Жаркий июльский полдень. На небе ни облачка. Воздух не колышется. Поверхность Назыма гладкая-гладкая. Временами она вдруг покрывается небольшими кругами, которые так же быстро исчезают, как и неожиданно появляются. Это играет мегдым.
На высоком берегу раскинулись дома колхозников рыбартели им. Смидовича. На приплеске, где еще недавно была вода, — несколько лодок, вешала с двумя неводами. У одного из них сосредоточенно работает средних лет женщина. Это звеньевая лова Надежда Васильевна Кузнецова промеряет настройку невода — то отцепляет, то прицепляет наплавья и кибасы к тетивам, чинит обнаруженные дыры в полотне. Так, ежедневно, когда просушивается невод, тов. Кузнецова тщательно проверяет его, удаляя обнаруженные неисправности.
— Всякая ловушка, — говорит Надежда Васильевна, — требует внимания к себе. А невод — особенно. Его нужно во-время зачинить, отрегулировать груз. Сухой невод — подгрузишь, а дашь притонение-два — уже разгружаешь. Он и ходит легко и рыбу берет лучше.
Беседуя с председателем артели Коневым Георгием Семеновичем, мы узнали, что на Назыме начался ход мегдыма. Уже в ночь с 27 на 28 июля добывали в контрольных тонях до 30 килограммов за притонение. Рыба лучше ловится ночью, чем днем.
В прошлом году два звена артели за полмесяца добыли более 15 тонн мегдыма. Нынче пашкинцы подготовили три невода. Одним звеном руководит опытная рыбачка Надежда Кузнецова, вторым — Николай Жержевский и третьим — сам председатель артели, он же бригадир лова.
Ровно к 7 часам вечера все рыбаки собрались на берег. Некоторые из них только что прибыли с сенокоса, где помогали метать сено. Каждый рыбах в хороших броднях или резиновых сапогах. Здесь и девушки, и юноши, и пожилые колхозники. У всех настроение бодрое, приподнятое.
Перед тем, как набрать невода в лодки, Георгий Конев обратился к рыбакам:
— Сегодня пустим в ход все три невода. Два будут ходить на средней тони, а третий — невод моего звена, только что построенный и посмоленный, пустим на верхней тони. И если будет неудача, так как на этой тони имеются подводные залавки, то переедем на нижнюю тонь. Утром подведем итоги работы за ночь и передовому звену вручим красный флажок. А сейчас, товарищи, задело!
Дружно закипела работа. Невода с вешалов были набраны в лодки за несколько минут.
— Ну, девушки, отталкивайте лодку от берега! — усаживаясь на корму, громко сказала звеньевая Кузнецова. — Мы сегодня первыми будем закидывать невод.
Не прошло и 10 минут, как 280-метровый невод был растянут поперек Назыма. Спускаясь вниз по течению, невод забирал рыбу. Проплыв более 300 метров, ловцы с канатом быстро направились к берегу. И вот уже канат зацеплен за ворот, с помощью которого во много раз облегчается труд рыбаков, быстрее проходит притонение.
Подходит мотня. Подвязанные к ней поплавки то затонут, то снова появятся.
— Жмите, жмите к земле нижнюю тетиву, — приказывает звеньевая.
Невод притонен. Мотня приподнята. Улов оказался более 50 килограммов.
После того, как мотня была освобождена от рыбы, невод быстро начали набирать в лодку. В это время выкидывало второй невод звено Николая Жержевского. Но оно взяло вдвое меньший улов.
Так шла работа двух звеньев в течение всей ночи.
Звено самого бригадира Георгия Конева, дав притонение на одном месте и порван невод о подводный залавок, переехало на другой песок. На переезд и ремонт невода ушло немало времени. За ночь было дано только два притонения. Улов оказался небольшой.
— Неудачно прошла сегодня ночь, — сказал бригадир. — Но не падайте духом, товарищи! Сегодня мы полоскали только что посмоленный невод и пески проверили. Промысел еще впереди. На следующую ночь посмотрим, какое звено даст больше притонений и выловит больше рыбы.
Находясь вблизи двух первых звеньев. Конев все время вел наблюдение за их работой. Он замечал, что невода притоняются быстро, но между притонениями допускаются простом по 20-30 минут. Рыбаки это делали умышленно, считая, что рыба «подкопится».
В 8 часов утра невода были вывешены на просушку. Через 4 часа отдыха рыбаки собрались в контору колхоза. Председатель колхоза доложил результаты работы звеньев.
— Звено тов. Кузнецовой, — сказало он, — дало пять притонений и выловило около 300 килограммов рыбы. А звено т. Жержевского сделало четыре притонения и выловило 120 килограммов. У последнего звена невод короче почти на 80 метров. Сегодня же надо его удлинить. Но дело не только в длине невода. Необходимо больше давать притонений. А как было в прошлую ночь? Пережидали друг друга и теряли попусту время! Когда рыба идет, нет смысла ждать подстоя. Невод за неводом должны ходить беспрерывно. В истекшую ночь эти два звена потеряли попусту около четырех часов. Значит, потеряно два притонения.
Красный флажок вручается звену тов. Кузнецовой. Оно же занимает первое место на доске показателей.
От имени звена тов. Кузнецова заявила, что ее ловцы не уступят завоеванного первенства. Они будут давать больше притонений и перевыполнять график вылова.
После производственного совещания рыбаки прослушали беседу о международном положении.
А потом началась дружная работа у неводов. В 7 часов вечера снова развернулась неводьба.
Г. Воронцов, д. Пашкино
«Сталинская трибуна», 31.7.1949