Тов. Булатов в своем докладе охарактеризовал задачи парторганизации в работе по освоению Севера и рассказал о больших достижениях, которых добились народы Севера за годы советской власти под руководством Коммунистической партии.
Я хочу в дополнение к докладу привести несколько цифр, характеризующих развитие социалистической культуры и социалистической экономики на Севере.
До Октябрьской революции в Сургутском и Березовском уездах, которые входят в Остяко-Вогульский округ, почти что не было школ, а для хантэ и манси и вовсе не было ни одной школы. В настоящее время, благодаря советской власти, благодаря помощи рабочего класса Советского Союза, мы имеем в округе 163 школы, из них 3 полных и 34 неполных средних школы. Мы имеем около 170 культурных учреждений, в том числе 73 избы-читальни, клубы, Дома народов севера, 2 культ-базы, красные чумы и так далее. Это говорит об огромном росте культуры нашего национального округа.
До Октябрьской революции, в 1913 году, на лечебное дело в Сургутском уезде расходовалось на душу всего 74 копейки, в Березовском уезде еще меньше — только 44 копейки. А в 1936 году наш округ на лечебное дело израсходовал на одного человека 65 рублей.
Раньше в этих уездах не было никакой промышленности, не было ни одного завода. В настоящее время наш округ имеет 5 заводов и в нынешнем году вступит в строй еще один завод. Имеются 3 МТС, а в нынешнем году организуется четвертая. Среди хантэ и манси есть немало прекрасных стахановцев, показывающих образца высокой производительности.
Вот, к примеру, кандидат в члены партии тов. Соромин — стахановец. В 1936 году со своей бригадой он выполнил план вылова рыбы на 360 проц., перекрыл всякие нормы и, нужно сказать, перегнал тов. Коптякова из Ямальского округа.
Здесь среди нас присутствует делегатка конференции тов. Броникова — работница консервного комбината, выполняющая норму на 200 прок В настоящее время мы тов. Броникову выдвинули на должность начальника цеха. Стахановское движение в нашем округе развертывается, и мы поставили в нынешнем году своей задачей дать стране один миллион пудов высококачественной рыбы.
Если мы имеем такие большие достижения, то это результат заботы о Севере и помощи Центрального Комитета нашей партии и товарища Сталина. Но если бы мы работали лучше, мы бы имели больше достижений, чем в настоящее время.
Прежде всего, о состоянии нашей партийной организации. Наша партийная организация, в первую голову руководители ее, наделала не мало ошибок. Нет сомнения, что если бы руководство Севером со стороны Обкома партии было лучше, то ошибок в работе нашей организации было бы меньше. Руководство же со стороны Обкома Севером было недостаточное.
В чем же наши ошибки? Правда, мы не выдали партийного билета помощнику вредителя Угланова — Соломину. Тем не менее, не выдав этого партийного билета, мы не сумели разоблачить всю ту шпионскую, вредительскую работу, которую проводили Угланов и Соломин. Почему это получилось? Потому, что мы также болели политической беспечностью. У нас отсутствовала надлежащая революционная бдительность, у нас, как и в других организациях, недостаточно была развита критика и самокритика, в нашей организации также нарушалась внутрипартийная демократия. Все это вело к отрыву партийного руководства от партийных масс. В результате этого создалась возможность для вредительства и в нашем Остяко-Вогульском округе.
Как мы ликвидируем последствия углановщины? Чтобы ответить на этот вопрос, я должен сказать несколько слов по адресу Обкома партии. Руководящий состав работников Обьрыбтреста состоит на учете в Тобольске. Когда они приезжают к нам, то мы с ними, как окружная организация, ничего сделать не в состоянии, хотя бы они и решали вопросы неверно. Вмешаться и разрешить такие вопросы может только Обком. Так вот, после ареста Угланова к нам в округ Обьрыбтрест продолжает посылать на работу врагов народа троцкистов и их правых союзников. Обьрыбтрест не хочет считаться с местными парторганизациями, он по своему усмотрению возвращает выгнанных нами из округа врагов народа, заставляет выплачивать им зарплату за «вынужденный прогул» и т.д. Подобные действия сигнализируют нам о том, что в Обьрыбтресте и сейчас не все благополучно. Мы ставим вопрос о переводе Обьрыбтреста в Остяко-Вогульск, ближе к производству. В ближайшее время надо выполнить и решение Обкома о переводе Рыбакколхозсоюза в Остяко-Вогульск.
Обкому партии надо лучше бороться за выполнение своих решений. По Остяко-Вогульскому округу Обкомом партии принято 3 решения, причем все они, до настоящего времени не выполнены. Это является следствием недостаточно внимательного отношения к Северу, следствием недостаточного контроля за выполнением своих решений.
«Остяко-Вогульская правда», 19.6.1937