На берегу Иртыша, в тайге, один над другим, словно лезгинские сакли, расположились светлые домики. Густые кедры величественно окружают их. А вокруг — мягкий, шелковистый травяной ковер. Он спускается к песчаному с гальками и камешками берегу.
Из ближних и отдаленных селений округа съехались сюда ребята — дети хантэ, манси и русских хорошо провести каникулы, отдохнуть.
С 7 часов утра красное полотнище развевается над санаторием. Трубит горн. Начинается физкультурная зарядка, затем умывание, обтирание, уборка в комнатах, завтрак. Так начинается день.
День в санатории полон веселья и развлечений. Тут подвижные и настольные игры, биллиард, городки, физкультурные танцы и викторины…
Приятно и радостно слушать звонкие голоса счастливых детей, их пение, смех. Вот Шура Алычева — дочь хантэ-колхозника из деревни Сергино, Микояновского района, вот Маруся Вылла – хантэ из ю. Тром-аган, Сургутского района, вот Шура Болотин, Миша Мальцев. Какие они жизнерадостные!
— Как отдыхаешь? — спросили мы Шуру Эшникова — хантэ, ученика Остяко-Вогульской нацонльной семилетки. В ответ бойкое, звонкое:
— Хорошо!
— Хорошо, очень хорошо! — подтверждают Паша Носоновских и Коля Демидов — ученики Остяко-Вогульской средней школы.
Половина второго. Снова трубит горн и дежурный Слава Попов наполовину опускает флаг. Замолкли звонкие голоса. Начался послеобеденный «мертвый час». Потом снова развлечения, песни — до 10 часов вечера.
Так отдыхают счастливые дети Советского Севера. П. Скутин
«Остяко-Вогульская правда», 3.7.1938