29 марта педколлектив Остяко-Вогульской средней школы подвел итог работы третьей четверти учебного года. Доклад завуча т. Бугрова был далек от жизни. Море цифр — вот что преподнес докладчик слушателям. Поэтому не случайно посыпались вопросы. Коллектив интересовало — как работают отдельные учителя, какие отрицательные и положительные качества у них. Коллектив интересовало, почему низка успеваемость учащихся, которая составила лишь 53 процента.
Ничего не мог ответить на эти вопросы докладчик. Не мог ответить потому, что сам т. Бугров не знает учителей, не вникает в работу педколлектива, и нередки случаи, когда сам «спит» на уроках.
Правда, зав. окрОНО тов. Пискарев, присутствующий на собрании, пытался «выяснить» причины низкой успеваемости. ОкрОНО, видите-ли, не знает этих причин (?!) Невольно по этому поводу вспоминаются строки из «Отцы и дети» Тургенева:
«…сановники вдруг перестают понимать самые простые слова, глухоту на себя напускают. Он спросит, например: «Какой сегодня день?» Ему почтительнейше докладывают: «пятница сегодня, ваше с…с… с…ство».
«А? Что? Что такое пятница? Какая пятница?».
Так и осталось неясным для преподавателей — почему же так низок процент успеваемости?
Почему? Потому, что в школе не уважают самокритики. В школе боятся критиковать директора и окрОНО. А окрОНО не может не знать беспорядков в школе.
Обратимся к фактам.
Идет самое ответственное время учебного года — III и IV четверти и приближаются испытания. Это, можно сказать, жатва в жизни школы: день упустишь — годом не наверстаешь. И вот в этот-то момент директору школы тов. Хомылеву окрОНО предоставляет отпуск: «Иди, мол, отдыхай от ничегонеделания». Директор уезжает, оставив школу на произвол судьбы. Уроки литературы в 8, 9, 10 классах, которые вел т. Хомылев, остаются никем не замешенными.
Еще один факт, который «тянул» школу вниз. Почти все преподаватели и все предметы в течение учебного гола подвергались различным перемещениям. Русский язык и литература — эти основные предметы в школе в старших классах — не раз переходили от одного преподавателя к другому.
Так, например, во второй четверти у меня взяли часы литературы в 6-х классах. В конце третьей четверти мне предложили передать часы литературы в 5-х классах. Вскоре мне опять предложили — отдать часы русского языка в 5-х классах и взять часы литературы в 5 и 6-х классах. Такой же участи подверглись предметы: биология, математика, история и др.
Тут уже я не выдержала и заявила, что часы русского языка я не отдам, а часы литературы не возьму. Нечего и говорить, что подобное дергание наносит большой вред учебе. И эти безобразия творятся с санкции зав. окрОНО тов. Пискарева.
В школе известно, что директор т. Хомылев окружает себя приближенными людьми. Директор «выписал» из Сухоруково преподавателя по труду т. Валинского. Сейчас преподавание труда в школе упразднено. Директор пытается дать часы русского языка Валинскому, между тем как последний имеет перерыв в работе начальной школы до 6 лет.
В школе инициатива преподавателей подавлена, самокритика зажата и желание работать понижено. Возьмите такой факт. Округ готовился к своему юбилею. Коллектив школы хотел отметить лучших своих людей. Но каково было наше разочарование, когда директор без общего собрания, без совещания месткома дает список ударников-учителей в поселковый совет и в этом списке значится фамилия Валинского. Все были возмущены этим фактом.
Вот часть фактов, которые тормозят в работе школы и которые не безызвестны окрОНО. Так почему же в окрОНО разыгрывают роль тургеневских сановников и напускают на себя непонимание самых простых вещей, почему озадачивают «подчиненных»?
Нет в окрОНО подлинной, настоящей заботы о кадрах, нет ответственности в воспитании детей.
Преподаватель Пикулева
«Остяко-Вогульская правда», 9.4.1937