно проводили соревнования. И способные, трудолюбивые ребята стали показывать высокие результаты, становились победителями окружных, областных соревнований, победителями зоны Урала, Западной Сибири и Дальнего Востока: это Николай Шабанов, Анатолий и Юрий Захаровы, Владимир Скосарев, Валерий Путилов, Юрий Петров.
Между школами города проводились лыжные соревнования на приз гороно (для ребят 4-11-х классов). Дистанции — 1, 2, 3, 5 километров по четырем возрастным группам. Зачет для восьмилетних школ — 90 человек, для средних — 120. Школы-победители получали кубки, грамоты, подарки.
Что касается гонок на Приз большой тюменской нефти, то хочется напомнить имена тех, кто принимал в них участие (из гостей): Анатолий Мельников, Михаил Либерман, Виктор Червяков, Надежда Коврижная (первый тренер по лыжам ныне известного биатлониста Антона Шипулина) из Тюмени; Юрий Щепеткин, Владимир Проводников, Анатолий Куйвышев, Фаина Байбурина из Сургута, Сергей Обливин из Салехарда; Анатолий Желтов из Березово… Народу было море! Зрители стояли около лыжников на длину вытянутой руки. Всем хотелось лучше рассмотреть мастеров спорта. И в первой же гонке на 15 километров побеждает ученик средней школы №1 Ханты-Мансийска Николай Шабанов. Ура! Успех! Сенсация дня! Есть в нашем городе свой доморощенный мастер спорта СССР. Народ ликовал. Интерес к этим гонкам — а просуществовали соревнования 20 лет — был всегда.
Добавлю, что все люди, которые принимали участие в организации и проведении первых и последующих лыжных соревнований на Приз большой тюменской нефти, всегда думали и надеялись в душе, что когда-нибудь Ханты-Мансийск станет спортивной меккой на карте нашей страны. Так и произошло. И мы счастливы, что были к этому причастны.
Журнал «Старт», 2014
Мысль на тему “Эта уникальная сибирская гонка”
Очень интересно. Читается с лёгкостью, а воспоминания о местах прохождения трассы, отдельное спасибо! Что-то уже застроено, а что-то снесено. Азартная статья!